- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект по ПДД Как появился светофор?
Проект по ПДД Как появился светофор?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова С.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект по Правилам дорожного движения «Как появился светофор?»
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность темы. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности.
Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.
От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик.
Воспитателю больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов деятельности.
Целью во всех видах деятельности является: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
-
Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения.
-
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Предполагаемый результат:
-
Воспитать грамотного пешехода.
-
Умение ориентироваться в дорожных знаках.
-
Умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
-
Консультации с психологом, родителями, инспектором ГИБДД
-
Создание и разработка дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
-
Подбор материала о Правилах дорожного движения.
Роль родителей в реализации проекта:
-
Сбор материала, приобретение книг и оснащение ими уголка ПДД в группе.
-
Консультации «Безопасность детей в автомобиле», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», «Советы по безопасности на дороге?»
-
Изготовление реквизитов для проведения развлечения по теме «Красный, желтый, зеленый».
Этапы работы над проектом:
-
Подготовительный этап:
-
Подбор материала по Правилам дорожного движения.
-
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
-
Знакомство с литературными произведениями.
-
Использование игр:
дидактических: «Подумай - отгадай», «Красный - зеленый», «Какой это знак?», «Собери машину»
подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Машины и светофор», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д. -
Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
-
Основной этап работы:
-
Сказки, стихи и загадки по ПДД.
-
Дидактические и подвижные игры по ПДД.
-
Решение игровых ситуаций.
-
Открытое занятие на тему: «Красный, желтый ,зеленый.»
-
Заключительный этап:
-
Вручение медалей «Грамотный пешеход».
-
Оформление творческо-информационного проекта.
Коммуникация
-
Беседы по следующим темам:
-
«Как появился светофор?»
-
«Кто такие пешеходы и пассажиры?»
-
«Как правильно переходить улицу?»
-
«Правила для пешеходов»,
-
«Мы - пассажиры»,
-
«Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?».
-
«О чём говорят дорожные знаки»
-
«Мы знакомимся с улицей»
-
«Знай и выполняй правила уличного движения»
-
«Будем внимательны и осторожны»
-
«Что такое дорога?»
-
Чтение художественной литературы:
-
Е. Житков «Светофор»;
-
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
-
А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;
-
А. Петров «Я бегу через дорогу»;
-
В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;
-
И. Серяков «Законы улиц и дорог».
-
В. Кожевникова «Светофор»;
-
С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»
-
Сказки для дошколят по ПДД
-
Заучивание стихотворения «Светофор». (Д. Пономарева)
Светофор
Светофор нам светит красным -
Стой! Идти нельзя, опасно.
Жёлтый с красным вдруг зажжён -
Мы стоим, зелёный ждём.
По зелёному сигналу
сразу не переходи.
Головою влево- вправо
перед этим покрути:
Убедись, что слева- справа
нету мчащихся машин,
И тогда иди спокойно.
Все поймут: ты стал большим.
Познавательное развитие
Цель: дать информацию по теме «Как появился светофор?».
Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Дж. Найт. Прототипом его, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок.
Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона опубликовали подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный и красный сигналы светофора. Установленный перед зданием английского парламента первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом дежурил специальный полицейский. Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека
Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были на этот раз, электрическими, но также как, и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зелёный. Желтый цвет появился только в 1918 году.
В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве.
Развлечение «Красный, желтый, зеленый»
Действующие лица
Взрослые:
Ведущий
Незнайка
Пеппи- длинный чулок
Петрушка
Дети
Светофор,
Дорожные знаки
В зале на полу начерчена схема перекрестка с пешеходными дорожками, сделано возвышение для светофора.
Ведущий. (обращает внимание на оформление зала: дороги городка, на светофор, пешеходные переходы, дорожные знаки и т. д). Ребята, посмотрите где мы? (ответы детей) Это необычный город - город правил дорожного движения! ( Вдруг раздается звук мотора машины, звучит музыка, в зал вбегает Незнайка. В руках у него руль, на груди - плоскостное изображение кабины машины.)
Незнайка. Здравствуйте! Кто я? Ну-ка, угадайте! Как зовут меня?
Дети. Незнайка.
Незнайка.
Приобрел машину я,
Буду ездить в ней, друзья!
Звучит музыка, Незнайка «едет» на своей машине по кругу. В это время в зал входит Пеппи - длинный чулок
Пеппи. Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в наш город! (Замечает Незнайку.) Ой, Незнайка, и ты тут? Здравствуй!
Незнайка. Здравствуй! Посмотри, какая у меня машина! Правда, красивая? Давай скорей садись ко мне, прокачу с ветерком!
Пеппи. Незнайка, а с правилами дорожного движения ты знаком?
Незнайка. Подумаешь! Я и без них обойдусь!
Пеппи. Ты что, Незнайка!
Ведь город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем!
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда! (Я. Пишумов)
Незнайка. Ну, вот еще! Я и так все знаю! Последний раз спрашиваю, поедешь со мной?
Пеппи. Нет, не поеду!
Незнайка. Ну и не надо! Я один поеду. (Заводит мотор.)
Звучит музыка, Незнайка едет на своей машине, а на середину зала, преграждая ему путь, выходит Светофор. В руках он держит красную карточку.
Ведущий.
Остановись, Незнайка!
Впереди дороги нет!
Смотри, у светофора
Зажегся красный свет!
Незнайка. Как это, дороги нет? Куда же она делась? Все эти цветные огоньки - е-рун-да!
Подъезжает к Светофору. Светофор свистит в свисток, предупреждая об опасности.
Светофор.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз горит в упор,
Это строгий светофор!
Вид я грозный напускаю,
Ехать дальше запрещаю! (М. Пляцковский)
Незнайка. Подумаешь, запрещаешь! А я хочу ехать на красный свет!
Ведущий. Ай-яй-яй, Незнайка! Оказывается, ты совсем не знаешь правил дорожного движения!
Незнайка. Ну и что, если не знаю? Ничего в этом страшного нет!
Ведущий. Ты ошибаешься! Вот послушай, что тебе расскажут ребята!
1-й ребенок.
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят!
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон!
2-й ребенок.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это наш Незнайка,
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.
3-й ребенок.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута -
Случилась бы беда!
И взрослые и дети
Едва сдержали крик -
Чуть не погиб Незнайка,
Шалун и озорник.
Незнайка. Ой-ей-ей! А как мне узнать все про знаки светофора? Я не хочу, чтобы со мной случилась беда!
Ведущий. Не огорчайся, Незнайка! Мы с ребятами тебе поможем. Послушай стихотворение «Светофор»(Д. Пономарева) , и тебе все будет ясно!
Светофор
Светофор нам светит красным -
Стой! Идти нельзя, опасно.
Жёлтый с красным вдруг зажжён -
Мы стоим, зелёный ждём.
По зелёному сигналу
сразу не переходи.
Головою влево - вправо
перед этим покрути:
Убедись, что слева - справа
нету мчащихся машин,
И тогда иди спокойно.
Все поймут: ты стал большим.
Незнайка.
Спасибо, ребята! Я все понял, все запомнил!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся -
Дети (хором). Стой!
Незнайка. Желтый вспыхнул -
Дети (хором). Подожди!
Незнайка. А зеленый свет -
Дети (хором). Иди!
Ведущий. Молодец, Незнайка! Молодцы, ребята!
Различать вы стали ясно
Цвет зеленый,
Желтый,
Красный!
Незнайка. Ну, раз мы стали хорошо разбираться в знаках светофора, то я вам предлагаю поиграть! Би-би- би-и! Все по машинам!
Проводится игра «Машины и светофор».
Звучит веселая музыка, дети-«машины» едут по дороге, одновременно внимательно следят за указаниями светофора. Красная карточка - и «машины» останавливаются; желтая карточка - они кружатся на месте топающим шагом; зеленая карточка - едут дальше. Те «машины», которые ошиблись, выходят из игры. Победитель, самый внимательный водитель, под общие аплодисменты совершает круг почета.
Незнайка.
Ребята, я твердо запомнил, что
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья! (С. Яковлев)
Поеду всем расскажу о том, что я узнал!
Звучит музыка. Незнайка «уезжает», а в зал сбегает запыхавшийся Петрушка.
Петрушка.
Я, ребята, к вам сегодня
Так спешил и так бежал!
Попрошу я извиненья,
Что немного опоздал.
Мне, Петрушке, очень надо
Вам загадки загадать!
Потому что вы, ребята,
Должны правила все знать!
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте. Если согласны со мной, то дружно говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!» Ну а если не согласны, то просто молчите. Договорились? Тогда внимание!
-
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я! Это я! Это все мои друзья).
-
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат.)
-
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (Дети молчат)
-
Знает кто, что красный свет -
Это значит - хода нет? (Это я! Это я! Это все мои друзья.)
Петрушка. Молодцы, ребята! Дружно отвечали и правильно!
Вперед выходят дети в костюмах дорожных знаков.
Петрушка. Ой, а вы кто такие?
Дети.
Мы - знаки дорожные!
Запомнить несложно,
Что каждый из нас говорит!
Знак перехода.
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход -
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Знак поворота.
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
Держусь за руль, гляжу вперед
И вижу - скоро по-во-рот!
Знак «Въезд запрещен».
Круглый знак, а в нем окошко.
Не спеши тут сгоряча,
А подумай-ка немножко,
Что здесь? Свалка кирпича?
Петрушка. Ребята, правда, этот знак указывает на кучу с кирпичами? Да?
Дети. Нет! Этот знак говорит, что въезд запрещен!
Знак «Место стоянки».
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил
На стоянку у ограды.
Отдыхать ей тоже надо!
Знак «Телефон».
Если доктор нужен Вале,
Или ждет к обеду Галя,
Иль связаться надо с другом -
Телефон к твоим услугам!
Знак медицинской помощи.
Лена с Настенькой
в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом -
Помощь близко! Доктор рядом!
Петрушка.
Знаков дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало!
Ну-ка, скажите мне еще раз, в каком месте мы переходим дорогу? Правильно, по переходной дорожке!
Проводится игра «Ловкий пешеход».
Петрушка. Молодцы, ребята! Запомнили основные правила дорожного движения, выучили знаки, сигналы светофора! А на память я хочу подарить вам вот такие медали «Грамотный пешеход».
Мне теперь бежать пора.
До свиданья, детвора!
Ведущий. И нам, ребята, пора прощаться с городом правил дорожного движения!
Звучит музыка. Дети покидают волшебный город дорожных знаков.
Моделирование ситуаций
Разобрать с детьми ситуации и сделать выводы.
- Мама идет с сыном в детский сад по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам.
Вопрос: Как надо поступить маме?
- Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос: Как надо поступить маме?
- Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску.
Вопрос: Как надо поступить маме?
- Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.
Вопрос: Как надо поступить папе?
Социализация
Игровая деятельность: «Транспорт», «Водители и пешеходы», «Четвертый лишний», «Игра в слова», «Группы дорожных знаков», «Теремок», «Подумай- отгадай», «Узнай дорожный знак» «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый».
Цель: повторить правила дорожного движения, поведения водителей и пешеходов. Помочь детям распределить роли в зависимости от их желания, воспитывать дружеские, уважительные взаимоотношения во время игры.
Продуктивная деятельность:
-
Рисование: «Я - пешеход», «Весёлый светофор», «Моя улица»
-
Аппликация «Светофорчик», «Автобус», «Мой дом».
-
Участие в городском конкурсе плакатов «Мой безопасный путь к детскому саду»
-
Создание перекрестка
Цель: привлечь внимание детей к обогащению развивающей среды в группе, развивать фантазию при постройке зданий, транспорта, развивать коллективный труд во время постройки улицы города.
-
Коллективная работа: изготовление макета светофора
Цель: повторить значение светофора на дороге, его внешние особенности ,воспитывать аккуратно и дружно выполнять работу.
Взаимодействие с семьей:
-
Анкетирование: «Я и мой ребёнок на улице»
-
КВН «Правила дорожные, знать каждому положено»
-
Папки-передвижки о безопасности дошкольников на дорогах
-
Проведение инструктажа по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
-
Консультации
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы - объект любви и подражания для ребёнка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребёнок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребёнок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребёнка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, дворе, улице; объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребёнка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведёт вас в детский сад и из детского сада домой.
Ребёнку необходимо усвоить:
- на дорогу выходить нельзя;
- дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
- переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
- пешеходы - люди, которые идут по улице;
- для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору: красный свет - движенья нет, жёлтый свет - внимание, а зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»
- машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Ими управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога).
Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
Берегите себя и своих детей!