• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Условия обеспечения и преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в детском саду и семье (консультация для воспитателей)

Условия обеспечения и преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в детском саду и семье (консультация для воспитателей)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управления образования

администрации города Шахтерска

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего типа № 14 «Мир»



Условия обеспечения и преемственности

здоровьесберегающего и здоровьеформирующего

образовательного процесса в детском саду и семье

(консультация для воспитателей)





Подготовила и провела:

методист ДОУ № 14

Филиппова И.П.

В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. В глазах родителей современный детский сад - это надежный помощник в воспитании и развитии детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становиться включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования) .Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги).

Так как наша группа вот уже два года по анализу заболеваемости является оздоровительной, мы определили главную цель своей деятельности:

Создать единое здоровьесберегающеее пространство ДОУ и семьи.

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителями; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Задачи, которые мы поставили для достижения главной цели, это:

• Разработать дорожную карту здоровья воспитанников старшей группы в теоретическом и практическом плане.

• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

• Внедрить наиболее эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам оздоровления.

• Определить единые требования к режиму дня воспитанников для полноценного развития детского организма.

• Разработать рацион питания в семье на основе меню детского сада.

Мы хотим познакомить вас с содержанием дорожной карты здоровья группы в теоретическом плане, вот что он собой подразумевает:

1. Группа здоровья детей

2. Антропометрия

3. Режим дня ДОУ и семьи.

4. Правила здорового образа жизни.

5 Меню ДОУ и семьи

6. Режим двигательной активности в семье и в ДОУ

На основании анализа собранной информации по дорожной карте раскрывающей вопросы взаимодействия семей и ДОУ в организации режима дня, сходства меню здорового питания детей, двигательной деятельности, а также физиологического развития детей, их здоровья мы пришли к выводу, что необходимо разработать действующую, эффективную совместную деятельность с семьями воспитанников. Дорожная карта под названием «Путь к здоровью» представлена в практическом плане.

Единство детского дошкольного учреждения и семьи должно быть во всех вопросах, касающихся воспитания и развития ребенка. Однако, наиболее обсуждаем и значим вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей.

По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2-я группа) - 42, страдают хроническими болезнями (3-я и 4-я группы) 53%.

ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

-систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей;

-взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

- лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);

- участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

-целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.

Комплексная работа с семьями воспитанников может проводиться с привлечением специалистов и использованием различных методов:

- воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);

-педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);

-учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика);

-медперсонала: врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК (семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа).

Вся работа должна планироваться на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.

Наиболее эффективная форма работы с родителями в ДОУ - занятия в семейных клубах, тематика которых определяется по итогам анкетирования и опросов родителей.

По итогам проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляются самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий. Такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

2. Глебова С.В. Детский сад - семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.

4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4.

5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006.

6. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1.

© 2010-2022