- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования на тему: «Такая разная земля» (старшая группа)
Конспект экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования на тему: «Такая разная земля» (старшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюрина О.Н. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка
конспекта экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования
на тему:
«Такая разная земля»
(старшая группа)
Тюрина Ольга Николаевна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 16
г. Арзамас
2015г.
Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования
(в старшей группе)
«Такая разная земля"
Автор- составитель
воспитатель МБДОУ д/с №16
Тюрина Ольга Николаевна
Программное содержание:
-
Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок, глина, почва.
-
Обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи в неживой природе.
-
Вызвать желание у детей использовать в рисовании нетрадиционный материал- песок.
-
Вызвать положительный отклик на результат своего творчества
Предварительная работа:
-
Рассматривание иллюстраций, фотографий (камней, песка, глины), картинки, на которых изображены разные уголки планеты Земля( пустыня, дорога после дождя, лес, сад, берег моря, горы).
-
Беседы о том, как человек использует почву, камни, песок и глину.
-
Рассматривание Детской Энциклопедии.
-
Разучивание физкультурной минутки
-
Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
Способы реализации:
-
Беседа.
-
Организация экспериментирования с обсуждением.
-
Вопросы.
-
Самостоятельная деятельность детей.
Средства реализации:
-
Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.
-
Вода, ложечки для воды.
-
Салфетки.
-
Коктейльные трубочки.
-
Поднос для смешивания.
Материал для самостоятельной работы:
-
Альбомный лист, р-р А-4
-
Клей ПВА
-
Цветной декоративный песок
Словарная работа: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная, частицы.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.
И топчут её, и режут её-
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать? (Земля)
-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.
-Почему говорят, что она всем добром отвечает?
-Почему землю называют мать-земля, матушка?
-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)
Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.
Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?
-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)
2.Эксперементирование (Форма организации - парами):
-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория.
( Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки - с песком, глиной, камнями, почвой)
-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.
-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)
-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?
-Сначала исследуем ПЕСОК.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)
-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки движутся)
-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, поэтому они подвижны.
-А что будет, если в песок налить немного воды?(он намокнет) Как вы думаете? Куда девалась вода? (песок впитал воду) Мокрый песок сыпучий?(нет, из него можно лепить) Значит из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыни).Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….
(Пустыни)
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
***
-Что мы будем исследовать дальше?
-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина?
Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)
-Давным - давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.
3.Физкультминутка:
РАЗ- и стану я землей,
Мягкой , теплой и живой!
Очень сильной , очень крепкой ,
Очень доброй и большой.
ДВА- и в миг я глиной стану ,
Может, к обуви пристану,
Если дождик на дворе
Не - ходите вы по мне !
ТРИ - сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий .
Осторожней , люди , будьте ,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ- камни мы , крепкие ребята.
И бросать в окошко нас никому не надо.
ПЯТЬ - я почва - верхний слой ,
Дружат травы все со мной ,
И деревья и кусты,
Червяки , жуки ,кроты.
Всем живущим говорю :
« Чтите матушку свою !»
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы - друзья !
***
4. Продолжение экспериментирования:
- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.
- Какие они?
- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)
- А где живут камушки?
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
***
- Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?
- В этой мисочке - ПОЧВА.
- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)
- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!
- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).
Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.
- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей).
- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.
- Что получилось? (земля).
- Все эти части необходимы земле. Почему?
- Молодцы, вы были хорошими учёными.
- А теперь, давайте порисуем.
***
5. Рисование нетрадиционным материалом- песком:
Описание работы.
На столах разложены альбомные листы на каждого ребенка, клей и цветной песок.
Детям предлагается взять тюбик клея, нанести любое изображение на альбомный лист и засыпать клей цветным песком из пакетика.
Ход работы.
- Ребята, на столах лежат листы белой бумаги, клей и пакетики с цветным песком. Сейчас мы превратимся в волшебников и нарисуем этим песком любую картину по желанию. Посмотрите картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты.( ПУСТЫНЯ, ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ, ЛЕС, САД, БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.)
- Давайте нарисуем любой из этих уголков природы песком. Возьмите тюбик с клеем нанесите рисунок, а затем засыпьте его песком, потом подождите и стряхните не приклеенный песок.
Посмотрите какая красота у вас получилась.
6. Рефлексия:
- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.
Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.
Вы были не только учёными, но и волшебниками художниками!!! Вам понравилось?
- Занятие окончено.
Используемая литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2011.
3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).