- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Познавательное занятие Микрорайон, в котором я живу
Познавательное занятие Микрорайон, в котором я живу
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хузина Л.Р. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Микрорайон, в котором мы живем.
Составила:
Воспитатель I квалификационной
категории МБДОУ №17
Хузина Люция Равильевна
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Возраст детей: cтаршая группа (5-6 лет).
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, интегративные игры, дидактические игры, проблемные ситуации, конструирование.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о родном городе; дать сведения о понятии «микрорайон города, познакомить с историей возникновения микрорайона «Мельничная площадь» и его достопримечательностями;
Развивающие задачи: развивать интерес к изучению родного города, речь, умение делать выводы и ориентироваться в своём районе,
Воспитательные задачи: воспитывать нравственно - патриотические чувства, гордость за родной город и бережное отношение к нему.
Словарь новых слов: Микрорайон, Мельничная площадь, ветряки, архитектор, активизация активного словаря, проговаривая полными предложениями.
Предварительная работа: беседа о городе, целевая прогулка, экскурсия к старой мельнице, рассматривание иллюстраций о городе и микрорайоне, художественное творчество (аппликация, рисование), организация фотопанорамы, изготовление макетов домов и соц. объектов мельничной площади с привлечением родителей, игровая деятельность.
Оборудование и материал: иллюстрации о городе, макеты домов, социальных объектов, тетради и карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть.
Воспитатель приглашает воспитанников к познавательному уголку в группе, где представлена выставка книг и фотопанорама о городе Чистополе и предлагает обратить внимание на книгу «Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего» автора Л. Абрамова.
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами продолжим разговор и поиграем в «Колесо истории».
Дети: Сегодня мы продолжим разговор о нашем родном городе Чистополе.
Воспитатель: Год нынче у города Чистополя юбилейный, поэтому, мы много о нём говорили и многое узнали, как он появился, становился и развивался. А давайте я узнаю у вас, что же вы запомнили?
Воспитатель: Итак, как произошло название Чистополь.
Дети: Чистополь произошел от слова «Чистое поле».
Воспитатель: То есть на месте нашего города было чистое поле, а как же появились люди?
Дети: Бедные крестьяне бежали от своих господ за Каму и основали это поселение.
Воспитатель: Чем они занимались?
Дети: Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.
Воспитатель: Но солдаты сжигают посёлок и возвращают беглых крестьян хозяевам, но крестьяне опять бегут и вновь на этом же месте начинают жить.
Воспитатель: У нас есть стихотворение, прочитает его Прохорова Ксения.
Ксения: «Деревья в три обхвата, широкие поля
Среди полей когда-то город поднялся.
Река светилась пламенем, пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный из пламени вставал.
Стоял велик и чуден, красивый древний град
Он дорог чистопольцам и славою богат».
Воспитатель: (рассматривая в познавательном уголке фотопанораму исторических уголков города Чистополя).
Годы шли, посёлок становиться торговым, а в 1781 году по указу императрицы Екатерины посёлок стал называться уездным городом. Ребята, какое же название было присвоено? (Архангельское, но оно не приживается, и горожане оставили прежнее назв. Чистополь).
Воспитатель: Город быстро растёт и развивается, чем же он промышлял? Дети: Хлебом и хлеб, торговлей.
Воспитатель: Благодаря этому богатые купцы благоустраивают наш город, что было построено?
Дети: Гимназии, больница, мечеть.
Воспитатель: Вы, ребята, все видели, в центре нашего города старинные здания - все они памятники архитектуры и сейчас там тоже кипит жизнь.
Воспитатель: Ребята, как чистопольцы помогали стране во время Великой Отечественной войны?
Дети: Во время войны нашли приют в нашем городе многие учёные, писатели, артисты и их семьи, храбро воевали на войне за свободу Родины.
Воспитатель: Как чистопольцы хранят память о героях?
Дети: построена Аллея героев и горит «Вечный огонь славы», названы улицы города именами героев: Шамсутдинова, Ситдикова, Миронова, 40 лет Победы.
Воспитатель: Чистополь - один из развитых городов Республики Татарстан. У нас много фабрик, заводов, промышленных центров, а какие вы знаете? Дети: Часовой завод, молочно-маслодельный комбинат, судоремонтный завод, кондитерская фабрика.
Воспитатель: Вы, молодцы, поиграли достойно в «Колесо истории».
Основная часть.
Воспитатель: Итак, ребята, мы подошли к теме нашей занимательной беседы «Микрорайон, в котором я живу». Микрорайон - это небольшая часть города, названная в честь наиболее важного социального объекта, находящегося в нём, например, микрорайон Часовой завод назван, почему так?
Дети: Там находится Часовой завод, микрорайон Мебельный - (мебельная фабрика), микрорайон Дом Медиков (центральная районная больница).
Воспитатель: Таким образом, у нас в городе около 15 микрорайонов. и даже остановки называются в честь их.
Воспитатель: А вот кто знает, как называется микрорайон, в котором находится наш детский сад и многие из нас живут в этом районе?
Дети: Мельничная площадь и остановка называется также.
Воспитатель: Интересно, почему она так называется? От какого слова? Дети: Мельница.
Воспитатель: Но у нас в районе нет мельниц. Ребята, хотите узнать? Сейчас мы немного отдохнём, споём песню о родном городе, и я вам расскажу интересный исторический факт.
Песня: «Город маленький Чистополь»
Воспитатель: Давным-давно более 150 лет тому назад, когда наш город был центром хлебной торговли все близлежащие районы везли хлеб в Чистополь именно по той дороге, где находимся мы сейчас, везли хлеб к пристани, собирались большие очереди, люди неделями, месяцами ждали очередь и тогда, чтобы не задерживать крестьян было решено построить мельницы, в то время их ещё называли ветряками, почему? Как вы думаете?
Дети: Работали от ветра, не было ещё электричества.
Воспитатель: Построены были 2 гостиницы, магазины, конторы, амбары, сушилки. Это большая площадь называлась мельничной и сохранила своё название и в наши дни, поэтому название нашего микрорайона можно считать историческим. Конечно, сейчас он стал современным и выглядит совсем по-другому. Давайте сейчас перечислим, что находится в нашем районе?
Дидактическая игра «Развяжи узелок, расскажи про городок»
Дети: Детский сад, почта, библиотека, районный Дом культуры «Строитель», аптека, городской газ, мечеть, магазины, банки, новый военкомат.
Все эти объекты необходимы для жизни людей, для нас с вами.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что за профессия архитектор? Чем он занимается? Архитектор - это тот же строитель, но строит в начале в уме, потом на чертежах и на макете.
Воспитатель: И мы сейчас поиграем в «Юных архитекторов», перед нами чистая площадь, и мы должны на этом месте построить Мельничную площадь. Для этого у нас есть макеты домов, символы, то есть условные обозначения, дороги и даже деревья. Итак, вот здесь у нас будет главная улица, она называется?
Дети: Наша улица - 40лет Победы.
Воспитатель: А вот улица, которую она пересекает, это ул. Чернышевского. Наш садик расположен на улице, какой? Мы его поставим вот сюда и обозначим его, каким символ правильно, детским лицом. Справа от детского сада находится что? Да, жилой дом, но там есть ещё и спортивный клуб «Фортуна», какой символ поставим? и т.д.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и перенесли на макет мельничную площадь, вам понравилось быть архитекторами, но это ещё не всё. Сейчас вы нарисуете в своих тетрадках план нашего микрорайона и не забудьте обозначить символами.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а что бы вы хотели увидеть в нашем районе в будущем? (Ответы детей).
Воспитатель: Я надеюсь, что ваши светлые, красивые желания обязательно исполнятся. В нашей группе в самостоятельной деятельности детям предлагаем логические кубики Дьенеша для конструирования и постройки объектов нашего микрорайона.
Список литературы
1.Абрамов Л. Чистополь и чистопольцы: из прошлого и настоящего. - Казань: По городам и весям, 2004. - 462с.
2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112с.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 2010. - 99с.
4. Герасимова З. М. Родной свой край люби и знай // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. - С. 47.
5.Закирова К.В., Мортазина Л.Р. Эй, уйныбыз, уйныбыз. - Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013 - 224с.
6. Козлова, С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2003. - 43с.
7. Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. - М., 2008. - 100с
8. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. - С. 45 - 55.
9. Тухватуллина И.А. Программа физического и социально-личностного оздоровления детей 5- 6 лет «Здоровье с улыбкой». - Казань,2009. - 114с.
Тема: «Поэтические странички о Чистополе»
Составила:
Воспитатель I квалификационной
категории МБДОУ №17
Хузина Люция Равильевна
Образовательная область: Коммуникация
Интеграция образовательных областей: Музыка, региональный компонент
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа
Формы непосредственной образовательной деятельности:
Образовательные задачи: учить детей выразительное эмоционально читать стихи; формировать интерес к своему историческому прошлому;
Развивающие задачи: развивать творческие способности и воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей гордость за родной город, а значит и за родной город.
Словарь новых слов: Багамы,
Предварительная работа: Беседы с детьми о родном городе, рассматривание иллюстраций о Чистополе, изготовление фотопанорамы, целевые прогулки, экскурсии по городу, чтение и разучивание стихотворений о родном городе, совместная деятельность взрослых и детей.
Оборудование и материалы: Диапроектор и слайдовая презентация к литературному вечеру, выставка детских работ совместно с родителями, подготовка альбома на темы «Красота родного края».
Ход литературного вечера:
Эпиграф вечера: «Может, есть красивей страны?
Может, лучше есть жилье?
Я настаивать не стану….
Видно каждому свое» (Ю.Визбор)
Ведущий: Есть на свете город
Всем нам дорогой
Травами зелеными
Выставлен над рекой.
Приветствие детей: Здравствуй наш город! Здравствуй!
Слава тебе и честь!
Ведь ты в летнем убранстве
И дней трудовых не счесть!
Здравствуй наш город! Здравствуй!
Слава тебе и честь
Ведь ты в предавгустовствском веселье
И добрых людей не честь!»
(Лена Сурчилова)
Песня «Родина» поют дети.
Ведущий: Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Родина! Она есть у каждого человека. Для нас это Чистополь - прекрасный, зеленый, славный город, это город, со своим неповторимым ритмом жизни. Вспомни ритм работающих машин, стук колес, ритмы космоса. Но это было в нашем времени, а что было там, в прошлом, двести лет назад….
Ребенок читает стихотворение «Ты родился, оглушая криком»
В день рожденья города малыш!
И сегодня празднично одетый,
Ты на праздник города спешишь!
Вы сегодня оба юбиляры
Один мал, другой еще не стар
И для вас сейчас звучат фанфары
Праздничные речи фейерверки, бал!
Городу сегодня двести тридцать два
А тебе пока что только два,
Но обоим жить, желаю долго
Счастья много радости, добра!
(М.Миронова)
А вот Анна Лобанова прочитает стихотворение В.ИВАНОВА «Родной город»
«Он не древний, мой город, не новый,
Город старый, но самый родной,
Город Чистополь - город портовый,
Камской чистой омытый водой».
Воспитатель: В этом стихотворение говорится о том, каким был город и каким он стал сейчас. И еще одно стихотворение на эту тему.
Автор Д.Зайцев «Ода Чистополь» читает Эльмира Ахметзянова.
Помню берегом, да под Камою
Были домики деревянные
Как по всей Руси
В бытность прошлою
Не казистые, не желанные
Ведь теперь дома березкой манят
К небу чистому поднимаются
Как дворцы стоят
Устремляясь в высь
Всем приветливо улыбаясь.
Ведущий: Ребята, на какой реке стоит наш город? Правильно, могучая красавица Кама создает неописуемо красивые пейзажи с их огромными заливными лучами, синими далями древних лесов, которые перемежаются с разноцветными ладонями полей. И конечно же наши предки, которые зачинали наш город были очень мудрыми и дальновидными.
«Город на Каме» Луиза Бешенцева читает стихотворение Илья Зайцев.
Город на Каме стоит небольшой,
Ветер ласкает его озорной,
Солнце блестит в куполах золотых,
Чайки парят на просторах речных.
Город на Каме стоит двести лет
В зелень садов и лесов он одет,
Пух тополиный кружиться над ним
Город наш будет всегда молодым.
Город на Каме- юность моя.
Это с тобою наша земля
В древних постройках торжественный вид
Память о многом наш город хранит.
Память о дедах и наших отцах
Тех, кто погибли когда-то в боях.
Память о светлых и радостных днях,
Вместе прожитых с тобою годах.
«Зори тихо встают...» Луиза Бешенцева читает стихотворение Анастасия Савельева
Зори тихо встают, над красавицей Камой
Птицы звонко поют, гимн реке величавой
И в серебряных росах, просыпаются травы
Пароход в белых плесах, вдаль плывет величаво
Там вдали на горе, храм чудесный стоит
И в предутренней мгле, будто в небе парит
Над красавицей Камой, зори тихо встают
Гимн реке величавой, птицы звонко поют.
Ведущий: Одной из отличительных черт нашего города являются то, что растет у нас много деревьев, цветов, город окружен лесами, воздух чист, потому что каждый чистополец бережет свой город, и мы с вами тоже внесем свой вклад.
«Зеленый городок» Виктора Бокова читает стихотворение Галимов Ильяс.
Я страну родную знаю,
много езжено дорог.
Очень часто вспоминаю
Про зеленый городок.
Тополиная аллея
Убегает далеко,
В листьях тополя болеют
Фонари как молоко
Каждый, кто туда приедет
Хоть на несколько ночей,
Первым делом слышит щебет,
Шум дубравы, крик грачей
Где лесам тесниться нечего,
Там и людям не тесно.
Там и песенно, и весело,
И вольно и лесно.
Песня « Бакчабыз» поет Исламова Марьям
Ведущий: Много песен спето о Чистополе, сложено стихов.
«Любимому городу» Сергея Решетнева, читает Латыпова Карина.
Город юности моей
Весь из кружев тополей
Как прекрасен этот сон
- город, я в тебя влюблен
Сколько жизнь меня качала
Но я снова у причала
Вновь с друзьями встреча ждет
В сердце соловей поет!
Сколько песен о тебе
Сложено и спето
Но мои слова простые
Сердца- музыкой согреты.
Ведущий: Очень модно стало сейчас бывать в разных странах в Египте, в Турции на Багамах, но уехав лишь на несколько дней, начинаешь скучать и осознавать, что милее сердцу наш родной Чистополь
«Не хочу я ехать на Багамы» Луиза Бешенцева читает стихотворение Чернышев Артур
Не хочу я ехать на Багамы Пусть не растут здесь пальмы и кокосы
Ничего нет лучше нашей Камы, За то у нас серебряные росы,
Какая ширь, какой простор речной За то у нас есть розовый рассвет
И небосвод лазурно-голубой И слышен птичий утренний сонет
Какие заводи на ней, луга, А родники прозрачны, холодны
Дурманом пахнут свежие стога На дне ракушки, камешки видны
И чаек белогрудых крик и стон, Кому-то может и милее водопад
Ив высь летящий колокольный звон А мне багряный с золотом закат
«Город детства» Луиза Бешенцева читает стихотворение Шакиров Артур
.
Есть на свете Париж, Где с утра пропадал
Лондон есть и Берлин, На речных берегах,
Но ты в сердце хранишь Где закат догорал
Только город один. В золотистых лучах
Город детства, тепла, И когда в летний зной
Где родился и рос Тополя заметелят,
И где мама вела Будто зимней порой
За руку в сад разброс. Снегом под ноги стелют
Где в росистой траве Город Чистополь мой,
Бегал ты босиком, Нет прекрасней тебя.
И к тенистой ветле Нас навеки с тобой
Пробрался тайком. Повенчала судьба.
Ведущий: Наш город многонациональный, очень трудолюбивый, дружный и об этом стихотворение.
«Здесь рядом трудится и русский и татарин…» Лены Сурчиловой прочитает Алексей Бурханов
Здесь рядом трудится
И русский и татарин
Чувашин, вместе с ним мордвин
И каждый сам своей судьбы хозяин
Но в будущем путь у всех один
Они живут единою семьей
Как будто бы у них один отец и мать
Одною связаны судьбой и мечтою
Родному городу все лучшее отдать.
А Эльмира Ахметзянова прочитает стихотворение на родном языке «Чистаем».
Ведущий: Небольшие старинные города! Есть в них какая-то неизъяснимая задумчивая прелесть. Особый колорит придают нашему городу уникальные особняки 18-19 веков. Памятники истории и культуры, а их у нас более 100.
И про один из памятников культуры у нас есть стихотворение «Дом учителя» Л. Лоскутовой читает Шакиров Артур, Гафиятова Карина и Эвелина Илалетдинова.
В самом центре на улице Маркса В этом доме нас учат учиться,
Дом старинный, красуясь стоит: Слушать музыку, в пьесах играть,
Он свидетель эпохи монархов, Своей Родиной малой гордиться
Революции, воин, мирных лет. И историю города знать.
Его стены принизаны ветром, Он живет, полный новых стремлений.
Они слышали звуки веков: Невзирая на возраст седой.
Голоса драматургов, поэтов, Сколько он воспитал поколений
Речь писателей, большевиков. Умных, честных и добрых душой.
В двадцать первом хозяином Дома Люди! Вдумайтесь- это история,
Стал учитель. Был издан декрет. Предков дело и памяти нить.
Дом учителя признан законом- Голоса из глубин нашим вторя
Человек в нем всегда обогреет. Просят память о доме хранить.
Дом учителя- светоч культуры, В самом центре на улице
Теплый, добрый, уютный наш дом Дом учителя гордо стоит…
С давних пор он стал нам прочной опорой
В дни невзгод и за мирным столом.
Ведущий: Ребята в этом году исполнилось 50 лет, как советский человек Юрий Гагарин полетел в Космос. И есть в этом частичка нашего участия, об этом прочитает небольшое стихотворение Рыкалов Ярослав.
Ведущий: Тихая, спокойная жизнь в нашем уютном городке, всем здесь хорошо и взрослым, и детям. И вот именно об этом и говорится в стихотворении Натальи Афониной «Есть город на Каме……» читает Прохорова Ксения.
Есть город на Каме старинный, чудесный!
И все в этом городе нам интересно!
Здесь разных профессий работают люди,
И верят, что город красивый наш будет!
А в общее дело вносит свой вклад
И наш любимый, родной детский сад!
В садике нашем детишек не мало!
Трудятся здесь от души педагоги!
Они не жалеют здоровья и сил,
Чтоб каждый ребенок здесь счастливым был!
А мамы спокойно идут на работу
Оставив на садик о детях заботу
И часто как мам нас радуют дети
Самой счастливой улыбкой на свете!!!!...
Ведущий: Ребята, а каким вы хотите видеть наш Чистополь в будущем? (ответы детей, выставка детских рисунков)
Просмотр
В заключение вечера исполняется песня «Мы хотим вам сказать спасибо
Поэтические странички о родном Чистополе
Мой край.
В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристый голос у ручья!
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее,
И разноцветней радуга дуга!
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!
«Может, есть красивей страны?
Может, лучше есть жилье?
Я настаивать не стану….
Видно каждому свое.
( Ю.Визбор)
«Здравствуй наш город
Здравствуй
Слава тебе и честь
Ведь ты в летнем убранстве
И дней трудовых не счесть!
Здравствуй наш город
Здравствуй
Слава тебе и честь
Ведь ты в пред августовском веселье
И добрых людей не честь!»
(Лена Сурчилова)
«Здесь рядом трудиться
И русский и татарин
Чувашин, вместе с ним мордвин
И каждый сам своей судьбы хозяин
Но в будущем путь у всех один
Они живут единою семьей
Как будто бы у них один отец и мать
Одною связаны судьбой и мечтою
Родному городу все лучшее отдать»
(Лена Сурчилова)
Обо всем, что любо городу
Обо всем, что любо городу,
Обо всем, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко,
Город может природой гордиться,
Рекою, зверем и редкою птицей,
Город может историю чтить,
Может память о предках хранить.
Обо всем, что свято городу,
Обо всем, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
( Г.Потапова)
Мой родной городок
Мой родной городок
(М. Пляцковский
От столицы далёк
Он с годами становится краше,
От бескрайних полей
До речных берегов
Пролегают все улицы наши
Он стоит средь лесов,
Средь дубов и холмов,
Обновляется и молодеет
Кто придёт сюда,
знаю я, никогда
Городок наш забыть не сумеет.
Небольшой городок:
Средь нешумных дорог
Площадь, тихие скверы, аллеи,
Тень деревьев, цветы,
Переулки, мосты...
А вглядишься - и в сердце теплеет.
В берег плещет волна,
Шелестят тополя,
Купола золотятся как прежде.
Звон плывёт над рекой-
Это Чистополь мой,
Город нашей любви и надежды.
Много бед и невзгод
Пронеслось над страной-
Все их принял и вынес городок мой родной.
Сколько светлых бывало
И радостных лет-
Земляков моих судьбы в них оставили след.
Годы шли чередой.
Смыло талой водой
Треволнения старого века.
И над Камой-рекой
Старый город родной
Вновь поверил в любовь человека.
То осень, то весна,
То лето, то зима,
То радость, то печаль стучится в двери.
А 230 лет- не срок.
Мы любим городок.
И в будущее Чистополя верим!
( Г.Потапова)
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,
и берёзки, вдоль которых
рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
«Лучше нет родного края»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
«Родина»
Посмотри, как все красиво,
Посмотри, простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка желтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет стране ее родней,
Нет стране, ее родней!
И березку молодую,
И кустарник и траву
Беззаветно все люблю я,
Все я Родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать.
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
(А. Прокофьев)
Чистополь
Город Чистополь на Каме...
Нас дарил ты, чем богат.
Золотыми облаками
Рдел над Камою закат.
Сквозь тебя четыре ветра
Насмерть бились день и ночь.
Нежный снег ложился щедро,
А сиял - глазам невмочь.
Сверхъестественная сила
Небу здешнему дана:
Прямо в душу мне светила
Чистопольская луна.
И казалось, в мире целом
Навсегда исчезла тьма.
Сердце становилось белым,
Сладостно сходя с ума.
Отчужденностью окраски
Живо все и все мертво -
Спит в непобедимой сказке
Город сердца моего.
Если б не росли могилы
В дальнем грохоте войны,
Как бы я тебя любила,
Город, поневоле милый,
Город грозной тишины!
Годы чудятся веками,
Но нельзя расстаться нам -
город Чистополь на Каме,
на сердце горящий шрам.
(Мария Петровых)
Достоин Чистополь любви
Когда надолго уезжаешь,
То начинаешь вдруг ценить
Свой маленький уютный город,
В котором жил и будешь жить.
Тебя пленят его красоты
И улицы без суеты.
И, наконец, ты понимаешь,
Что ты живешь и счастлив ты.
Душа в блаженстве отдыхает.
Восторг по улицам бродить.
Года спешат, его не старят,
Ему всегда лишь юным быть.
До боли все вокруг знакомо -
Дорожки, парки и сады.
Не надо города другого!
Достоин Чистополь любви.
(Е. Быкова)
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!
(В. Орлов)