Конспект экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования на тему: «Такая разная земля» (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Разработка

конспекта экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования

на тему:

«Такая разная земля»

(старшая группа)







Тюрина Ольга Николаевна

Воспитатель

МБДОУ д/с № 16

г. Арзамас












2015г.



Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования

(в старшей группе)

«Такая разная земля"


Автор- составитель

воспитатель МБДОУ д/с №16

Тюрина Ольга Николаевна


Программное содержание:

  • Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок, глина, почва.

  • Обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи в неживой природе.

  • Вызвать желание у детей использовать в рисовании нетрадиционный материал- песок.

  • Вызвать положительный отклик на результат своего творчества

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий (камней, песка, глины), картинки, на которых изображены разные уголки планеты Земля( пустыня, дорога после дождя, лес, сад, берег моря, горы).

  • Беседы о том, как человек использует почву, камни, песок и глину.

  • Рассматривание Детской Энциклопедии.

  • Разучивание физкультурной минутки

  • Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Способы реализации:

  • Беседа.

  • Организация экспериментирования с обсуждением.

  • Вопросы.

  • Самостоятельная деятельность детей.

Средства реализации:

  • Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.

  • Вода, ложечки для воды.

  • Салфетки.

  • Коктейльные трубочки.

  • Поднос для смешивания.

Материал для самостоятельной работы:

  • Альбомный лист, р-р А-4

  • Клей ПВА

  • Цветной декоративный песок

Словарная работа: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная, частицы.




Ход образовательной деятельности:


1. Организационный момент:

-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля)

-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

2.Эксперементирование (Форма организации - парами):

-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория.

( Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки - с песком, глиной, камнями, почвой)

-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала исследуем ПЕСОК.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки движутся)

-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, поэтому они подвижны.

-А что будет, если в песок налить немного воды?(он намокнет) Как вы думаете? Куда девалась вода? (песок впитал воду) Мокрый песок сыпучий?(нет, из него можно лепить) Значит из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыни).Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности - растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….

(Пустыни)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

***

-Что мы будем исследовать дальше?

-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина?

Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)

-Давным - давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

3.Физкультминутка:

РАЗ- и стану я землей,

Мягкой , теплой и живой!

Очень сильной , очень крепкой ,

Очень доброй и большой.

ДВА- и в миг я глиной стану ,

Может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе

Не - ходите вы по мне !

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий .

Осторожней , люди , будьте ,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ- камни мы , крепкие ребята.

И бросать в окошко нас никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой ,

Дружат травы все со мной ,

И деревья и кусты,

Червяки , жуки ,кроты.

Всем живущим говорю :

« Чтите матушку свою !»

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы - друзья !

***

4. Продолжение экспериментирования:

- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.

- Какие они?

- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)

- А где живут камушки?

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

***

- Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?

- В этой мисочке - ПОЧВА.

- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.

- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их. ( ответы детей).

- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

- Что получилось? (земля).

- Все эти части необходимы земле. Почему?

- Молодцы, вы были хорошими учёными.

- А теперь, давайте порисуем.

***

5. Рисование нетрадиционным материалом- песком:

Описание работы.

На столах разложены альбомные листы на каждого ребенка, клей и цветной песок.

Детям предлагается взять тюбик клея, нанести любое изображение на альбомный лист и засыпать клей цветным песком из пакетика.

Ход работы.

- Ребята, на столах лежат листы белой бумаги, клей и пакетики с цветным песком. Сейчас мы превратимся в волшебников и нарисуем этим песком любую картину по желанию. Посмотрите картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты.( ПУСТЫНЯ, ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ, ЛЕС, САД, БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.)

- Давайте нарисуем любой из этих уголков природы песком. Возьмите тюбик с клеем нанесите рисунок, а затем засыпьте его песком, потом подождите и стряхните не приклеенный песок.

Посмотрите какая красота у вас получилась.

6. Рефлексия:

- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были не только учёными, но и волшебниками художниками!!! Вам понравилось?

- Занятие окончено.


Используемая литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2011.

3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).


© 2010-2022