КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ СОСНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА

ВОСПИТАТЕЛЬ КЛЯЙН ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА

РОДИТЕЛЯМ О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».

Основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) для родителей (законных представителей).

Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу. Исходя их этого, Стандарт определяет цели и задачи.

Цели: повышение социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.

Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.

- обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Стандарт - это совокупность обязательных требований:

- к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,

- к условиям реализации образовательной программы,

- к результатам освоения образовательной программы,

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы для утверждения. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются - образовательными областями:

- социально- коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно- эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части рекомендуется не менее 60%; части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.

Стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

Требования к психолого - педагогическим условиям следующие:

- уважение к человеческому достоинству детей,

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей,

- защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Требования к материально - техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно - методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.

Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.

Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.

Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие - то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.

Задача дошкольного образования - сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Характеристики целевых ориентиров:

- инициативность и самостоятельность ребенка,

- уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

- способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,

- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

В стандарте определены принципы, из которых самый важный - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности - игру.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Если ребенок плачет в детском саду

В каждом детском саду обязательно есть хотя бы один ребенок, которого с трудом отрывают от мамы. При этом он громко плачет, и никакие уговоры не могут его успокоить. Как правило, со временем ребенок уже спокойно остается в детском садике. Но как малышу и его родителям пережить этот тяжелый момент адаптации ребенка к детскому саду? Для начала нужно разобраться в причинах такой реакции ребенка к новым обстоятельствам его жизни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются

к детскому саду?

На этот вопрос психологи дают однозначный ответ. Дети, которые до детского сада часто бывают в коллективе. Это может быть большая семья, большой круг друзей родителей. Если родители не замыкаются в своей семье, а часто ездят с детьми в гости, посещают различные детские и взрослые мероприятия, оставляют малыша с бабушкой или няней, у друзей с другими детьми, то ребенок привыкает к тому, что его мир не только дом и мама с папой.

Есть и другая причина. Малыш с легкостью расстался с мамой и входит в группу. Он ожидает приятного времяпрепровождения, а в детском садике от него требуют подчинения правилам. Ребенок хочет играть, а его заставляют кушать. Он хочет гулять, а ему приказывают сесть за стол и учиться. К тому же другие дети могут его обидеть. А мамы рядом нет, пожаловаться не кому. Конечно, такая ситуация вызывает нежелание ходить в детский садик, слезы и истерики

Выход одни - заранее готовить ребенка к распорядку дня в детском садике, учить, как строить свои отношения в детском коллективе.

Как помочь малышу быстрее привыкнуть к детскому саду?

В первую очередь, обязательно советуйтесь с воспитателями. У них большой опыт и практика. Воможно, в первые дни вам стоит оставлять малыша на несколько часов в саду. Обязательно дайте с собой в садик ребенку его любимую игрушку. Или же купить мягкую игрушку специально для детского сада. Очень часто дети успокаиваются, когда с ними в саду есть что-то свое, личное из дома. Зайчик или медвежонок будет для малыша частичкой его дома, семьи. Только не забывайте каждый день забирать игрушку домой. Мягкая игрушка как бы тоже будет ходить в садик вместе с ребенком, а вечером возвращаться домой.После того, как вы заберете ребенка из садика, обязательно посвятите хотя бы час времени только ему. Погуляйте с ним, дайте возможность высказать все, что накопилось у него за день. Дома поиграйте, почитайте книжку, попейте чай. Дайте понять ребенку, что вы без него скучали весь день.

Как разрешать конфликты с детьми

Как разрешать конфликты с детьми

Взаимоотношения с ребенком, каким бы «покладистым» он не был не складываются без разногласий и ссор. Чем старше становится малыш, тем чаще мнения по разным вопросам расходятся. Это нормальное явление, главное, чтобы эти разногласия не перерастали в затяжные конфликты и ссоры.

Неправильное поведение взрослых во время конфликтных ситуаций.

1. Авторитаризм родителей. Некоторые родители считают, что лучше знают, что для ребенка хорошо. При этом они даже не пытаются разобраться в мотивах поведения малыша и его желаний. Родители подавляют волю ребенка своим авторитетом и властью.

Профессиональный детский психолог скажет, что такое поведение оказывает на детей негативное влияние. Во-первых, ребенок может стать безвольным, во-вторых, чтобы получить желаемое, дети прибегают к уловкам. И, наконец, в будущем, ребенок будет вести себя точно так же с людьми, которые от него зависят.

Иногда взрослые используют другую тактику: добиваются своего не приказами, а настойчивыми уговорами.

Но результат от этого один. Ребенок приходит к мнению, что мама и папа все равно все сделают по-своему, а его желания в семье в расчет не принимаются.

Разумеется, такие эмоции малыша будут отражаться на его поведении. В зависимости от характера, он может стать агрессивным или безвольным. В любом случае со временем нарушается близкая душевная связь между родителями и детьми.

2. «Ребенку все можно»

Есть семьи, в которых любое желание или каприз малыша, воспринимается как законное. Потакая любым капризам ребенка, нужно помнить о том, что за пределами вашего дома, дети далеко не всегда встретят такую же уступчивость от других.

Ну а со временем, и родители устанут от капризов и все больших претензий подрастающего ребенка.

Как сделать, чтобы в конфликтах не было выигравших и пострадавших?

Для начала нужно внимательно выслушать ребенка и понять причины и мотивы его желаний или поступков. Высказывая свои обиды и претензии, ребенок, часто сам понимает их не состоятельность. Кроме этого, вы сможете лучше понять внутренний мир ребенка, мотивы его поведения.

После того, как ребенок выскажется, вы в спокойной форме можете привести свои аргументы. Именно, аргументы а не приказы. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, вы можете объяснить, «мама, устает на работе, делает много работы по дому и хотелось бы чтобы ребенок помог ей, убрав за собой игрушки и разбросанные вещи.»

После того, как высказаны аргументы, можно переходить к решению конфликтной ситуации. Выслушайте предложения ребенка, если они вас не устраивают, укажите, чем именно. Выскажите свои предложения, и вместе найдите решение, которое устроит всех.

После принятого решения, обязательно проверьте, чтобы ребенок выполнил все, о чем вы договаривались. С вашей стороны, тоже должно быть честное отношение к договоренностям с малышом.

Откуда берётся детское упрямство?


Кому не знакома картина, когда взрослый, утратив всякое терпение, переходит на крик и угрозы, а ребенок еще в большей степени, словно дразня, проявляет все характерные черты маленького непослушного осленка, стоящего на своем. В таком случае будет не лишним вспомнить известную по школьной программе басню «Солнце и Ветер» о том, как в споре между сильным отчаянным ветром и теплым ласковым солнцем все же победу одержало солнце - путник сам снял плащ, едва оно пригрело.
Откуда берется детское упрямство?

Упрямством дети выражают протест против ущемления его собственного «я» и нежелания выполнять то, что не считают нужным. Но родители почему-то (причем родители всех поколений) склонны считать, что их дети должны беспрекословно выполнять все их требования, даже если смысл этих требований не всегда понятен и приемлем для ребенка.

Взрослые люди видят мир под другим углом зрения. Им понятны многие причины обязательств. Но мир детей отличается отсутствием каких-либо обязательств. Только потом, повзрослев, они начнут принимать правила игры взрослого мира. Если взрослый человек хочет добиться расположения ребенка, напор с его стороны должен быть исключен.

Дети способны понять некоторые вещи, если им просто и понятно объяснить их суть. Не следует говорить ребенку раздраженным тоном, что он обязан немедленно что-то выполнить для его же пользы. При этом ребенок, чувствующий себя вполне комфортно без выполнения этого чего-то для его пользы, не откликнется на требование. Объяснив ребенку, почему именно это он должен сделать сейчас и как можно скорее, можно сказать, что невыполнение просьбы очень огорчит родителей.

Каким бы упрямым не был ребенок, но при всей любви и уважении к родителям он не захочет делать им что-то плохое. При этом доброжелательное отношение способно сотворить истинные чудеса, когда ребенок сам с большим энтузиастом приступит к выполнению любого поручения родителей.

Как научить детей различать цвета

При рождении дети получают удивительный подарок. Это - желание узнать все и как можно скорее. Как только взрослые осознают этот дар, то они смогут обучить детей всему чему захотят. Известный японский писатель Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» писал, что исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток.

Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Одним из важных моментов развития и обучения детей раннего возраста является - ознакомление детей с цветом. Знакомству детей раннего возраста с цветами посвящено много книг, о приемах развития цветовосприятия пишут много сайтов, в том числе razumnyeroditeli.ru.

Знания цвета очень важны для развития творчества, но и имеет практическое значение в жизни малыша. Так малыш узнает цвета светофора и запомнит, что только на зелёный сигнал можно переходить улицу, узнать время года по цвету листьев, свои игрушки и вещи.

Трудность, с которой дети изучают цвета, действительно шокирует, если учесть, что способность различать основные цвета появляется в возрасте около 4 месяцев. Почему так сложно для детей научиться узнавать цвет? Потому что цвет не имеет для них функционального значения. Цвет абстрактного свойства объекта, а это означает, что восприятие атрибутов, которые можно «извлечь» из объекта, который не имеет функционального значения, проявляется в объектах.

Очень трудно сразу научить малыша узнавать все цвета. Это займет гораздо больше времени, чем научить его узнавать животных. Намного легче это сделать, если это делать каждый день. Когда мы разговариваем с ребенком, всегда надо ссылаться на цвет.

Цвет - это постоянная тема для обсуждения. Когда вы говорите с ним о том, что какую надеть одежду, вы можете делать ссылки на цвет. Можно сказать, что, например, черные туфли будут хорошо смотреться с белыми гольфами. Спросите, какого цвета его рубашка, обувь. Гуляя с ребёнком на улице обращайте внимание на цвет проезжающих автомобилей, цвета светофора.

Играя с малышом со строительным материалом, обращайте внимание на цвет кубиков, но помните, что не следует вводить названий более четырех цветов одновременно. Конечно, лучше будет постепенно знакомить кроху с цветами. Только при этом надо помнить, что малыш не различает голубой и синий цвет. Он видит, воспринимает все оттенки синего цвета за один - синий цвет. Когда вы это будете делать, ваш ребенок научиться идентифицировать цвет, не чувствуя давления с вашей стороны.

Для закрепления названий цветов группируйте предметы по цвету (строим дом только из красных кубиков, мишка хочет играть только с жёлтыми мячиками и т.д.).

Вы можете играть в игру «Я вижу …». Я вижу красный цвет, желтый банан … эта игра, потому что вы можете играть в любом месте: в парке, дома, в магазине, в транспорте…

Мир вокруг нас переполнен красками, мы взрослые к этому привыкли, но для ребёнка это ново. Так давайте, уважаемые взрослые, играть с детьми в такую интересную игру под названием «Какого цвета, мир вокруг нас?».

Когда вы это сделаете, ребенок будет учиться идентифицировать цвет, не чувствуя давления с вашей стороны.

Мама, папа, поиграйте со мной

В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми. В субботние или воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, чтобы его хватало и для выполнения домашних дел, и для более продолжительной прогулки, и для того чтобы поиграть с ребёнком, т. к. игра имеет важное оздоровительное значение. Без преувеличения можно считать, что родители, желающие здоровья своему ребёнку, должны быть его партнёрами в играх. По дороге от детского сада до дома можно организовать игру органически, без нажима и принуждения, можно включить и физические упражнения. Набор физических упражнений зависит от возраста и уровня развития ребёнка, его индивидуальной потребности в движениях, времени года, состоянии здоровья и т. д. Такие занятия не требуют специального инвентаря, одежды, обуви. Условия игры ограничены лишь погодой, настроением, интересом ребёнка, Детская импровизация и фантазия могут «выдать» много новых, интересных и увлекательных упражнений. Главное заниматься регулярно, многократно повторяя упражнения. Тогда у ребёнка прибавиться силы, ловкости и выносливости.

Медики разных направлений давно заметили и оценили способность игры в лечении психических заболеваний, дефектов речи и движении у детей. Игра снимает физическую усталость, а положительные эмоции становятся просто лекарством.

Интересную и эффективную систему совместных игровых упражнений родителей с детьми разработала чехословацкий педагог Яна Бердыхова. В этой системе применяются 5 групп упражнений, обозначенных автором, как оздоровительные, элементы акробатики, подвижные игры, упражнения с разными предметами, музыкально - ритмические упражнения. Тем не менее родители должны иметь представление о содержании этих игр. Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного детства являются дефекты осанки. Для того чтобы их избежать существуют специальные упражнения. Например:

«Птичка» - ребёнок сидит, скрестив ноги, руки сгибаются в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребёнку держать спину прямо и протягивает локти назад близко к телу. Затем ребёнок прыгает на месте.

«Подсвечник» - стоя на коленях на мягкой подстилке, ребёнок разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет» - лёжа на спине, ребёнок пытается сесть без помощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За тем, в положении сидя, ребёнок низко наклоняется вперёд, опуская лицо на колени, и руками дотягивается до носков.

«Кошечка» - Стоя на четвереньках, ребёнок откидывает голову назад и прогибается, потом наклоняет голову вперёд и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно напряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

«Скороходы» - игра в догонялки шагом и бегом. Догоняющие и убегающие меняются ролями попеременно. Убегающий, по уговору, может спастись от осаливания, присев на корточки , коснувшись дерева и т. п.

«Канатоходцы» - ходьба по бордюру тротуара, по парапету или другому условному «канату». По необходимости ребёнка подстраховывают, держа за руку. Упражнение развивает координацию движений, улучшает осанку, воспитывает смелость.

«Клеточки» или «Классики» - комбинации различных прыжков на одной и двух ногах, прямо и с поворотом. Прыгать можно по плитам, которыми вымощен тротуар, или по нарисованным мелом на асфальте «классикам» и т. п. Упражнение укрепляет мышцы ног и развивает ловкость.

«Зеркало» - сюда можно включить самые различные упражнения общеразвивающего характера. Задача ребёнка - повторить в зеркальном отображении упражнение, которое показывает папа или мама. Для хорошо подготовленных детей это могут быть и элементы ритмической гимнастики. Чтобы поддержать интерес, какие- то упражнения может показать ребёнок, а в роли зеркала выступать папа.

«Карусель» - кружение вокруг взрослого, держась за руки. Упражнение полезно для развития вестибулярного аппарата - органа равновесия.

«Прыжки считалки» - прыжки на двух ногах по ступенькам. Количество прыжков интереснее считать вслух. Упражнение укрепляет мышцы ног, развивает быстроту, ловкость и помогает совершенствоваться в счёте.

«Достань веточку» - прыжки с целью коснуться намеченной веточки на кусте или дереве. Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.

Как малышу, так и ребёнку дошкольного возраста нравится играть, и он играет с большим увлечением. Эмоциональную силу игры необходимо использовать для дальнейшего развития красивой походки, быстрого бега, смелых прыжков и скачков, ловкого лазанья и метания. Поскольку партнёром для игры дома чаще становятся родители, то они должны знать хотя бы несколько подвижных игр. Например:

«Лошадки» - взрослый держит скакалку за оба конца, а её середина опоясывает грудь ребёнка - «лошадки». Ребёнок бежит впереди, взрослый за ним, Потом они меняются местами: взрослый изображает лошадку, а ребенок кучера (взрослый должен бежать медленно, чтобы ребёнок успевал за ним).

«Звери и птицы» - с обозначенного места, на дорожке почти 10м, ребёнок, подражая взрослому или ориентируясь на собственные представления, изображает движения собаки, кошки, аиста, чайки и других животных.

«Груз» - ребёнок ползает на четвереньках и несет на спине небольшую игрушку или другой предмет, стараясь не уронить его в течение всего пути. Игра способствует развитию координации движения, подвижности позвоночника и выносливости.

«Пчёлы и медведь» - ребёнок «пчела» вылезает из улья (его можно обозначить, низко натянув канат над землёй) и летает, легко бегает, свободно раскинув руки. При возгласе: «Медведь!» - быстро прячется в улей. Игру можно разнообразить тем, что взрослый «медведь» незаметно появляется без звукового предупреждения, и ребёнок должен реагировать только на зрительный сигнал. Затем игроки меняются местами. Ребёнок изображает «медведя», а взрослый «пчелу».

«Игра с мячом» - ребёнок ползает на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой лёгкий мяч (надувной), не касаясь его руками. Игра способствует выработке подвижности позвоночника, главным образом шейного отдела.

Таким образом, движения в игре и игра с движениями, может и должна быть замечательным фундаментом гармоничного общего и физического развития и укрепления здоровья детей.

Ребёнок достоин уважения


Рождение ребёнка - самое важное и ответственное событие в вашей жизни. Очень важно, чтоб ребёнок был желанным. Ведь для чего давать новую жизнь?
В первую очередь, ради самого ребёнка, ради торжества жизни, а не для себя. Не путаем и мы инстинкт продолжения рода с ценностью самой жизни? Привести на этом свет нового человека - не тоже самое, что завести котёнка или щенка. Понимаем ли мы, что ребёнок - это человек, такой же, как и мы сами?
Почему люди думают, что пока человек маленький, то он вроде как неполноценный и относятся к нему, как к низшему существу? Не думали об этом?

Можно ли уважать детей и ценить в них их личность, индивидуальность, их душу? Можно и нужно! Если этого не делать, то дети вырастают с кучей подсознательных комплексов, с которыми потом отчаянно борются.
А вы хотите, чтоб ваш ребёнок боролся с комплексами и доказывал свою значимость? Может быть, каждый человек должен быть изначально уважаемым за то, что он есть. И не важно, сколько он знает, что умеет, как выглядит, какой у него «социальный статус».

Общество нам навязывает то, что каждому непременно нужно кем-то стать, иначе не будет тебе уважения и почёта. А правильно ли это?
Получается, что, приводя ребёнка в этом мир, мы делаем его заложником сложившейся системы и у него не выбора. С первых его дней мы диктуем ему, когда и сколько есть, когда спать, когда гулять, чем заниматься. У него вообще нет никакого выбора. А потом спрашиваем его, «кем ты хочешь стать?», не осознавая всю ироничность данного вопроса. Может быть мы это делаем потому, что и у нас нет этого выбора?
Посудите сами, что мы выбираем для своих детей? - Только то, что диктует система, сложившиеся стереотипы: «детский сад, школа, институт, работа, пенсия, кладбище». ВСЁ! Выбора-то нет!

Вас это устраивает? Возможно, вы просто никогда не задумывались над тем, как вы живёте, по чьему плану, по чьей схеме. Вы уверены в том, что всё в этой жизни решаете сами. Но это иллюзия! Ничего сами мы не решаем и тем более мы не решаем, как относиться к своим детям, как их воспитывать. Всё давно за нас решено, а мы слепо следуем этим указаниям.

Возникает вопрос - правильно ли мы поступаем, следуя диктату общества и системы? Ответ можно получить, ответив на другой вопрос - приносит ли счастье сложившаяся система, гарантирует ли она успех, достаток, удовлетворённость жизнью?
Нет, система этого не гарантирует. И более того, всё в нашей жизни устроено так, что не система работает на людей, обеспечивая всем необходимым, а люди работают на систему, обеспечивая её паразитическую жизнеспособность.

В какую жизнь мы приводим своих детей? Как мы к ним относимся, если заранее уже соглашаемся с тем, что система сама решит, как и чему учить ребёнка, как к нему относиться, что с ним делать. А вы остаётесь в стороне, ничего не в силах изменить.
Да мало кто пытается, ведь большинство из нас верят в то, что живут абсолютно правильно и другой жизни нет. Но она есть, было бы только желание жить по-другому, было бы только желание самым воспитывать своих детей и не перекладывать ответственность на других.
Если такое желание возникнет, то можете не сомневаться, вы найдёте способ сделать своих детей счастливыми и успешными и оградить их от натиска вездесущей системы.
Возьмите всё в свои руки, ни на кого не надейтесь, воспитывайте своих детей сами. А главное - любите и уважайте их. Относитесь к ним, как к равным себе, тогда вы удивитесь, каким замечательными они вырастут!

Характер ребёнка зависит от вас

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.


© 2010-2022