- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Развитие мелкой моторики у дошкольников
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Гришечкина А.В. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи уделяется большое внимание. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим заниматься развитием пальцев рук ребёнка желательно в форме игры. Пальчиковые игры делятся на игры безречевого сопровождения и с речевым сопровождением. Первый используется на начальном этапе. Вот пример таких игр:
-
Цветок распустился/соединить нижние части ладоней, а пальцы разводить под углом назад «бутон»/
-
Пальцы-музыканты/пальцами по очереди перебирать, имитируя игру на клавишах/
-
Очки/пальцы полусогнуть, большой палец соединить с указательным и средним/
-
Стул/пальцы правой руки сжать в кулак, а левой ладонью стукнуть в место соединения большого и указательного пальцев правой руки, имитируя забивание гвоздя/
-
Стол/пальцы левой руки сжать в кулак, а правую ладонь положить на кулак изображая крышку стола
-
Пассажиры в автобусе/сцепленные пальцы рук обращены вниз/
-
Осы/вытянуть вперед указательные пальцы, а затем вращать ими/
-
Лодочка/концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг другу и слегка приоткрыть их/
-
Флажок/все пальцы рук, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вперед/
-
Пальчики здороваются/соединять все пальцы по очереди, начиная с указательного, с большим и в обратном направлении с мизинца/
Пальчиковые игры с речевым сопровождением начинают со звукоподражания. К упражненению «пальчики здороваются» можно добавить звукоподражание.
-
Петушок - «ку-ка-ре-ку»;
-
Деревья - «ши-ши-ши»
-
Коза - «мэ-э»
-
Овца - «бэ-э»
-
Гнездо - «пи-и»
-
Корова - «му-у»
-
Зайчик - «фр-рр»
-
Самолёт - «д-д-д»
-
Змея - «ш,ш,ш»
Затем можно перейти к соединению движений пальцев сначала со словом:
Наша - большой - указательный прямая связь
Таня - большой - средний
громко - большой - мизинец
плачет - большой - мизиниц
уронила - большой - безымянный
в речку - большой - средний
мячик - большой - указательный,
а потом с предложением, например:
Этот пальчик - дедушка/большой палец/
Этот пальчик - бабушка/указательный/
Этот пальчик - папочка/средний/
Этот пальчик - мамочка/безымянный/
Этот пальчик - я/мизинец/
Вот и вся моя семья/движутся все пальцы и соединяются в кулак/
К таким играм относятся все известные «ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и т.д. Во время проведения таких игр идёт работа над голосом (произносят тихо-громко, высоко-низко), над интонацией (вопросительное, повествовательное, восклицательное). При этом необходимо уделять внимание эмоциональной сфере ребёнка (проговаривают печально, радостно и т.д.)
Использование пальчиковых игр в работе по развитию мелкой моторики даёт значительный эффект в коррекции речевых нарушений у дошкольников.