Пальчиковая гимнастика. Занятия с детьми раннего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пальчиковая гимнастика.


Занятия с детьми раннего возраста.


Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующем эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев - с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Многие родители не знают, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие.

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыш овладел простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения - это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

  1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

  2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

  3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

  4. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

  5. «Коза». Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки:


  1. «Пальчики в лесу». 2. «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька - для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька - для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька - для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька - для чижа,

Ну, а волку - кожура!

В работе с детьми используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т.е.количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбирают более простые упражнения:

  1. «Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи».

  1. «Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико..».

  1. «Замочек».

  2. «Заборчик».

  3. «Полетели птички, (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем

Птички-невелички. и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха).

Сели птички. Посидели.

Опять полетели».

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение несколько минут. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками - пусть отдохнут).

К середине учебного года переходим к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности:

  1. «Этот пальчик - дедушка…».

  2. «Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы считать…».

  1. «Мышка мылом мыла лапку - (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку -

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно -

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла -

Очень он боялся мыла.»

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения, как:

  1. «Пальчики здороваются».

  2. «Повстречал ежонка еж…»

  3. «Зайка в норке».

  4. «Зайка и барабан».

Хотелось бы отметить, что мы не должны ограничиваться только пальчиковой гимнастикой. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучи в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание карандаша.

Желаем Вам удачи в работе с вашими детьми!

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ.

«Моя семья».

Вот дедушка, (Поочередно прогибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а

Вот бабушка, со слов: «А вот и вся семья» второй рукой охватывать кулачок.)

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

«Наш малыш».

Этот пальчик - дедушка, (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать

Этот пальчик - бабушка, их, начиная с большого.)

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с

Этот пальчик - прыг в кровать, мизинца. Затем большим пальцем касаться всех

Этот пальчик прикорнул, остальных - «будить». Одновременно с

Этот пальчик уж заснул. Восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко

Встали пальчики - «Ура!» расставив пальцы в стороны.)

В детский сад идти пора!

«На работу».

Большой палец встал один. (Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать

Указательный - за ним. Их, начиная с большого. А со слов: «Встали

Средний будит безымянный. братцы все» - широко расставить пальцы в

Тот поднял мизинчик малый. стороны.)

Встали братцы все - «Ура!»

На работу им пора.

«За работу».

Ну-ка, братцы, за работу. (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого,

Покажи свою охоту. А на слова: «Песни петь да плясать» - энергично Большаку дрова рубить, шевелить ими.)

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде - (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).

«Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое! (Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваться» с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

«Кольцо»

Выйду на крылечко, (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо,

Вынесу колечко. Остальные отвести в сторону).

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо» (Пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и

Прыгнул заинька с крылечка средний и развести их в стороны. Большой и

И в траве нашел колечко. указательный пальцы соединить в кольцо, остальные А колечко не простое - пальцы отвести в сторону.)

Блестит, словно золотое.

«Очки». (Образовать два кружка из больших и указательных - Что стряслось у тети Вали? Пальцев обеих рук, соединить на переносице.)

  • У нее очки пропали!

«Стульчик». (Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые

«Стульчик» ты из рук сложи пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку

И детишкам покажи. В положении кулачка прижать к левой ладошке.)

«Разминка». (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих

Ты, утенок, не пищи! Рук. )

Лучше маму поищи.

«Погладим котенка». (Одной, затем другой рукой сделать

- Киса, кисонька, кисуля!- расслабляющие упражнения для пальцев).

Позвала котенка Юля.

  • Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

«Стол». (Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок

У стола четыре ножки, опускается ладошка правой руки.)

Сверху крышка,

Как ладошка.

«Грабли». (Ладони обращены к себе, пальчики переплетены,

Листья падают в саду, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

Я их граблями смету.

«Цепочка». (Большой и указательный пальцы левой руки образуют

Пальчики перебираем кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из

И Цепочку получаем. Пальчиков правой руки: большой - указательный,

Большой - средний и т.д.)

«Зайчик в норке».

У елки на пригорке (Шевелим пальчиками).

Спрятался зайчишка в норке.

«Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан (Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний

И ударил: трам-трам-трам. Пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому.

Безымянным и мизинцем стучим по большому

пальцу).

«Лошадка».

У лошадки вьется грива, (Правая ладонь на ребре, направление от себя.Большой

По ветру летит игриво. палец поднят. Сверху на правую накладывается левая

ладонь под углом. Пальчики изображают гриву.

Поднятые вверх два больших пальца образуют ушки).

«Коза».

У козы торчат рога, (Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и

Забодать может она. мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный

пальцы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем).

«Колокольчик».

Колокольчик все звенит, (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Язычком он шевелит. скрещены . Средний палец правой руки опущен вниз,

Ребенок им свободно вращает).

«Собака».

У собаки острый носик, (Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе.

Есть и шейка, Большой палец вверху. Указательный, средний и

Есть и хвостик. безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается

и поднимается).

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке, (Средний и безымянный пальцы упираются в

Чтобы лучше слышать большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

мышь в ее норушке.

«Мышка».

Серенький комок сидит (Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

И бумажками шуршит. Указательный и мизинец согнуты дугой и прижаты к

среднему и безымянному).

«Зайка и ушки».

Ушки длинные у зайки, (Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы

Из кустов они торчат. выставлены вверх. Они шевелятся - то разводятся в

Он и прыгает и скачет, стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Ушки

Веселит своих зайчат. Зайчика шевелятся).

«Ножницы».

Разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки, потом обеих рук вместе.

«Коготки».

Сильное полусгибание и разгибание пальцев.

«Прогибание».

Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой, с преодолением сопротивления.

«Вращение».

Вращение больших пальцев (все пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильное сжимание подушечек больших пальцев.

«Кулак - ладонь».

Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и одновременно сгибается в локте, другая опускается выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

«Сжимание».

Сжимание в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вытянуты вперед, вверх или разведены в стороны).

«Выгибание».

Выгибание и прогибание кистей обеих рук одновременно, затем по очереди.

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Солнечные лучи».

Разжимаем пальцы, не расцепляя «замка».







«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

«Разминка».

Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи.

«Водичка».

Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико...

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Пальчики в лесу». «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька - для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька - для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька - для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька - для чижа,

Ну, а волку - кожура!

«Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

«Разминка».

Ты, утенок, не пищи, (Сжимание и разжимание пальцев рук).

Лучше маму поищи.

«Водичка».

Водичка, водичка, (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Умой мое личико...

«Замочек».

Пальцы переплетены, ладони сжаты. Сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево.

«Пальчики в лесу». «Апельсин».

Раз, два, три, четыре, пять, Мы делили апельсин-

Вышли пальчики гулять. Много нас, а он один.

Этот пальчик гриб нашел, Эта долька - для кота,

Этот пальчик чистить стал, Эта долька - для ежа,

Этот резал, этот ел, Эта долька - для улитки,

Ну а этот все глядел. Эта долька - для чижа,

Ну, а волку - кожура.

«Мышка».

Мышка мылом мыла лапку - (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку -

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно -

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла -

Очень он боялся мыла.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде - (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).


«Мышка».

Мышка мылом мыла лапку - (Массаж пальцев)

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку -

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно -

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла -

Очень он боялся мыла.

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде - (Кончиком большого пальца правой руки

Дома и на улице. поочередно касаться кончиков указательного,

Даже «здравствуй» говорю среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Я соседской курице. Проделать то же самое левой рукой.)

«Повстречал ежонка еж..» (Одновременно кончиками больших пальцев Повстречал ежонка еж: правой и левой руки поочередно касаться

«Здравствуй, братец! Как живешь?» кончиков указательных, средних,

безымянных пальцев и мизинцев).

© 2010-2022