Статья на тему Изучение опыта ведения здорового образа жизни

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования у дошкольников опыта ведения здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Это объясняется тем, что дошкольный возраст - решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется образ жизни. Так же общество требует от выпускника дошкольного образовательного учреждения понимания важности сохранения собственного здоровья, укрепления его и не нанесения ему вреда.

Большое внимание уделяется поиску путей формирования здорового образа жизни. Одним из главных условий формирования у ребенка здорового образа жизни является «специфический процесс усвоения, или присвоения им достижений развития предшествующих поколений людей, которые в отличие от достижений филогенетического развития животных не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности» (А.Н. Леонтьев). Процесс овладения или присвоения, как отмечает А.Н. Леонтьев, есть процесс, в результате которого происходит воспроизведение накопленного общественно-исторического опыта, в том числе и ведения здорового образа жизни. По мере накопления ребенком знаний о здоровом образе жизни и накопления личного опыта меняется характер взаимодействия его с миром, возрастает активность жизненной позиции в ведении здорового образа жизни. В процессе использования имеющегося у ребенка опыта происходит дальнейшее расширение, уточнение, дифференцировка и обобщение знаний, совершенствование умственных и практических умений. Это позволяет использовать их при ориентировке в новых жизненных ситуациях, при решении новых задач. Идет постоянный и непрерывный процесс трансформации опыта ребенка, его пополнение и обогащение. Таким образом, складывается у дошкольника жизненный опыт ведения здорового образа жизни.

Необходимо учитывать, что для формирования опыта ведения здорового образа жизни, у дошкольников необходимо вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, сформировать общественно ценные навыки и привычки, создать устойчивую основу поведения в соответствии с общественными культурными нормами (знаниями).

Для нашего исследования интерес представляет раскрытие О.В. Дыбиной [1] социального опыта через опыт жизни, опыт оценки, опыт переноса умений на другие предметные области. Опыт в этом смысле является поведенческой категорией: у него есть свой носитель (субъект) и свое лицо. Исходя из этого, опыт ведения здорового образа жизни можем рассматривать как поведенческую категорию. Поэтому опыт ведения здорового образа жизни определяется нами как степень освоения ребенком знаний, умений, способов и средств ведения здорового образа жизни и их реализации в поведении.

Для выявления уровня сформированности опыта ведения здорового образа жизни использовались следующие критерии и показатели:

  • Содержательный критерий: знания, умения и представления о понятии «здоровье», правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, двигательная деятельность, закаливание), знания о человеческом организме.

  • Оценочный критерий: умение оценивать действия и поступки других детей с позиции правил ведения здорового образа жизни);

  • Деятельностный критерий: умение применять знания в собственной деятельности, умение применять знания в различных видах деятельности.

Цель нашего исследования - определить уровень сформированности опыта ведения здорового образа жизни у старших дошкольников.

Для выявления уровня сформированности опыта ведения здорового образа жизни у старших дошкольников нами был проведен комплекс диагностических методик.

С целью определения уровня знаний, умений и представлений об элементах здорового образа использовались модифицированные методики, разработанные А.А.Ошкиной [2]: беседы «Здоровый человек», «Зачем человеку двигаться?», «Режим дня», беседа «Как быть здоровым?».

Для выявления умения оценивать поступки других детей с позиции правил ведения здорового образа жизни использовались беседы по художественным произведениям.

Для определения уровня сформированности деятельностного компонента использовались диагностические задания «Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Первая помощь», «Как поступаешь ты?», наблюдение.

Рассмотрим результаты проведения одной из диагностических методик. С целью выявления умения самостоятельно соблюдать правила здорового образа жизни, применять свои знания на практике, было организовано наблюдение за детьми. Результаты фиксиро­вались ежедневно в листе наблюдения. Было важно определить уровень само­стоятельности ребенка в ведении здорового образа жизни: выполняет действия по собственной инициативе, по прямому или косвенному указанию взрослого, или не выполнение.

Наблюдение показало, что высокий уровень инициативности отмечается у 69 % при мытье рук после прогулки или по мере загрязнения рук. Действуют по косвенному указанию взрослого 20,5% дошкольников. По прямому указа­нию совершают действия 10,5%. Определяя причину невыполнения прямого указания взрослого дошкольниками, было выяснено, что дети не видят прямой угрозы своему здоровью. Дети обычно это мотивирует тем, что они неоднократно не выполняли правила и ничего не произошло. В ходе наблюдения были опре­делены следующие зависимости: если совершает действие педагог - к нему подтягиваются и остальные дети; дети делают на основе подражания «значи­мому» сверстнику. Наблюдение показало, что одной из причин низкого уровня является то, что многократные действия ребенка по сохранению и укреплению здоровья не имеет ближайших ощутимых последствий. Особенность ребенка старшего дошколь­ного возраста заключается в том, что для осознания пользы действий ему необ­ходим материализованный результат.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности опыта ведения здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний, высокий.

Для низкого уровня характерны несамостоятельность и неовладение основными правилами здорового образа жизни, культурно-гигиеническими умениями и навыками. Некомпетентность и беспомощность ребенка в решении задач, связанных со здоровьесберегающей деятельностью, организацией здорового образа жизни и безопасного поведения, неумение устанавливать связи между ведением основ здорового образа жизни и состоянием своего здоровья, даже с помощью взрослых, не сформированы общественно ценные навыки и привычки, не создана основа для поведения в соответствии с нормами.

Средний уровень характеризуется наличием единичных представлений об основах здорового образа жизни; с помощью взрослого и наводящих вопросов умение устанавливать зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни; недостаточно сформированы общественно ценные навыки и привычки, создана не устойчивая основа поведения в соответствии с общественными культурными нормами; недостаточное владение способами ведения основ здорового образа жизни и проявление инициативы и самостоятельности при их использовании в поведении и деятельности. Может проявлять здоровьесберегающую компетентность, но только по отношению к себе.

Высокий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости ведения здорового образа жизни. Ребенку присуща самостоятельность, автономность в поступках и решениях. Потребность в самореализации и демонстрации личных достижений позволяют ребенку самостоятельно обслужить себя, проявить здоровьесберегающую компетентность не только по отношению к себе, но и к сверстникам. Дети свободны и правдивы в оценках состояния своего и чужого здоровья, полезных и вредных для здоровья привычек, поступков, соблюдения или нарушения правил безопасного поведения.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что ребенок старшего дошкольного возраста еще не стал субъектом здоровьеориентированной деятельности. Необходимо обеспечивать включение детей в процесс сохранения и укрепления своего здоровья, формировать их активность, субъектность и заинтересованность в саморазвитии и самооздоровлении. Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок научится быть ответственным за свое физическое и психическое здоровье, быть самостоятельным и инициативным с максимальной опорой на имеющиеся знания и опыт при использовании в поведении и деятельности.

На основании результатов анализа перспектива работы педагогического коллектива по формированию опыта ведения здорового образа жизни у старших дошкольников должна быть направлена на:

  • содержательное обогащение предметно-развивающей среды материала­ми, оборудованием и пособиями, способствующими освоению способов ве­дения основ ЗОЖ;

  • методическую подготовленность педагогов к использованию современ­ных технологий, методов и приемов формирования ЗОЖ у дошкольников;

- сотрудничество ДОУ и семьи, установление единства педагогических воздействий на ребенка, оказание помощи родителям со стороны педагогов в формировании опыта ведения ЗОЖ у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Дыбина, О.В. Становление социального опыта в раннем онтогенезе / О.В. Дыбина // Традиции и инновации в современном дошкольном образовании: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. - М.: АРС-принт, 2011. - С. 263-268.

  2. Ошкина, А.А. Диагностика сформированности здорового образа жизни у выпускников дошкольных учреждений / А.А. Ошкина. - Ульяновск, 2012. - 55 с.



© 2010-2022