- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Я - будущий первоклассник
Проект Я - будущий первоклассник
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боталова И.Н. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Долгосрочный проект «Я - будущий первоклассник»
Исполнитель: воспитатель МБДОУ «Юсьвинский детский сад «Сказка» Боталова Ирина Николаевна
Тип проекта: информационный, познавательный.
Возраст воспитанников: дети подготовительной группы.
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель проекта.
Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
1. Формирование у детей правильного представления о школе;
2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию
школьника»
4. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;
5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
6. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
7. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
8. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы ;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети - родители - сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Субъекты проекта
Воспитатели;
Дети старшего дошкольного возраста;
Родители.
Срок реализации проекта: Сентябрь -Май 2016г.
Ожидаемый результат
Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Материальное обеспечение проекта: ноутбук, релаксационная музыка, репродукции картин, картотека игр и упражнений, художественная литература.
Организация проекта
Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
Организация реализации проекта.
Развитие положительного образа школы. Диагностика.
Проективное рисование «Я пойду в школу»
Рассматривание картин о школьной жизни.
Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,
Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.
Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка) .
Рисование «Школа».
Анкетирование родителей.
Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Родительское собрание «Готовим детей к школе».
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы - школьники»
Ознакомить с содержанием школьного обучения.
Показать важность и значимость школьных знаний.
Закрепить знания о школьных атрибутах.
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс». М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября»,
загадки, пословицы и поговорки школьной тематики
Экскурсия в школу
Посещение библиотеки.
Беседа «Игры в школе».
Беседа «Школа - новый дом».
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? », «Школа наоборот»
Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.
Беседа «Подготовка детей к школе».
Консультация «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »
Ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, 0
Показать детям образ хорошего и плохого ученика.
Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Развивать школьные навыки.
Уточнить знания детей о школьной организации.
Формировать знания о школьной дружбе
Помочь лучше подготовиться к школе. Проблемные ситуации: «Школьная форма», «Мне трудно! », «Переменка», «Я хочу играть! »
Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки».
М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Занятия: «Школьные правила».
Д/и «Собери портфель».
Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
Консультация «Скоро в школу»
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».
«Что нельзя говорить школьнику».
«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации) ».
Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции» детей
Признание роли и авторитета учителя Создать образ доброго учителя.
Возбудить чувство доверия к учителю.
Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой «Учитель» умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».
Упражнение «Учитель делает. »
Рисование «Моя будущая учительница».
С/р игра «Школа»
Итоговое занятие
Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »
Родительское собрание «Пора в школу».
Подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»
Этапы реализации проекта:
1 этап .Подготовительный
Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, анализ литературы, постановка целей и задач, определение направлений , объектов методов исследования, выбор материалов.
2 этап . Внедренческий
Диагностическое обследование детей.
Проведение игр, упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий 1 раз в неделю.
Рекомендации родителям по организации и проведению игр и упражнений с детьми в домашних условиях.
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов по снижению уровня тревожности.
3 этап. Результативный
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания , подведение итогов.