Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в системе интерактивных игр и упражнений

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста в системе интерактивных игр и упражнений.

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 31

«Мишутка»

Боровцова Елена Александровна

Интерактивная игра - это активная обучающая игра.

Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста на современном этапе позволяют наиболее эффективно выполнять задачи различных программ. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) дает возможность сделать процесс обучения и развития детей более интересным, освобождает педагога от рутинной ручной работы, открывает новые возможности раннего развития. ИКТ повышает познавательный интерес детей, помогает развить психические процессы.

ФЭМП, несмотря на свою сложность, вызывает неподдельный интерес у дошкольников, если она организована в игровой интерактивной форме. Интерактивные упражнения и игры обеспечивают ребенку доступный ему объем математических представлений, стимулирует познавательное развитие. Использование ИКТ помогает ребенку легче усваивать понятие формы, цвета и величины. На наглядном материале более эффективно постигаются понятие числа и множества, быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; развиваются мелкая моторика, элементы наглядно-образного и теоретического мышления; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.

При подборе упражнений для детей учитываются их особенности.

Задачи:

1. Закреплять ориентировку на плоскости (горизонтальном и вертикальном листе бумаги и плоскости) .

2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, цифрами в пределах 10.

3. Закреплять умение устанавливать отношения между множествами на основе счета, составление пар предметов или соединения предметов стрелками.

4. Развивать умение устанавливать размерные отношения между предметами. Систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (в убывающем) порядке по величине.

5. Закрепить представления о геометрических фигурах, их элементах.

6. Дать детям элементарные представления о времени: последовательность дней недели, месяцев, времен года, используя интерактивные игры.

7. Укреплять мелкую моторику рук и развивать зрительно-двигательную координацию в системе интерактивных игр и упражнений.

8. Развивать умение применять полученные знания на практике, в другой обстановке.

9. Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие.

10. Формировать интерес, потребность в математической деятельности, стимулировать познавательную активность.

Организация и методика проведения интерактивных игр по развитию элементарных математических представлений у детей

Работа проходит в три этапа.

Первый этап - организационный:

• Обследование математических представлений у детей на начало учебного года.

• Подбор математических интерактивных игр и упражнений.

• Обогащение предметно-развивающей среды.

Второй этап - основной:

• Работа с детьми с использованием интерактивных игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений.

Третий этап- итоговый:

• Итоговая диагностика детей .

Краткое содержание работы на первом этапе

В данной главе раскрыты условия, которые созданы в группе и детском саду для развития элементарных математических представлений у детей:

- организация оптимальной предметно-развивающей среды (математические игры, пособия, в том числе авторские по разным разделам математики) ;

- центр интерактивных технологий (экран, ноутбук, принтер, ламинатор) ;

- дети сначала проходят пропедевтический курс по ознакомлению с ИКТ,

В результате данной работы все дети имеют элементарный навык работы с компьютером.

При работе с интерактивными играми и упражнениями решались не только задачи, направленные на развитие математических представлений у детей, но и задачи на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Кроме этого, в интерактивные игры и упражнения включались задачи на развитие зрительно-моторной координации, развитие познавательных интересов.

Ценность интерактивных игр в том, что оно может быть использовано в ходе организации непосредственно-образовательной деятельности как полностью, так и частично в зависимости от задач, которые ставлю перед детьми. Это облегчает и построение индивидуальной работы. Определив трудности ребенка, выбираю необходимые упражнения и отрабатываю их при помощи компьютера.

Таким образом, используя электронные игры, имеем возможность составить индивидуальный маршрут (комплектовать игры и упражнения строго индивидуально для каждого ребенка в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения) .

У всех упражнений продуман финал, все игры имеют логическое завершение и поощрительную анимацию в конце. Ребенок знает результат, получая одобрение или предложение подумать ещё. При необходимости имеется возможность повторения игрового упражнения сначала.

Каждая игра проста в управлении: имеет интуитивно-понятный интерфейс со всплывающими подсказками и полностью озвученными элементами навигации, с четким но ненавязчивым откликом на действия ребенка. Управление осуществляется при помощи компьютерной «мышки» (если работа проводится на ноутбуке) .

Содержание работы на втором этапе

Работа проводится в течении учебного года в форме организации занятий и индивидуальной работы.

Содержание работы на третьем этапе.

На третьем этапе проводилась итоговая диагностика по развитию математических представлений у детей, которая показала следующие результаты:

Дети улучшили свои результаты в заданиях по ориентировке. Показали высокие и средние показатели.

В играх, направленных на количественный и порядковый счет, дети допускают единичные ошибки, которые исправляют самостоятельно.

Дети хорошо научились составлять и решать арифметические задачи.

Уменьшилось количество ошибок в умении распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.

У воспитанников повысился положительный эмоциональный настрой при выполнении математических упражнений.

Отмечается повышение познавательной активности, качественное улучшение психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Предлагаю Вам познакомится с игрой под названием «Веселая математика» (показигры).

Следует отметить, что продолжительность игры на ноутбуке не должна превышать более 10 минут.
Для меня использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по математике стало обычным явлением, которое позволило не только расширить мое информационное поле, но и стимулировать интерес и пытливость ребят. Даже самые пассивные ребята с большим желанием включаются в работу, с интересом рассматривают слайды и отвечают на поставленные вопросы.
Надеюсь, что представленный опыт моей работы по использованию электронных интерактивных игр поможет и Вам разнообразить образовательную деятельности в детьми.

Рекомендуемые Сайты:

1. umapalata.com/home_ru

2. mamochki-detishki.ru/...

3. jirafenok.ru/igryi

4. pochemu4ka.ru/ _...

5. umniki21.ru/interaktivnye-igry.php

6. infourok.ru/interaktivnaya_igra

7. maam.ru/detskijsad

8. doshkolnik.ru/ikt-deti



© 2010-2022