Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

ПО ТЕМЕ

БАЛЕТ П.И. ЧАЙКОВСКОГО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

(Реализация проекта «Классическая музыка - детям»)













1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитная доска.

Методический материал: мультимедийная презентация, аудиозапись музыки из балета, портрет П.И. Чайковского, иллюстрация симфонического оркестра

Ход занятия:

П е д а г о г. Здравствуйте, дети. Рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». (показывает портрет П.И. Чайковского) Чей это портрет?

Дети:

- Кто мне скажет, что такое балет?

Дети

- Как называют людей, которые танцуют балет?

Дети:

-Кто исполняет музыку в балете?

Дети:

Какие группы инструментов вы знаете?

Дети:

Кто управляет сим фоническим оркестром?

Дети: Дирижёр

Добавить - кто сможет изобразить злую фею и добрую фею, начало бала - танец

Сегодня мы познакомимся ещё с одним балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Портрет Петра Ильича Чайковского.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Портрет Шарля Перро, 1665 г.

В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

На бал приглашены волшебницы - добрые феи во главе с феей Сирени. Они приносят принцессе подарки, поздравляют короля и королеву, желают принцессе быть самой красивой, самой умной из всех принцесс.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Вдруг раздаётся шум - появляется злая фея Карабос в колеснице, запряжённой шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей. Злая фея Карабос разгневана тем, что ее не пригласили на бал. Она склоняется над колыбелью, в которой лежит принцесса, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит магические слова. Она предсказывает, что принцесса случайно уколет палец и тогда же уснёт навеки. Король, королева и гости были в ужасе и страхе от этих слов. Но доброй фее Сирени удалось смягчить колдовство феи Карабос. Она сказала, что принцесса уснёт не навсегда. Ее может спасти принц, который полюбит ее и разбудит своим поцелуем.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку.

И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела. Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Все вокруг закричали, чтобы она бросила веретено, но она кружилась и кружилась. Танец ее внезапно прервался - она укололась веретеном и упала.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Начался пышный праздник.

Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга.

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из III действия в записи или в исполнении на фортепиано.)

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

Методическая разработка открытого музыкального занятия для воспитанников седьмого года жизни по теме Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица

А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? (Звучит вступление в записи или в исполнении на фортепиано.)

Д е т и. Сначала звучит музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом - феи Сирени (нежная, добрая, ласковая).

П е д а г о г. Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.

Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.

Начинается вступление с таинственной и злой темы. Зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Музыка второй части вступления иная по характеру - ласковая, светящаяся добром, успокаивающая. Очень красивая мелодия звучит все более уверенно, торжественно, как бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени.

Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.

Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующаяся тема все равно легко узнается. Ее не спутаешь ни с какой другой. (Звучит фрагмент в записи или в исполнении на фортепиано.)



© 2010-2022