Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.


Введение

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Петрова В.И., Стульник Т.Д. и др., более того, существует такое общественное явление как православная педагогика. Наиболее яркие её представители, стоявшие у истоков: Евсевий, А.Л. Громачевский, В.В. Зеньковский.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор нашей выпускной квалификационной работы - «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре».

Цель нашей работы - воспитание нравственного, духовно здорового ребенка.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

1. Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения, т. е., создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод: что главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Поэтому в ДОУ нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, ведущих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

I глава

Тенденции развития духовно-нравственного воспитания в России

Отечественная древнерусская культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Наши предки - мудрые люди, создавшие свой золотой фонд культуры. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», «Домострой», Дмитровский собор во Владимире, Московский кремль, храм Христа - Спасителя, сумел даже архитектуру крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищали от врагов. По натуре мирные русские люди, когда надо становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку землю и отчий дом.

В былинах воспеты богатыри-защитники нашей родины в древности Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Не сосчитать героев -защитников Отечества, верно послуживших своей России в годы Куликовской битвы, во время войны с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны. Русские полководцы А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину -Любимую Россию.

Всегда являются примером для нас великие русские художники И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, свою любовь к России отразили в своих картинах.

В стихах великие русские поэты А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, в музыке - великие русские музыканты П. Чайковский, С. Прокофьев.

И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до нас не как голая мораль, а в виде краткой, емкой, рифмованной строчки. Нравственность - это твердая, постоянная решимость воли, следовать за добрыми влечениями, сердца и совести. А ритм и рифму дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. Главное обратить внимание, затронуть чувства и подвести их к доступному в соответствии с возрастом, пониманию. А глубинный смысл придет позже. С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости. Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Целенаправленность в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре, обеспечивают современные программы: «Радуга», «Детство», « Истоки», «Программа воспитания и развития» под редакцией Васильевой. Для реализации программ предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми

факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников.

Просмотр слайдов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр). Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера.

Таким образом, в программах прослеживаются несколько направлений работы.

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Формы работы с родителями

родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТСО);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.















Глава II

Формы и методы работы основных направлений духовно-нравственного воспитания

Маленький ребенок, только родившись, уже становится личностью, а дошкольник, даже младшего и среднего возраста - это уже почти вполне сформировавшаяся личность, со своим миропониманием и мироощущением. И первым, кому приходится принимать в свои руки эту маленькую индивидуальность после родителей и близких, является воспитатель детского сада, на которого ложится огромнейшая ответственность - дать ребёнку азы знаний, сформировать в нём правильные представления о нравственных нормах поведения, о добре и зле, о человечности.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых. Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Интеллектуальное воспитание

Гендерное воспитание

Экологическое воспитание

Воспитание физической культуры

Наиболее сложной в данном направлении является работа по воспитанию любви к родному городу, и родной стране. Работая с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, мы должны помнить то, что дети воспринимают окружающую их действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у них проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это - результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сам воспитатель будет любить и знать историю своей страны, своего города. Мы стараемся отобрать те знания, которые будут доступны детям, то, что может вызвать у них чувство гордости и восторга.

Дошкольникам младшего и среднего возраста еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатели обращают внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляют группу к праздникам, а после них беседуют с детьми, спрашивают, где они были с родителями, что видели.

Практически вся работа по знакомству детей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит де­тей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес (приложение №1).

Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о достопримечательностях родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны. Уже в младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними (приложение №2).

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

В результате работы в данном направлении дети со II младшей группе проявляют уважение к людям труда, бережно относиться к природе родного города, интересуются достопримечательностями родного края.

Проводя работу по эстетическому воспитанию, мы большое значение придаём совместной деятельности детей и взрослых. В ходе такой работы создаётся особый микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между педагогом и ребёнком. В этом направлении эффективно действует такая форма работы как игры-драматизации, театрализация сказок. Дети учатся проявлять своё творчество, быть дружными, добрыми, правдивыми. При этом они не просто инсценируют сказки, часто они вносят свои элементы в знакомый сюжет или переделывают концовку, например в русской народной сказке «Колобок». Приведём другой пример. Во время театрализации по сказке «Репка» детям средней группы было предложено следующее задание: каждый герой должен придумать причину, чтобы не идти на помощь деду. Дети успешно справились с заданием: бабка мыла посуду, внучка плела косу, Жучка грызла кость, кошка умывалась, а мышка пряталась от кошки. В результате дети поняли, что, оставшись один, дед не справиться с репкой. Сравнение биполярности нравственных понятий облегчает детям усвоение конкретных представлений этических норм. Помогает формировать осознанность отношений: осуждать плохие поступки и положительно оценивать добрые поступки. Так абстрактные представления для ребенка (дружба, доброта, забота) раскрываются через образы доступных сказок. Подобная работа приносит огромное удовлетворение и детям, и взрослым, воспитывая у малышей самостоятельность и ответственность за общий успех дела.

Экологическое воспитание с точки зрения православных традиций мы можем соотнести со словами священника А. Гиляревского: «Воспитывайте же, отцы и матери, детей своих так, чтобы они видели в природе не мертвую массу, не бездушный механизм слепых и случайных сил, а одушевленный храм Божий. Старайтесь воспитывать их сообразно с природой и в непосредственном общении с нею; не стыдитесь приучать детей своих к такой жизни, какую вели в деревнях благочестивые отцы и деды наши и не гоняйтесь за теми гнилыми нравами и растленными обычаями, которыми ложная образованность тешит чувственность человека и в то же время губит его физически и духовно. Бог вам в помощь!» Сознание детей подводится к тому, что всё созданное Богом когда-то, существует и по сей день и называется природа. Природа - это растительный и животный мир, небо и земля, реки и моря, а также все люди (дети, их родители, близкие). Дети через любовь к природе выражают с вою любовь к её Создателю, т. е. к Богу. Мы заботимся о растениях и животных, а они создают для нас красоту уют, дают еду и одежду. В данном направлении уместно будет использовать такие формы работы как занятия по ознакомлению с окружающим миром, экскурсии, совместный труд в зелёном уголке и в зимнем саду, наблюдения и др.

Духовно-нравственное воспитание всегда было гендерным. В мальчиках и девочках стремились воспитать разные качества.

Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.

Так как мальчик - это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство такжепредполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

В девочках, наоборот, воспитывали кротость, послушание, умение вести хозяйство (приложение №3).

Ведя работу по любому из направлений, мы развиваем интеллектуальные способности каждого ребёнка. На любом занятии дети получают новые знания, систематизируют уже имеющиеся, удовлетворяют потребность в познании. Одна из форм работы в данном направлении, которую очень любят дети, - это утренники, приуроченные к православным праздником. Во время утренников работает непроизвольная память, и информация, полученная во время утренника, усваивается прочно и надолго. Наиболее яркими православными праздниками, которые мы проводим в детских садах - являются Рождество, Пасха. Дети вместе с родителями готовятся к ним заранее (изготавливают волхвов, вертеп, разучивают колядки, раскрашивают яйца, готовят друг другу подарки). Впечатления от праздников остаются самыми яркими, причём не только у детей, но и у родителей (приложение №4).

Т. о., кратко рассмотрев все направления духовно-нравственного воспитания, мы можем сделать выводы: ребенок, с детства приученный к классической музыке, к хорошей литературе, ребёнок, видящий красоту живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, напротив, он получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

В детских садах создана развивающая среда на материале народной художественной культуры, которая гарантирует духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Согласно мнению В.А. Петровского, Л.М. Клариной и других известных педагогов, непременным условием построения предметно-развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Этот принцип и был положен в основу создания развивающей среды группы.

Предметно-развивающая

среда

«Малая художественная галерея»

Центр эстетического развития «Полочка красоты»

Центр изодеятельности «Волшебные узоры»

Мини-библиотека «Читай-ка»

Центр театрализованной деятельности «Сударушка»

Во все зоны группового помещения включены элементы народной художественной культуры.

Стены коридора украшены репродукциями пейзажей известных мастеров русской живописи: И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова, И. Шишкина - и художников Белгородчины: Г. Гритчина, Коненкова, О. Шилова. Экспозиция мини - выставки периодически, в зависимости от времени года, обновляется.

«Малая художественная галерея» группы помогает развивать эстетический вкус детей, воспитывает такие нравственные чувства, как уважение к великим людям Отечества, любовь к родной природе.

В группе находится так называемая «полочка красоты». Это стенд, на котором расположены изделия русского народного декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, хохломская деревянная посуда, жостовские подносы, образцы вологодского кружева, борисовская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская и старооскольская глиняная игрушка,

тряпичные и соломенные народные куклы. Здесь же - куклы в народных костюмах Белгородской области, выполненных по этнографическим образцам Белгородского государственного музея народной культуры.

Центр «Волшебные узоры» - зона самостоятельной художественно-творческой деятельности детей, где находятся альбомы по декоративно-прикладному искусству « Золотая Хохлома», «Голубая Гжель», «Цветы Полхов-Майдана», «Городецкие узоры»,

«Семёновские матрёшки» и другие, которые дети часто и с удовольствием рассматривают и используют как образец в своих работах. Также здесь в свободном доступе имеются глина, пластилин, мел, гуашь, бумага, кисти и всё, необходимое для детского творчества. Для более полного и глубокого знакомства с народными промыслами в зоне художественной деятельности располагаются авторские дидактические игры, такие как «Собери костюм», «Дымковская барышня», «Узнай и назови роспись», «Собери узор» и другие.

Детским работам отводится достойное место в украшении интерьера группы, что воспитывает в детях ответственное отношение к собственному труду, чувство гордости результатами труда.

Библиотека группы содержит литературу, необходимую для нравственного развития ребёнка-дошкольника. Книги, представленные в ней, распределены по разделам:

1. Произведения русских писателей о природе;

2. Русские народные сказки;

3. Произведения малых фольклорных форм: потеплей, поговорки, пословицы, загадки, небылицы;

4. Произведения русских писателей о Родине;

5. Произведения поэтов и писателей Белгородчины: В. Шаповалова,

В. Молчанова, В. Михалёва, Т. Олейниковой, Б. Осыкова,

Ю. Макарова;

6. Произведения зарубежных авторов.

Для творческой самореализации детей в группе создана театральная мастерская «Сударушка». В ней находятся образцы мужского, женского и девичьего костюмов Белгородской области, используемые детьми в театрализованных и сюжетно-ролевых играх; шапочки и маски для народных подвижных игр; перчаточные куклы, куклы для настольного театра; материал для создания детьми собственных костюмов (ленты, пояса, бусы).

В группе имеется мини-методический кабинет, материалами которого пользуются педагоги детского сада. В нём представлены:

-методическая и научно-популярная литература по вопросам нравственного воспитания дошкольников,

-дидактический и наглядно-иллюстративный материал по декоративно-прикладному искусству,

-картотека народных подвижных игр Белгородской области,

-каталог произведений русского устного народного поэтического творчества (потешки, пестушки, поговорки, пословицы, загадки, небылицы, частушки, сказки),

-каталог авторских дидактических игр, знакомящих с народными промыслами России и Белгородчины.

Так, например, в средней группе дети знакомятся с филимоновской и дымковской игрушкой, с простейшими куклами-закрутками, с богородской деревянной игрушкой, с борисовской керамикой, со старооскольской игрушкой. Поэтому на «полочке красоты» представлены изделия именно этих народных промыслов. В старших группах знания детей углубляются, и расширяется круг предметов декоративно-прикладного творчества, вводящих дошкольников в мир народной культуры. К уже знакомым детям образцам народных промыслов добавляются городецкие и хохломские изделия, загорские матрешки, полхов-майданские игрушки, гжельский фарфор. Усложняются и дидактические развивающие игры, знакомящие дошкольников с декоративно-прикладным народным искусством.

На начальном этапе работы по формированию у старших дошкольников основ духовности и нравственности на материале народной художественной культуры было проведено диагностическое обследование по трём направлениям. Был выявлен интерес дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, к истории возникновения народных промыслов, особенно Белгородской области, к устному народному поэтическому творчеству.

Результаты диагностики показали, что не все дети осознают и реализуют нравственную норму, только у 30% дошкольников были сформированы нравственные представления.

Посещение музея - одно из основных средств эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Экскурсии в музей народной культуры, художественный и краеведческий музеи помогают осознать ребёнку понятия «прошлое», «настоящее», ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщить к таланту и мастерству предков, осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов (приложение №5).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников невозможно без заинтересованной поддержки и помощи родителей. Поэтому работа с родителями началась с разработки матрицы для составления позитивного проективного мифа об индивидуальном развитии ребёнка, которую заполняли родители. Результаты матриц показали позитивную оценку родителями атмосферы в семье, места ребёнка в семье, его поведения и личностных качеств. Эти результаты использовались для планирования и реализации взаимодействия с семьёй по овладению детьми нравственными нормами.

Проведение анкетирования «Декоративно-прикладное искусство в семье» позволило определить уровень знаний родителей о народной художественной культуре и степень использования в быту изделий народных промыслов.

Потребность в обогащении знаний о народной культуре испытывали все родители. Для удовлетворения этой потребности проводились ежеквартальные групповые родительские собрания и консультации, на которых родители получали дополнительные знания по народной художественной культуре, декоративно-прикладному искусству, духовно-нравственному развитию детей на их основе. Для привлечения родительского интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания был создан клуб для родителей «Семейный клуб», на заседаниях которого семейные пары делились секретами воспитания, рассказывали о традициях семьи, получали необходимые консультации по интересующим их вопросам. Духовно-нравственное воспитание - процесс непрерывный, который продолжается во время совместных развлечений и праздников, на экскурсиях по улицам города. Выставки совместного творчества детей и родителей - прекрасный результат работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале народной художественной культуры (приложение №6).

Мы уверенны, что Отечественная культура - это сфера многогранного развития и становления личности дошкольника.



Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что народная культура во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентирами, жизненными принципами.

В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через приобщение к Отечественной культуре мы пришли к следующим выводам:

- что только все вместе - детский сад, семья, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом;

- необходимо просвещение семьи в вопросах духовно -нравственного воспитания;

- что, воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.

© 2010-2022