Дидактические игры как способ экологического воспитания дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11





















«Дидактические игры как метод экологического образования»











О.В.Коннова









Тольятти 2016 г.


Содержание.

1. Введение...............................................................................................стр. 3

2. Теоретическая часть …......................................................................стр. 4

3. Практическая часть …........................................................................стр. 6

4. Заключение ….....................................................................................стр. 10
5. Список литературы……………………………………………….............стр. 11









Введение.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Поэтому, сегодня становится актуальным и важным - экологическое воспитание дошкольников.

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. [3]

Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность придти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога - ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. [1] Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Теоретическая часть.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. [4]. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.[2]
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. [4] Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга. При использовании дидактических игр воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

  • Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.

  • Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

  • Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия, конкретно и четко объяснять игровые правила.

Дидактическая игра - явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу ребенка. Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоение знаний, умений и навыков. Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются игровые действия. учебная задача, и игровые правила. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:

  • по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей)

  • по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания)

  • по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая часть.

Рассмотрим вариант использования дидактических игр, как одного из методов экологического образования дошкольников.

"Куда исчезли цапли? "(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:учить устанавливать причинно - следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу; способствовать формированию мыслительной деятельности воспитанников, развитию речи; воспитывать любовь к природе, желания беречь ее.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедиа, проектор, магнитофон, подушки, лаборатория «Фильтрация воды», мусор, перчатки, мусорные мешки, мусорный контейнер.

Ход образовательной деятельности:
Телефонный звонок.
Воспитатель: Ребята к нам поступил видеозвонок. Кто бы это мог быть?
(Слайд 1 с видео звонком.)
Текст: Здравствуйте ребята. Я люблю гулять около озера. Возле озера я всегда видела (сбой сети) Последнее время они куда-то исчезли (связь прервалась).
Воспитатель: вы, что-нибудь поняли? Здесь еще есть загадка в картинках. Если отгадаем, узнаем, кто исчез.
(Слайд 2 ребус.)
Дети: ответы детей (Цапли)
Воспитатель: Мы хотим, чтобы они вернулись назад? Может, отправимся на озеро и узнаем, почему улетели цапли. Как будем добираться до озера?
Дети: ответы детей
Воспитатель: я предлагаю отправиться пешком. Дети идут за воспитателем под музыку: слова Беляков И., музыка Чичков Ю. «Музыкант-турист»
Воспитатель: Посмотрите в вдалеке уже видно озеро. (Слайд 3. Поляна с мусором). Но, что это перед ним?
Дети: ответы (мусор, банки, пакеты, отходы)
Воспитатель: откуда здесь появился этот мусор? Что нужно сделать, чтобы мусора не стало?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: давайте мы с вами попробуем навести порядок (собрать весь мусор).
Физминутка.
- Раз, два, три - (повороты туловища вправо, влево)
Берег быстро осмотри.
А теперь - четыре, пять - (наклоны туловища вперед, собираем мусор)
Мусор мы должны собрать
Мы положим все в мешок, (складываем все в мешок)
И очистим мы лужок.
Люди, нужно твердо знать: (наклоны головой вправо, влево)
Мусор в травку- не бросать! (рывки руками вперед и к плечам)
Воспитатель:(Слайд 4. Поляна). Посмотрите, как стало красиво вокруг. Что надо сделать, чтобы люди больше здесь не бросали мусор?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: можно поставить запрещающие знаки? У меня есть несколько знаков, выберете нужный знак.
Дети: выбирают знак и устанавливают его.
Воспитатель: (упражнение «Чистый воздух»). А теперь вдохните глубоко, чистый воздух. Давайте присядем (на подушки) и послушаем звуки природы.
Дидактическая игра «Угадай звуки природы».
Цель: уметь определить на слух знакомые звуки (пение птиц, кваканье лягушек, журчанье ручейка, жужжание насекомых)
Задание: закрыть глаза и прислушаться. Кто больше звуков угадает, тот и выиграл.
Воспитатель: молодцы, вы отгадали все звуки. Продолжим путь. Впереди высокая трава, нам нужно пройти через нее. Что надо сделать, чтобы не потеряться?
Дети: ответы детей.
Дидактическая игра «Связующая нить». Дети встают друг, за другом держась, за руки и преодолевают препятствия
Воспитатель: Вот мы и подошли к озеру. (Слайд 5. Озеро с грязной водой). А с озером все в порядке?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: могут ли в такой воде жить ее обитатели? Почему все - таки улетели цапли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: давайте вспомним, чем питаются цапли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: чем мы можем помочь цаплям, чтобы они вернулись на озеро? Дети: ответы детей.
Воспитатель: у меня есть вода из грязного озера. Может, попробуем ее очистить. Вы знаете с помощь чего можно очистить воду?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: воду можно очистить с помощью фильтра. Что такое фильтр? Фильтр - это прибор, для очистки воды. Я вас приглашаю в походную лабораторию. Где мы с вами сделаем простой фильтр, для очистки воды.
Опыт. Очистка воды. (Играет музыка)
Первый слой в фильтре - салфетка. Второй слой - вата. Третий слой - марля. Четвертый слой - уголь. Пятый слой - песок. Выливаем тонкой струйкой грязную воду. Какая стала вода? Что помогло нам очистить воду?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: (Слайд 7. Озеро с цаплями). Ребята посмотрите, кто вернулся на озеро. Пора и нам возвращаться назад в детский сад под музыку.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Почему улетели цапли? Какое важное дело вы сегодня выполнили? Как вы думаете, кто был виноват, в том, что произошло с цаплями? Не правильные действия людей приводят к гибели природы. Я надеюсь, что вы будете настоящими защитниками природы. Будете беречь, и охранять ее. Расскажите друзьям в группе, родителям к чему может привести не правильное поведение в природе. А за сегодняшнюю работу я вручаю вам медали.

Заключение.

Таким образом, мы видим, что использование игр в воспитании экологической культуры обогащает занятия, способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.
Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем [2].







Литература.


  1. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие./ Зебзеева В.А. М.: Сфера, 2009.

  2. Кондрашева, Ю. В., Прудских, Э. В., Шорстова, В. Ф. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. - 2014. - №6.

  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников./ Николаева С.Н. М., 2002.

  4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2000.





© 2010-2022