Статья Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

в детском саду.

Булыгина В.В., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»


В настоящее время возросло количество детей с проблемами в развитии, обучении, воспитании. Среди них выделяется группа детей с диагнозом «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (далее - СДВГ). Поскольку противопоказаний для посещения ими детского сада нет, дети ходят в группы, в которые может быть зачислено от 22 до 28 воспитанников, а это очень осложняет воспительно-образовательную работу в детском учреждении. И, к сожалению, используемые знакомые педагогические приемы и методы воздействия воспитателя ни данных детей не дают положительного результата.

Таких проблемных детей видно сразу, практически с младшей группы. Они очень непоседливы (гиперактивны), иногда это сочетается с агрессивностью вспыльчивостью. Однако развивающая и коррекционная работа с данными детьми начинается в лучшем случае со старшей группы, а в основном с подготовительной, т.е. с 6-7 лет, когда у ребенка уже сформированы определенные привычки, навыки и умения.

Родители гиперактивного ребенка чаще всего не знают способов эффективного взаимодействия с ним. Они считают, что ребенок подрастет и все с возрастом пройдет; долго не верят, что поведение ребенка обусловлено его заболеванием, а не недисциплинированностью или дурным характером. И только при поступле­нии в детский сад, когда оказывается, что ребенок, возможно, не сможет его по­сещать в силу индивидуальных особенностей в развитии и поведении, они заду­мываются.

Таким образом, давно назрела проблема по оказанию квалифицированной по­мощи детям с диагнозом СДВГ на раннем этапе в детских садах, особенно и сельских и поселковых. Если в городе есть психологические центры, почти в каж­дом саду имеется психолог, то в селах или поселках этого нет. Поэтому необхо­дима тесная связь между детскими врачами, психологами и родителями по оказа­нию коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим диагноз СДВГ, а са­мое главное - раннее выявление таких детей.

Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ:

  1. этап - выявление проблемных детей уже с 1 младшей группы и беседа с роди­телями о возможных причинах отклонений у детей.

  2. этап - психолого-педагогическое сопровождение детей, начиная с младшей группы до подготовительной:

а) психологическая диагностика состояния детей по «Методике определения готовности детей к обучению в школе» Л.А. Ясюкова;

б) коррекционно-развивающая работа с детьми;

и) психолого-педагогическая работа с родителями.

При составлении индивидуальной программы для таких детей психолог прини­мает за основу диагноз, поэтому при разработке занятий учитываются основные проблемы гиперактивных детей: 1) развитие дефицитарных функций; 2) отработ­ки конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) коррек­ция агрессивного поведения.

В занятия включаются релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Например, игра «Запрещенное движение» развивает внимание, умение следовать инструкции. Упражнение «Дракон» позволяет снять мышечное напряжение у детей. Подвижная игра «Найди отличие» развивает умение концентрировать внимание на деталях (Лютова И.К., Монина Г.Б.).

Самое важное в работе с детьми - это изменение отношения родителей к ребен­ку: они должны быть эмоционально близкими друг к другу, научиться принимать четей такими, какими они есть. Поэтому проводятся тренинги для родителей, на которых родителей знакомят со способами взаимодействия с гиперактивными детьми; консультации по воспитанию и обучению детей. Обязательно даются ре­комендации и советы, направленные на развитие организации среды и окружаю­щей обстановки в семье.

Результатом данной работы с гиперактивными детьми является повышение адаптационных возможностей детей к коллективу сверстников и образовательно­му процессу в детском саду, а затем и в школе.


© 2010-2022