Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно-исследовательский проект "Вырастим огород на окне"

«Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаРебёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
И мы, стараемся придерживаться этих слов.
Мы любим всё красивое, ведь «Красота - спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению НОД с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Мы понимаем, что для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости».

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, мы пришли выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Мы считаем, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы , нами был разработан проект « Вырастим огород на окне», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой - исследовательской деятельности.

Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работы в области цветоводства

Задачи:

Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста









Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:

Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста


В содержание детской исследовательской деятельности и наблюдения за объектами включаем следующие моменты:

Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста



Организация работы в «огороде на окне» ведется по следующим этапам:

Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста

Ухаживая за растениями, дети наблюдают рост растений от семечка до семечка. Все свои наблюдения они зарисовывают, создавая мини-книжки, а затем рассказывают другим детям, как они вырастили растения, какие условия повлияли на его рост.

Совместные занятия проводятся и в мини-лаборатории природы, где ведется эколого-ориентированная деятельность по выращиванию злаковых растений, которые впоследствии ( и это особо значимо для детей) используют в качестве корма питомцев живого уголка. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке, при какой влажности, в тени или на свету и т.д. Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять, проводить опыты и элементарное исследование, делать выводы.


Содержание таких занятий с детьми доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальных умений, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий.

В продуктивную деятельность детей вводим игры, упражнения, задания,
Используем в работе с детьми яркие художественные и музыкальные образы, экологические сказки.

Формы работы: Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста

Применяемые формы работы с детьми направлены на получение прямого опыта общения с природой.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Таким образом, данная деятельность развивает сенсорное восприятие, учит детей наблюдать, формирует навыки познавательной и трудовой деятельности, активизирует мышление, учит детей правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди», что в конечном итоге формирует определённые детские компетентности.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаПознавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаПознавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаПознавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаПознавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возрастаПознавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста







Познавательно-исследовательский проект Вырастим огород на окне для детей среднего и старшего возраста







Виды деятельности

Тема

Цель

Сроки

Беседа

«Царство растений

Расширить знания детей о культурных и декоративных растениях

февраль

Исследовательская деятельность

«Почва - живая земля»

Исследование почвы и значение её в жизни растений .

февраль

Практическая деятельность

Посадка лука

Вызвать у детей интерес к выращиванию огородной культуры.

февраль

Опыт - наблюдения

Наблюдения за выращиванием лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц в разных условиях.

февраль

Практическая деятельность

Посев семян овса

Формировать понимание необходимости посева взращивания растений для обитателей живого мира.

март

Наблюдения за ростом овса и лука

Выращиваем растения

Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Введение дневника наблюдений.

март

Труд в уголке природы

«Срез овса для птиц»

Воспитывать желание о необходимости выращивания зеленого овса - витаминный корм, который полезен птицам.

март-апрель

Рассматривание семян через лупу

Какое наше семечко

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

март

Практическая деятельность

Выращивание рассады (помидоры, огурцы, баклажаны, перец)

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

март

Труд в уголке природы

«Растут ли наш овощи?»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Введения дневника и схем.

март

НОД

Рисуем огород

Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений и правильно отражать наблюдения в рисунке.

апрель

Труд в уголке природы

Пикировка рассады.

Дать понятие детям о значении пикировки растений. Продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями.

апрель

НОД

Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»

Научить детей сопоставлять содержание сказки с сюжетом оформления «Огорода на окне»

апрель

Дидактическая игра

«Что растет на грядке»

Продолжать закреплять названия овощей, их внешний вид

май

Труд в природе

«Подготовка грядки к высадке рассады»

Развивать желание ухаживать совместно со взрослыми за растениями на огороде.

Труд в природе

«Высадка рассады»

Приобщать детей к посильной деятельности высадки рассады в огород. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте.

май

Труд в природе

«Забота о растениях»

Формировать навыки ухода за растениями на огороде. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

(полив, взрыхление, прополка сорняков)

июнь -июль

Наблюдения

«Растут ли наши овощи?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений с последующим фиксированием в дневнике наблюдений.

июнь - июль

Итоговое НОД

«Волшебная поляна»

Конкретизировать знания детей о разнообразии цветущих растений, любование их красотой и радоваться результатом своего труда.

Сентябрь

Труд в природе

«Соберем семена овощей»

Продолжать расширять представления детей о семенах. Дать понятие о том, что овощ один, а семян много, значит, на будущий год можно вырастить много растений.

сентябрь

Дидактическая игра

«От семечка к семечку»

Закрепить знания детей о последовательности роста и развития растения на примере бархатцев

сентябрь






Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Срок реализации

Подготовительный

2010 г.

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о декоративных растениях.

4.Разработка перспективного план работы на 2010 - 2011 год

4.Создание условий для организации работы в «огороде на окне» (составление мини-проекта)

5.Составление план совместных мероприятий с ЦЭВД по организации детской исследовательской и трудовой деятельности.

Февраль-март



Познавательно-исследовательский

2010 г.

  1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

  2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений:

  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление, пикировка.

  • дизайнерское оформление.

  • наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем.

  1. Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.

  2. Ведение дневника наблюдений.

  3. Участие в городском конкурсе «Зеленая планета - 2010» в номинации «Эко-объектив» (экологическая социально-полезная деятельность).

  4. Участие в городской акции «Украсим наш город».

  5. Создание клумбы на участке детского сада.

В течение года

Обобщающий

2010г.

1.Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2. Слайдовая презентация проекта «Мир вокруг нас» (цветы)

3. Мультимедиа игра «Как растет цветок»

4. Мини- энциклопедия «Наши цветы»


Октябрь-ноябрь





Ресурсы, задействованные в выполнении проекта.

Ресурс

Потенциал

Дефицит

1.Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Программа «Радуга»

Изменение содержания планирования

2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса.

  • Опыты,

  • наблюдения,

  • интегрированные эколого-эстетические занятия,

  • беседы,

  • экскурсии,

  • трудовая деятельность,

  • дидактические игры,

  • игры экологического содержания,

  • мультимедийная игра,

  • сочинение сказок

Интегрированные эколого-эстетические занятия.

3.Материально-техническая база

  • Мини-лаборатория

  • Уголок экспериментирования в группе

Недостаточно клумб

Внешние и внутренние связи.

  • Участие в конкурсе «Огород на окне»

Литература:

1. Грехова Л.И. «В союзе с природой»
2. «Дошкольное образование» №16, 2001
3. Мереньянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
4. «Начальная школа» №7, 2001
5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
6. З.Ф.Аксёнова - «Войди в природу другом»
7. М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду»
8. Н.А.Рыжова «Наш дом - природа»
9. Л.Б.Поддубная «Природа вокруг нас» и др.
10. С.Н.Николаева «Юный эколог»
11. Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка»
12. Е.Рылеева «Открой себя»
13. Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова «Природа и ребенок»

© 2010-2022