- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект мероприятия к Дню родного языка
Конспект мероприятия к Дню родного языка
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балобанова Н.Н. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема «Люби и знай родной язык!»
Цель: Вызвать у детей интерес к языкам, уважение к людям разных национальностей.
Ход:
- Хәерле көн, балалар! Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались в этом зале на мероприятие «Люби и знай родной язык!»
Ребята, 21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка.
Что это родной язык?
Родной язык у каждого свой: у русских - русский, у татар - татарский, у чуваш - чувашский и т.д.
Родной язык - это самый красивый, любимый и близкий язык.
Почему близкий язык? - Потому что на нем разговаривают самые близкие люди, с которыми мы живем рядом - мамы, папы,… У языка главная роль - это общение и понимание.
Послушаем как воспевает родной язык татарский поэт Габдулла Тукай (читают дети подготовительной группы):
Туган тел
И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!
- А сейчас послушаем это стихотворение на русском языке.
(читают дети подготовительной группы)
Композиторы сочинили музыку на слова Г. Тукая, и теперь это не только стихотворение, но и песня-гимн родному языку. Споем песню "Туган тел".
- На родном языке мы с вами учим стихи, песни; читаем сказки, играем в игры. Давайте вспомним, какие песни мы знаем.
Җыр «Булдыклы солдатлар» - Песня «Бравые солдаты»
(песня исполняется на двух языках)
-
Ребята, а что такое Родина? Родной край? (Ответы детей)
Родина у каждого человека она своя, и для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое.
Послушаем стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».
- Ребята а у вас малая Родина - это удивительный город Елабуга, город, который имеет свое неповторимое лицо, свою богатую историю. И когда нас спрашивают: - Где ты живешь? Мы с гордостью отвечаем: - В Елабуге.
В нашем городе тоже живут поэты, которые много стихов на русском и татарском языках посвятили Елабуге. Давайте послушаем стихи о Елабуге.
Дети старшей и подготовительной группы читают стихи:
«Моя Елабуга», Антонина Силкина
«К 1000-летию Елабуги», Н. И. Трапезников
«Алабуга - һәйкәл шәһәр», Дибәҗә Каюмова
«Родная Елабуга», В. Кузнецов
- А сейчас послушаем наших маленьких участников.
Дети младшей и средней группы читают стихи:
«Аю», «Куян», «Тукран», «Татар теле» - Гульзада Ахтямова
«Домик», «Без мамы», «Поеду в гости к бабушке» - Антонина Силкина.
-
Ребята, послушайте стихотворение «Салкын саф һава», которое написала
Ә. Бикчәнтәева на татарском языке:
Салкын саф һава,
Йомшак кар ява,
Урамга чыксаң,
Битләр кызара.
Кар бөртекләре
Өстеңә куна,
Үзләре матур
Һәм салкын була.
-
Про какое время года говорится в стихотворении? (Зима-Кыш)
Зима - чудесное время года. Мы очень любим зиму, когда все кругом белым-бело, белым снегом замело: и земля, и крыши, и тропинки, и даже деревья в снегу. Послушаем, как поэты пишут о зиме.
И. Сурикова «Зима» (подготовительная группа)
С. Есенин «Белая береза»
Дети исполняют песни про зиму (на русском и татарском языках)
-
Ребята, а какие сказки вы знаете? (русские народные, татарские народные и др.)
Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями. В сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Посмотрите на выставку, здесь ваши любимые сказки. Назовите их.
А что лишнее среди книг? - Шкатулка.
Это не просто шкатулка, а «Сказочная шкатулка». Посмотрим, что в ней?
Игра «Сказочная шкатулка».
«Узнайте, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения!»
(Отрывки из произведений Г. Тукая "Водяная", "Шурале"; А. Алиша
"Болтливая утка; русских народных сказок "Гуси-лебеди", "Три медведя")
- В детском саду мы с вами разговариваем на двух языках. И я знаю, что вы любите и русский и татарский язык.
Поиграем в игру «Правильно переведи».
-
Мы очень любим играть. Знаем и русские и татарские национальные игры.
Уен "Түбәтәй"
Игра "Золотые ворота"
-
Ребята мы уже сегодня говорили, что роль родного языка очень большая. Родной язык помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения и ничто не сохраняется так долго в наших сердцах, как родной язык, который мы унаследовали от своих мам и пап, бабушек и дедушек.
-
Вы дружные ребята, общаетесь между собой на родном языке. И хочу, чтобы вы запомнили такую фразу «Язык родной, дружи со мной». И у вас все будет в порядке.