Консультация для воспитателей на тему: Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Организация подвижных игр с правилами в образовательной деятельности ДОО».



Подготовила: Кулиева Н. С.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 137».

ВОРОНЕЖ- 2015 г.

Видеть красивого, умного и здорового ребенка- желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Современные дети в своем большинстве испытывают двигательный дефицит. Они, как правило, большую часть времени проводят у телевизора или монитора компьютера. При этом снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушения быстроты , ловкости, координации движений, гибкости и силы.

Основная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности, а именно игре с правилами. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить воспитательно- образовательную работу.

По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры: игры с предметами, словесные и настольно- печатные игры, способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры.

Подвижные игры с правилами имеют огромное значение для разностороннего развития детей , это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. При организации подвижных игр у детей вырабатываются правильные элементарные представления об окружающем мире, воспитывается трудолюбие, формируются коммуникативные качества, умение играть и работать в команде, сообща . При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения , развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества. Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью : как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т. п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу помогать друг другу. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога, очень хотел выиграть, был недостаточно внимателен.

Педагог использует игру как средство физического воспитания, двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты . Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. Радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме , повышается деятельность сердца и дыхательной системы.

Равнодушие воспитателя , вялый, безразличный тон, формальное отношение к игре являются злейшими врагами игры, одной из причин наблюдавшегося в практике спада интереса детей к подвижным играм. Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. « Постройте вашу воспитательную работу так, - говорил Е. А . Аркин, -чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условием здоровья».

Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры- забавы.

Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях ,средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни , повадках животных и птиц. Сюжет и правила игры обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. В сюжетных играх для малышей ответственные роли чаще всего исполняет воспитатель. При проведении сюжетных подвижных игр с малышами можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей, н-р, «Кот и мыши» , «У медведя во бору» и т. д. Педагог сообщает детям название игры,излагает ее содержание, уточняет правила, подчеркивает особенности и смысл действий каждого персонажа. В игре педагог действует наравне с другими игроками, оценивает правильность и точность выполнения движений, регулирует физическую нагрузку. Проводя игру , нужно чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и интересы детей: помочь неавторитетным, робким детям укрепить свой авторитет, неактивным- проявить в игре активность, недисциплинированным- стать организованными, необщительнвм- быть коммуникабельными.

Бессюжетные игры - в их нет образов , которым подражают, а в остальном они близки к сюжетным: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Это игры , которые основаны на бросании, метании, попадании в цель, игры типа ловишек. Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов 6ег, прыжки, лазанье и т, д. В младших группах педагог объясняет правила и содержание по ходу игры , в старших-перед ее началом. Эти игры могут проводиться с группой детей .

Игры -забавы часто проводятся во время досугов , физкультурных праздников. Двигательные задания включают сюрпризный момент: пробежать держа в руке ложку с шариком , бежать в мешке. Это игры- забавы веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие радость.

Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества национальные традиции, древние обычаи. Правила народных игр требуют играющих ловкости, силы, сноровки, смелости, честности. В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, речевые дразнилки, в них много шуток, юмора, задора(пятнашки, жмурки ). Это игры со спортивным инвентарем , препятствиями.

Структура проведения подвижных игр: сбор детей на игру, создание интереса к игре, организация играющих, объяснение игры и ее правил, определение ведущего, проведение игры, окончание игры, подведение итогов.

Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные отрезки времени: до завтрака , во время утренней гимнастике, физкультурных занятий и прогулки, во второй половине дня. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать возможность поиграть самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного характера с небольшой группой детей. Перед занятиями или в свободное время уместны игры средней подвижности. В занятие физической культуры могут быть включены 2 игры: одна , более подвижная, проводитсяс в основной части с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности. Вторая, более спокойная, включается в заключительную часть занятия, которая снижает физиологическую нагрузку на организм ребенка(н-р, «Кот и воробушки», «найди , что спрятано»). Сразу после сна или в конце прогулки игры д. б. спокойными. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой или с подгруппами- игры малой подвижности6 хороводные, игры с пением.

В каждой группе должен быть запас таких хорошо усвоенных любимых игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.



© 2010-2022