Проект Я - будущий первоклассник

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгосрочный проект «Я - будущий первоклассник»

Исполнитель: воспитатель МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Сказка» Боталова Ирина Николаевна

Тип проекта: информационный, познавательный.

Возраст воспитанников: дети подготовительной группы.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта.

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию

школьника»

4. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;

5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

7. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

8. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта

Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

Единство содержания форм и методов работы ;

Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети - родители - сотрудники»;

Принцип доступности;

Принцип системности и последовательности.

Субъекты проекта

Воспитатели;

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

Срок реализации проекта: Сентябрь -Май 2016г.

Ожидаемый результат

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Материальное обеспечение проекта: ноутбук, релаксационная музыка, репродукции картин, картотека игр и упражнений, художественная литература.

Организация проекта

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

Организация реализации проекта.

Развитие положительного образа школы. Диагностика.

Проективное рисование «Я пойду в школу»

Рассматривание картин о школьной жизни.

Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,

Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.

Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка) .

Рисование «Школа».

Анкетирование родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Родительское собрание «Готовим детей к школе».

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы - школьники»

Ознакомить с содержанием школьного обучения.

Показать важность и значимость школьных знаний.

Закрепить знания о школьных атрибутах.

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс». М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября»,

загадки, пословицы и поговорки школьной тематики

Экскурсия в школу

Посещение библиотеки.

Беседа «Игры в школе».

Беседа «Школа - новый дом».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? », «Школа наоборот»

Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.

Беседа «Подготовка детей к школе».

Консультация «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »

Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, 0

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.

Формировать знания о школьной дружбе

Помочь лучше подготовиться к школе. Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно! », «Переменка», «Я хочу играть! »

Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки».

М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Занятия: «Школьные правила».

Д/и «Собери портфель».

Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

Консультация «Скоро в школу»

Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

«Что нельзя говорить школьнику».

«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации) ».

Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей

Признание роли и авторитета учителя Создать образ доброго учителя.

Возбудить чувство доверия к учителю.

Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

Упражнение «Учитель делает. »

Рисование «Моя будущая учительница».

С/р игра «Школа»

Итоговое занятие

Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »

Родительское собрание «Пора в школу».

Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»

Этапы реализации проекта:

1 этап .Подготовительный

Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, анализ литературы, постановка целей и задач, определение направлений , объектов методов исследования, выбор материалов.

2 этап . Внедренческий

Диагностическое обследование детей.

Проведение игр, упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий 1 раз в неделю.

Рекомендации родителям по организации и проведению игр и упражнений с детьми в домашних условиях.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов по снижению уровня тревожности.

3 этап. Результативный

Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания , подведение итогов.



© 2010-2022