- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме Звуки и буква Фф
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме Звуки и буква Фф
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кених И.И. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф']. БУКВА Фф.
Цель: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф'] и обозначать его буквой Фф.
Задачи:
Образовательные:
-
учить выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова;
-
делить звуки на гласные и согласные;
-
характеризовать согласные по твёрдости - мягкости, парности - непарности, глухости - звонкости;
-
формировать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог;
-
закреплять умение работать со схемой слова;
-
вырабатывать навыки слогового чтения у нечитающих детей, совершенствования навыка чтения целыми словами у читающих детей;
-
уточнять и активизировать словарь детей по теме «Космос».
Развивающие:
-
развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык правильного письма.
Воспитательные:
-
воспитывать стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
Ход занятия:
-
Организационный момент.
Психологический настрой.
Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия.
Воспитатель:
Ребята, а у нас гости. Кто это такие, а тут письмо, сейчас мы и узнаем. Здравствуйте, дорогие ребята это я мальчик Федя и моя собачка Фомка. Однажды, мы с Фомкой решили оправиться в космическое путешествие изучать планеты, но в планеты нам попасть не удалось, так как нужно было выполнить задание прежде чем войти. А задания для нас оказались сложными и мы не справились и мы решили обратиться к вам за помощью. Ребята поможете? Так хочется посмотреть на жизнь в других планетах.
Ребята, поможем?
-Да.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
-Да.
К нам подлетает космическая ракета! Она совершенно незаметно появилась из-за густого тумана. У Феди и Фомки есть специальный костюм космонавта скафандр. Мы тоже надеваем костюмы, только так мы можем отправиться в космос (имитация надевания костюмов)
Вперёд! Взлетаем! МУЗАКА
-
Итак, первая планета, куда мы прилетели называется «МЕРКУРИЙ»
Повторение изученного о буквах и звуках.
Два главных правила вспомнить. Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим и пишем.
- Назовите буквы, записанные на слайде.
Р Л А М Н Б П В К Д З С (слайд 2)
- Найдите лишнюю букву? (буква А)
- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?
(согласные буквы).
Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
- Проверим (ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные - нет).
-
Полетели дальше. Следующая планета «ВЕНЕРА»
Конверт с рисунками ( карточки красного, зелёного, синего, чёрного цвета, колокольчик, наушники, молоток)
Задание расшифровать это послание. (Работа по таблице)
-
Полетели дальше. Следующая планета «МАРС»
Задание по картинкам «Домашние животные».
- Произнесите это слово на картинке.
- Определить сколько слогов в этом слове.
-- Поставьте ударение на нужный слог.
-
Полетели дальше. Следующая планета «ЮПИТЕР»
Физминутка.
-
Полетели дальше. Следующая планета «САТУРН»
Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. ( Филин) Слайд 3
- А кто такой филин?
- В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи.
- Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
- А как вы думаете с какой?
Выделение нового звука из слова филин.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.
- Кто такой филиненок? (Детеныш филина).
- С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).
- Почему? (они, как фары светятся в темноте).
- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики, филин? (Звуком [ф] в начале слова).
- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо) и мягко
- Составьте схемы к этим словам ( по рядам: филин, фары, флажок, фонарик,).
Дайте характеристику этому звуку.
( Звук [ф'] - согласный, потому что его нельзя петь: глухой - потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым). Составьте схему к слову филин. Один ребёнок у доски. Сравните свою схему со схемой на доске.
-
Полетели дальше. Следующая планета «УРАН»
Из набора рисунок выделять нужный звук в начале, в середине, в конце слова.
ФЕЯ, ФОНАРЬ, ЖИРАФ, ТЕЛЕФОН,ФАНТАН, ФЛАЖОК, ШКАФ.
-
Полетели дальше. Следующая планета «Нептун»
Фрагмент мультика «Фунтик»
Ребята, как вы думаете, зачем на этой планете нам показали фрагмент именно этого мультфильма?
Фунтик, Фокусник главные герои , а имена их начинаются со звука Ф.
А, сейчас я вам предлагаю побывать тоже фокусниками. Вырезать букву «Р», вырезали по контуру, раскрыли, что получилось? Какая буква Ф, а на что она похожа,
- Звуки [ф], [ф'] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы . На что похожа буква «ЭФ»?.
- С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
- Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
- Ножницы я в руки взял -
Буква Ф я в них узнал
- Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась
А давайте сами её изобразим.
8. Полетели дальше. Следующая планета «Плутон»
Составить предложения из заданных слов.
А)Филин, спать, день. (Филин спит днём). Сколько слов в предложении?
Б) Федя, нюхать, красивый, Фиалка.(Федя нюхает красивую фиалку)
В)Мальчик, рисовать, фломастеры (Мальчик рисует фломастерами)
-
Пора возвращаться домой на нашу планету «Земля»
- У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком. Оформите паспорта для звуков, используя памятку.
Фамилия: Согласный
Имя: [ф]
Отчество: глухой
Характер: твердый
Место жительства: парный
Ребята, а как вы думаете в начале занятия к нам пришли в гости Федя и его собачка Фомка. Потому что в имени их первый звук Ф. Только определите .Какой звук у каждого?
Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
На каких планетах мы с вами побывали?