Народная игра как средства формирования дошкольников к речевому общению

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Народная игра

как средство формирования

готовности дошкольников

к речевому общению.




















Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.

Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают учение, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.А.Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С.Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника.

В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению.

Народные речевые игры помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций.

Известный этнопедагог Г.Н.Волков говорит о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В них интегрируется не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью (руководство, подчинение), а с другой - личностными отношениями детей.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и, что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного воспитания - это игры по воспитанию культуры поведения и культуры общения. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка. Игра - наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу.

Татарские народные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу.

Каждый народ во все времена умел воспитывать и обучать детей, прививать им качества, умения и навыки, необходимые в жизни. Одной из основных причин недостатков в воспитании детей является отрыв от национальной культуры. Педагоги и родители в недавнем прошлом утратили опыт использования народной педагогики, которая представляет поистине колоссальные возможности для приобщения детей к труду, природе, этике и т.д. Правда, с недавних пор детей - уже в раннем возрасте - начали воспитывать в национальных традициях. Многие из них знают народные сказки, стихи и загадки, с удовольствием слушают народные песни, играют в народные настольные и подвижные игры, учатся исполнять национальные танцы. В отрыве от семьи нельзя выстроить работу по ознакомлению детей с культурой своего народа. Возрождение старых традиций и обычаев - необходимость сегодняшнего дня. Ведь в основе обрядов лежат мораль, нравственность народа. Через обряды мы ведем не только нравственное, но и национальное, патриотическое воспитание.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни, быт народа, труд людей, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявление смекалки, выдержки, творческой выдумки, находчивости, воли и стремления к победе. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игра часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

В нашем детском саду систематически проводятся фольклорные праздники и досуги, на которых дети и родители усваивают обрядовые сцены, традиции. Это ежегодные сабантуи, в программах которых широко использовались игры и состязания, сохранившиеся с глубокой древности, это и посиделки «Кич утыру», и «Нәүрүз-бәйрәме», и «Карга боткасы», и «Каз өмәсе». В процессе подготовки к этим мероприятиям дети усваивают много пословиц, поговорок, частушек, народных игр с музыкальным сопровождением. Особенно детям нравятся такие игры как: «Алтын капка», «Зәңгәр чәчәк», «Мәче», «Утыр-утыр, Маликә», «Чума үрдәк, чума каз», «Кәрия-Зәкәрия».

Все эти мероприятия формируют жизненный опыт детей, а в нем и опыт толерантности - способности человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни, игры удовлетворяют потребность взрослых и детей в общении.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, мы воспитатели, пробуждаем у них интерес, воображение. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. И чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интересней и доступней он сможет довести до сознания детей нравственные знания, тем выше вероятность того, что он поймет своих воспитанников и предупредит возникшие трудности. Рядом с детьми должны быть мы, взрослые: и педагоги, и родители, которые со всей серьезностью и ответственностью относились бы к формированию у детей духовно-нравственных качеств и моральных норм поведения.

В современном обществе наблюдается духовное отчуждение подрастающего поколения от культурных ценностей. Следствием социальной нестабильности общественной жизни является проявление общественного пессимизма, утрата чувства ответственности. Необходимо искать новые подходы к образованию человека, которые были бы адекватны социальному развитию личности в условиях динамично меняющегося социума. Современное общество с его демократическими тенденциями развития выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим людям.

Сегодня перед нами, работниками дошкольного образования, стоит проблема нравственного оздоровления общества, которая требует от дошкольных образовательных учреждений активизации всех форм и методов духовного воспитания детей.


© 2010-2022