Творческо-поисковый проект Иваново-город родной

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческо-поисковый проект Иваново-город родной

Творческо-поисковый проект «Мой родной город - Иваново»































Разработал воспитатель

МБДОУ «детский сад комбинированного вида» №6

Аверьянова Марина Константиновна

Иваново 2015

Условия возникновения.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Актуальность

Цель: Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за свой город. Желание сохранить его чистым и красивым.

Основные задачи:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Образовательные области

  • Социально-коммуникативное развитие:

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Познавательное развитие:

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, о малой родине и Отечестве (краеведческий музей имени Гарелина), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

  • Речевое развитие:

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с краеведческой литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • Художественно-эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Тип проекта: Творчески - поисковый

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители

Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)

Проект «Мой родной город - Иваново» разработан для детей подготовительной к школе группы

Объект исследования: Город Иваново

Этапы реализации проекта.

1 этап

2 этап

3 этап

Проведение мониторинга

Кружок

Повторный мониторинг

Анализ литературы

Проведение занятий


Подбор материала

Экскурсия в краеведческий музей


Анкетирование родителей

Мониторинг сформированности представлений о родном крае

Участвовало 20 детей подготовительной группы.

Представим данные с помощью таблицы

Высокий уровень

Средний

Низкий

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

0

0%

15

75%

5

25%

Представим в виде диаграммы



2 этап проекта.

Исходя из полученных данных мониторинга, был разработан план работы по краеведению.

Предварительная работа:

1. Тематический план

2. Подготовка циклов занятий, конспектов экскурсий.

3. Чтение художественной литературы.

Описание видов деятельности:

Работа с детьми

Вторая младшая группа.

Задачи:

  • Знакомить с ближайшим окружением: дом и улица, где живет ребенок;

  • Формировать представление о своей семье (как зовут маму, папу, братьев, сестер и т.д.);

  • Воспитывать любовь и уважение к родителям; бережное отношение к животным;

  • Формировать представление о дошкольном учреждении, которое посещает(его название, улица, где расположен детский сад), воспитывать интерес к деятельности работников детского сада;

  • Формировать элементарные представления о дружбе, взаимопомощи, доброте.

Организация образовательной деятельности.

  1. Тема: «Моя семья».

Тема: «Мои родители»

Тема: «Животные в семье»

Тема: «Верные друзья»

  1. Наблюдения за работой персонала детского сада (повара, медицинской сестры, дворника и др.)

  2. Экскурсия по детскому саду и улице, где он расположен.

  3. Наблюдение и участие в жизни старших групп: совместные игры, праздники «Великий День победы». Совместные праздники детского сада и семьи: «Мой любимый папа», «Солнышко и мама», «День защиты детей».

Результат:

  • Ребенок знает, название улиц, на которых расположены дом и детский сад;

  • Знает и называет членов семьи;

  • Знает некоторых сотрудников детского сада;

  • Название детского сада и своей группы;

  • Имена домашних животных.

Средняя группа.

Задачи:

  • Продолжить знакомство со своей семьей (адрес дома, профессии родителей, занятия братьев и сестер, семейные традиции, уход за домашними животными);

  • Продолжать расширять представление о дошкольном учреждении (адрес, традиции, правила, праздники).

Организация образовательной деятельности:

  1. Экскурсии

  2. Наблюдения

  3. Чтение художественной литературы о семье, детском саде, домашних животных.

  4. Тема: «Как я дружу с кошкой (собакой)»;

Тема: «Моя семья»;

Тема: «Я и бабушка»;

Тема: «Мои родители»;

Тема: «Одной семьей».

Результаты:

  • Знает и называет адрес дома и детского сада;

  • Занятия братьев и сестер;

  • Профессию родителей и где работают;

  • Семейные праздники и традиции;

  • Основные правила детского сада, празднии;

Работа с родителями:

1. Беседы с родителями о важности данной темы.

2. Посещение с детьми памятников, музея, участие в качестве зрителей на праздниках посвященных Дню города, Дню победы, народные и другие профессиональные праздники.

3. Подбор открыток, фотографий для оформления фотовыставки «Город, который мы любим»

4. Составление рассказов о памятных местах города.

Основные тематические блоки совместной работы воспитателя с детьми

1. Мой родной город

2. Улицы родного города, культура поведения в городе

3. Природа

4. Защитники города

Цикл занятий и экскурсий:

1 блок «Мой родной город»: Викторина «Город, который мы любим» (местоположение города, его экономическое значение, история возникновения города, люди, населяющие город, герб и флаг города). Экскурсии: в краеведческий музей имени Гарелина, в музей ситца, в детскую библиотеку, на почту, на железнодорожный вокзал. Рассматривание карты Иванова. Дидактические игры: «Профессии», «Кто что делает».

2 блок «Улицы родного города»: Беседа «Малая родина - мой дом, двор, улица» (названия и расположение улиц, дорога от дома к детскому саду, любимые места отдыха горожан). Экскурсии по улицам Иванова. Правила поведения на улице. Дидактическая игра «Путешествие по Иванову».

3 блок «Природа родного города»: Совместная образовательная деятельность с детьми «». Беседы о сохранении природы. Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан, медведь и др.). Целевые прогулки в сосновый бор, к водоёму. Подкармливание птиц на территории детского сада (создание экокормушек). Дидактические игры: «Чем накормим».

4 блок «Защитники города»: Беседа «Имена в названиях улиц», Экскурсия к Мемориалу памяти воинов, погибших в годы ВОВ, по улицам к домам с памятными табличками, к памятнику на ул Революции. Рассматривание альбома «Город, который мы любим»

Ожидаемые результаты:

1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это - их малая Родина, испытывают чувство гордости за свой край. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках.

2. Пополнение знаний о природе родного города, флоре и фауне. Знают, как сохранить её.

3 этап.

Повторный мониторинг

Таблица

Высокий уровень

Средний

Низкий

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

Кол-во (чел)

Кол-во(%)

%

%

%

Представим в виде диаграммы.

Сравнительные диаграммы

Выводы: проведенная работа по ознакомлению с родным краем дала положительные результаты. Дети знают многие достопримечательности нашего города, хорошо ориентируются в городе, свои знания и умения они воплотили в творческой деятельности.

Список используемой литературы.

«Родничок» региональная программа по дошкольному образованию, Иваново, 1999





















































Приложения.



















































Приложение №1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

По ознакомлению с родным городом Иваново

1. Часто ли Вы бываете вместе с детьми на прогулках или экскурсиях в центральной части Иванова?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Посещаете ли Вы вместе с детьми музеи, выставки, посвященные родному городу? Как часто? Какие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Бываете ли Вы вместе с детьми в парках города (имени Степанова, парке 1905 года, парке Харинка и др.) и в парковых ансамблях пригорода (Малинки, Шуи и др. городов)? Где именно бывал Ваш ребенок?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что лично Вашей семье дала работа, проводимая детским садом по ознакомлению с родным городом? (Улучшение микроклимата в семье, более тесный контакт с ребенком, появление общих интересных тем в беседах с детьми, более обширные знания о городе, в котором живете и т. д.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что бы Вы могли пожелать воспитателю, работающему с детьми по теме?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные источники.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Приложение №3.

Тема: Край родной мы гордимся тобой.

Цель: закрепить знания о малой Родине

Задачи:

Воспитание любви к родной стране, гордость за нее, бережное отношение к ней;

Обогащение речи образными выразительными средствами;

Развитие долговременной памяти и мышления;

Ход занятия.

Педагогическая деятельность

Детская деятельность

Слайды

- Ребята, здравствуйте! Этими словами я не только приветствую вас, но и желаю вам здравствовать, т.е. быть здоровыми. А еще хочу вам подарить улыбку. Помните, как поется в мультфильме: «От улыбки станет всем светлей…». Давайте улыбнемся друг другу, и тогда нам всем станет и светлее, и теплее, и веселей. Садитесь и послушайте очень красивое стихотворение.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы живем.









Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя.

И мы, живущие в России, - Но у нас с вами есть малая Родина. Как она называется? А мы с вами?

У каждой области нашей страны есть символы.

Какие из символов вы знаете? Ребята расскажите, что изображено на гербе Иванова.

Знаете, что обозначает наш герб? (рассказ ребенка).



Ребята, вы все хорошо знаете, как выглядит герб нашего края? Сейчас мы это сможем проверить. У вас карточки, на которых изображены гербы разных областей России. Я прошу вас провести дорожку от смайлика к гербу города Иваново.

Молодцы, ребята. Все правильно указали герб родного края. Давайте похвалим друг друга аплодисментами.

- Ребята, знакома ли вам эта песня? О каком городе в ней поется? Да, о нашем родном городе.

Мы с вами отправляемся на экскурсию по городу Иванову.

А какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Вот мы с вами подъезжаем к музею. Как он называется?

Заходим, в первый зал. Как он называется?

Что в ней представлено?

Пройдемте в другой зал. Что здесь представлено?

Назовите их.

Сейчас мы покинем Краеведческий музей и выйдем на улицу. Посмотрите, напротив находится музей ситца. Давайте посмотрим, что же хранится в музеи ситца.

Расскажи нам Ксюша об Ивановском зоопарке. А теперь Маирам расскажет нам о главпочтампе.

А как еще называют наш край? Правильно, текстильный. Почему? Еще наш край называют «Город молодежи». Почему? Когда вы вырастите, то окончив школу , пойдете учиться в институт, чтобы получить профессию. Посмотрите на экран

Да, теперь в нашем городе много молодежи. Поэтому наш город еще называют «Городом молодежи» или студенческим.





М. Исаковский

Поезжай за моря-океаны.

Поезжай за моря-океаны

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны

Но такой как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды

Широка и привольна земля

И гремят не смолкая заводы

И шумят, расцветая поля.

З. Александрова

Родина.

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Россия.

Россияне.

Город Иваново

Ивановцы.

Герб, флаг.

На гербе города Иваново изображена молодая женщина, сидящая за прялкой. Это говорит, что в городе текстильная промышленность. Голубое поле щита - цвет цветущего льна. Рамка, обрамляющая поле щита герба, и прялка с гребенкой под кудель - золото (желтого) цвета. Это означает веру, справедливость, богатство и могущество.

Двуцветное красно-серебристое изображение одежды женской фигуры символизирует образование города из двух частей - села Иваново и Вознесенского Посада.





Краеведческий музей.

Оружейная палата

Называют разные виды оружия

Животные нашего края

Волк, лиса и др

Рассказ об Ивановском зоопарке (Долгова Ксюша)





























Звучит фонограмма песни «Я уеду в Иваново»







Фотографии из краеведческого музея «Оружейная палата»

Фотографии животных





Слайды: текстильный институт, медицинский, энергетический, архитектурно-строительный и др.



© 2010-2022