- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Концепция по оздоровительной работе Здоровый малыш
Концепция по оздоровительной работе Здоровый малыш
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миженская Е.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Концепция «Здоровый малыш»
Сегодня важнейшей задачей воспитания и образования дошкольников становится решающим условием в формировании нового уровня культуры в здоровом стиле жизни. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту. Физическая активность - двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
Инициатором идеи формирования интенционных способностей у детей дошкольного возраста является Бальсевич В.К., который описал современную образовательную систему физического воспитания на основу интеграции национальной, физической и спортивной культуры. По мнению ряда научных работников в системе физического развития, «ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности детей дошкольного возраста является одним из самых мощных социальных факторов, воздействующих на физическое и психическое развитие личности» (К.И.Тешев, 1996; Л.С.Дворкин, Л.А.Рапопорт, 1998; Е.Ю.Розин, Э.М.Динмухаметова, 2000; И.Н.Моргун, 2001; В.К.Бальсевич, 2002; А.Н.Плешаков, А.В.Лотоненко, 2002).
Структурное образование деятельности, содержание которого составляет отражение потребности, определяется в качестве интенционного компонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспечения приоритетов внутренней и внешней активности в отношении условий жизнедеятельности, дифференциации степени значимости их изменений, и обеспечивая целесообразных направлений физической активности.
В условиях современного дошкольного учреждения разработка данной проблемы занимает одно из основных направлений. В нашем Центре развития ребёнка, где физическое и социально - личностное развитие является приоритетным, работа
Направления деятельности воспитателя по физической культуре разделяются по трём уровням: работа с детьми, как основная; взаимодействие с педагогами и привлечение осуществляется по формированию здорового образа жизни и культуры личности. родителей. Мероприятия в работе с детьми могут быть разной формы, однако по содержанию они должны позволять довести до сознания ребёнка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью, затрагивая его личностное развитие. Например: беседы, чтение художественной литературы здесь малоэффективны, а активная деятельность в детских развлечениях, досугах, конкурсах, ежедневной утренней гимнастике, зарядке после сна и самостоятельных подвижных играх является наиболее продуктивной. Есть ещё формы педагогической работы, способствующие активному здоровому образу жизни, такие как общение детей, особенно старшего дошкольного возраста, с людьми спорта, наблюдение на занятиях детей в спортивных секциях и соревнованиях.
Цель:
-
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
-
Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
-
Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
-
Воспитания у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружении знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
-
Анкетирование родителей с последующим анализом на тему: « Работа по оздоровлению и физическому развитию детей в домашних условиях».
-
создание в детском саду и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей.
-
создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур.
-
участие медицинского работника, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей.
Концепция построена на принципах:
-
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно - обоснованными и практически апробированными методиками
-
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых. Эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
-
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе педагогического процесса всех видов деятельности
-
Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояние здоровья
-
Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы определяют основные направления работы
1 направление: Профилактическое
-
обеспечение благоприятной адаптации, оптимизация режима
-
лечебно оздоровительная работа
-
закаливание с учетом состояния здоровья ребенка
-
предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
-
проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний
2 направление: Лечебное
-
Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки, задержку речевого развития
-
Витаминотерапия
-
Оказание скорой помощи при неотложных состояниях
-
направление: Организационное
-
Организация здоровье сберегающей среды детского сада с учетом нейропсихологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса
-
Организация двигательного режима
-
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик
-
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей отбор и внедрение эффективных технологий и методик
-
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
-
Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников
-
Спортивные праздники и развлечения
-
Музыкальные праздники и развлечения
-
Экскурсии
-
Дополнительные занятия
Миссия:
-
Необходимость переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность.
-
Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
-
В среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего выносливость и силу)
-
В старших группах - сформировать потребность в движении. Развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д. Поэтому мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.
-
Занятия по традиционной схеме.
-
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.
-
Занятия - тренировки в основных видах движений.
-
Ритмическая гимнастика.
-
Занятия соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
-
Занятия зачеты, во время которых дети сдают физические нормы.
-
Сюжетно - игровые занятия.
В детском саду оздоровительную работу координирует «Совет здоровья», который является совещательным органом по разработке и реализации профилактических и коррекционных мероприятий для сопровождения воспитанников адаптационные периоды и решения актуальных проблем, связанных с формированием, развитием и укреплением здоровья каждого дошкольника.
Важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни.
Членами совета являются:
Методист
Медицинский работник
Педагог - психолог
Инструктор по физическому воспитанию
Председатель Совета - директор детского сада.
Ожидаемые результаты
-
Осознание взрослыми детьми понятия « здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
-
Повышение уровня ориентации в современных условиях жизни
-
Овладение навыками самооздоровления
-
Снижение уровня заболеваемости.