- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Образовательная программа Основы хореографии
Образовательная программа Основы хореографии
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондарь А.А. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»
Образовательная программа
«Основы хореографии»
(для детей 5-6 лет)
Составитель: Бондарь А.А.
педагог дополнительного образования.
2015 год
Содержание
1
Пояснительная записка ……………………………………………
3
2
Основные направления и содержание деятельности ……………
5
3
Тематическое планирование первого года обучения …………..
7
4
Содержание тем первого года обучения …………………………
7
5
Ожидаемые результаты после первого года обучения …….........
9
6
Тематическое планирование второго года обучения …………...
10
7
Содержание тем второго года обучения ………………….……...
10
8
Ожидаемые результаты после второго года обучения …….........
12
9
Ожидаемые результаты после реализации программы …………
12
10
Механизм оценки получаемых результатов ……………………..
13
11
Условия реализации программы ………………………………….
14
12
Список литературы ………………………………………………..
14
Пояснительная записка
Искусство танца - это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Дополнительная образовательная программа «Основы хореографии» имеет художественно-эстетическую направленность. Составлена на основе типовой программы «Прекрасный мир танца» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн.: Национальный институт образования, 2005), а также методики Е.В.Горшковой «От жеста к жесту» (по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце).
Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства.
Задачи:
-
привить детям любовь к танцу;
-
соразмерно сформировать их танцевальные способности;
-
развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность;
-
воспитать художественный вкус;
-
научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.
Данная программа предназначена для работы с обучающимися 5 - 6 лет.
Рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
-
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504);
-
Устав МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»;
-
Конвенция о Правах Ребёнка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
-
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844
Основные направления и содержание деятельности
На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастики.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.
Для развития у детей музыкальности и ритмичности вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, способность легко и красиво двигаться под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память. Они строятся на естественных движениях: шагах, беге, прыжках, движениях с предметами (мячами, обручами, скакалками, лентами и т.д.) В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, танцах, этюдах.
Формы и методы обучения
Используется групповая и индивидуальная форма обучения
Формы проведения занятий
-
учебное занятие;
-
открытое занятие;
-
беседа;
-
игра;
-
экскурсия;
-
музыкальное соревнование;
-
занятие-праздник;
-
концерт;
-
конкурс;
-
фестиваль;
Методы:
-
Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении книги, при анализе музыкального и художественного произведения.
-
Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
-
Практический - это упражнение, тренинг, репетиции.
К практическим методам хореографии можно отнести следующие:
-
Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
-
Метод расклада.
-
Метод повторения.
-
Метод коллективного творчества, обусловливающийся следующими задачами:
-
проработка и закрепление пройденного программного материала;
-
раскрытие индивидуальности обучающихся через творческое самовыражение;
-
воспитание художественного вкуса;
-
задание хореографических композиций;
-
воспитание целеустремленности, доброжелательности, уважения;
-
выявление и развитие способностей среди обучающихся.
Целенаправленное развитие личности будет продуктивным, если в процесс воспитания и обучения будут вовлечены не только педагоги, но и родители.
В коллективе современного танца «Атмосфера» родители являются полноправными участниками учебно-воспитательного процесса.
Стремление создать условия для успешного развития ребенка, достижения им больших успехов в любимом деле приводит к взаимопониманию между педагогом и родителями, к сплочению коллектива и атмосфере доверия. Этому способствует следующая работа:
-
информирование родителей об успехах и затруднениях ребят, об их активности на занятиях;
-
открытые занятия для родителей;
-
родительские собрания;
-
организация и проведение совместных культурно-досуговых программ, отчетных концертов;
-
привлечение родителей к работе над танцевальными костюмами
-
работа родительского комитета.
Тематическое планирование
Первый год обучения
№
Название темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие.
2
-
2
2
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.
6
50
56
3
Партерная гимнастика.
4
44
48
4
Танцевальные этюды, игры, танцы.
-
36
36
5
Итоговое занятие.
-
2
2
Итого:
12
128
144
Содержание тем
Первый год обучения
Задача первого года обучения - научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус.
1. Вводное занятие
Теория Хореография как вид искусства. Правила поведения в хореографическом зале.
2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Теория Танцевальная азбука. Хореографические термины.
Практика
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
3. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Теория Беседа. Влияние партерной гимнастики на строение, развитие тела танцора. Основные понятия по теме.
Практика
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
4. Танцевальные этюды, игры, танцы
Практика
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
5. Итоговое занятие
Практика Мероприятие «Итоговый праздник».
Ожидаемые результаты после первого года обучения
В результате реализации программы предполагается, что к концу первого года обучения обучающиеся будут
знать:
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерного экзерсиса;
уметь:
- исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и её окончание, а также ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;
- двигаться по кругу, взявшись за руки, друг за другом или парами; располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
- выполнять элементы партерной гимнастики.
Тематическое планирование
Второй год обучения
№
Название темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие.
2
-
2
2
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.
4
50
54
3
Партерная гимнастика.
2
48
50
4
Танцевальные этюды, игры, танцы
-
36
36
5
Итоговое занятие.
-
2
4
Итого:
8
136
144
Содержание тем
Второй год обучения
Задача второго года обучения - обучить детей новым танцевальным движениям, научить ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок.
1. Вводное занятие
Теория Хореография как вид искусства. Правила поведения в хореографическом зале.
2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Теория Закрепление изученных движений и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки.
Практика
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
3. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Теория Беседа на тему «История возникновения танца».
Практика
- образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнений партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
4. Танцевальные этюды, игры, танцы
Практика
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
5. Итоговое занятие.
Практика
- мероприятие «Итоговый праздник».
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Ожидаемые результаты после второго года обучения
В результате реализации программы предполагается, что к концу второго года обучения обучающиеся будут
знать:
- начало и конец музыкального вступления;
- названия новых танцевальных элементов и движений;
- правила исполнения движений в паре.
уметь:
- откликаться на динамические оттенки в музыке;
- выполнять простейшие ритмические рисунки;
- реагировать на музыкальное вступление;
- красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
- давать характеристику музыкальному произведению;
- хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
- исполнять движения в парах, в группах;
- держаться правильно на сценической площадке.
Ожидаемые результаты после реализации программы
В результате реализации данной программы предполагается, что дети будут
знать:
-
правильное согласование движения с музыкой;
-
название основных музыкально-ритмических движений и их элементов;
-
правильное передвижение по определенной площадке и в определенном рисунке;
уметь:
-
понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
-
определять и использовать основные рисунки, направления в движении;
-
исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
-
исполнять упражнения партерного экзерсиса;
-
координировать движения.
Механизм оценки получаемых результатов
Контроль усвоения программного материала осуществляется путём проведения начальных, промежуточных, итоговых диагностик и обобщающих занятий, а также при наблюдении за обучающимися в процессе общения.
Начальный контроль осуществляется в начале года.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в декабре, задачами являются выявить уровень освоения обучающимися программы за полгода, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части.
Итоговой контроль проходит в конце учебного года (апрель - май), служит для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.
Формы контроля:
- дифференцированный зачет, анализ, самоанализ, которые осуществляются в ходе открытого итогового занятия;
- просмотр, тестирование, отчет, которые фиксируются в ходе участия в городских, областных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется на базе МБОУДОД «ДЮЦ «Приобский», где имеется необходимая стабильная материально-техническая база.
Занятия проходят в специально оборудованном зале. Помещение светлое, чистое, соответствующее всем требованиям безопасности, санитарии.
Для проведения занятий имеется всё необходимое: станки, зеркала, палубный пол, коврики, кондиционеры, раздевалка.
Средства обучения включают методические пособия по всем разделам хореографической деятельности, аудио- и видеоматериалы, магнитофон, музыкальный центр.
Список литературы
-
Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
-
Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
-
Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на - Дону «Феникс» 2003г.
-
Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.
-
Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
-
Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
-
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
Сведения о разработчике.
Фамилия, имя, отчество:
Бондарь Алёна Александровна.
Должность:
педагог дополнительного образования 7 разряд.
Педагогический стаж:
2 года.
Место работы: МБОУ ДОД «ДЮЦ Приобский»
Адрес:
Г.Бийск ул.Васильева 61/1. Тел. 45-08-03.
Образование: Бийский педагогический колледж г.Бийск.
Специальность: социально-культурная деятельность и народно-
художественное творчество.
Аннотация
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5-6 лет на два года обучения, по 144 часа в год.
Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии.
Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать красиво, двигаться в свободной непринужденной манере и владеть ритмопластикой танца, а также решать оздоровительные задачи.
Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой материал, которые используются на занятиях.
Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников.
.
Программа «Основы хореографии» предназначена для реализации в МБОУ ДОД «ДЮЦ Приобский» г.Бийск.
16