Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка - зима».

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентацию, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.

Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки.

Содержание НОД:

(Дети заходят в зал и садятся на стулья).

Воспитатель: - Здравствуйте, меня зовут Оксана Анатольевна. Сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам Зима».

О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?

Дети: - О зиме.

Воспитатель: - Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1). Читать ее мы будем интересно, по-новому.

Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги (слайд 2), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». Внимание на экран. (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Слайды (3-10)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые ... (Снежинки.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)

Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы им помочь? - (Да!) - Тогда пройдем к деревьям.

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок).

(Дети остаются возле деревьев.)

Воспитатель: - Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым - бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 11)

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма - ма - ма - наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла - зима сугробы намела.

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы.

Воспитатель: - На этой странице (слайд 12) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».

Слайды (13-21)

(Ответы детей.)

Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 22) , пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!

(Упражнение для коррекции зрения.).

«Снежинки».

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Всё, на землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Воспитатель: - Вот и к следующей странице подошли(слайд 23). На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».

Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

Воспитатель: - Снег какой? -

- Лед какой? -

- Снежинка какая? -

- Зима какая? -

- Ветер какой? -

Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд 24).

Физкультминутка! «Снеговик»


Раз - рука, два - рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре - нарисуем рот пошире.

Угольки найдем для глаз.

Шесть - наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.


Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница (Слайд 25) с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 26), наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.

(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).

Зима - (зимушка), мороз - (морозец), лёд - (ледок), холод - (холодок), снежинка - (снежиночка), метель - (метелица), снег - снежок, санки - саночки, снеговик - снеговичок, валенки - валеночки.

Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие закончено, книга закрыта (слайд 27), но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:

- Какое задание понравилось?

- Что было труднее всего?

- Что нового узнали о зиме?


© 2010-2022