Рабочая программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию Патриот в подготовительной группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УТВЕРЖДАЮ:

Принято на педагогическом совете

Протокол №____ от ____________г.


Заведующая МДОУ ВМР

«ЦРР - детский сад № 17 «Ладушки»

Приказ № ____ от ____________г.


г. Вольска Саратовской области»



______________ Чалова В.В.


Рабочая программа дополнительного образования

по патриотическому воспитанию детей

«Патриот»

воспитателя на 2015-2016г.г.

для детей подготовительного возраста (6-7 лет)



Рабочая программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию Патриот в подготовительной группе


Воспитатели:

Новикова Нина Марковна

высшая квалификационная категория

Жаркова Ирина Николаевна


Вольск, 2015

Пояснительная записка:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:

  • Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • Социальную солидарность - свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Образовательная область «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой - осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство-незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель кружковой работы - формирование социально-активной личности.

Общие задачи кружковой деятельности:

  1. Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

  2. Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;

  3. Освоение ребенком общечеловеческих ценностей - культурных, моральных, социальных, лежащих в основе различных цивилизаций и не чуждых другим народам.

Основные задачи по разделам:

Название раздела

Задачи

1

Мой дом - моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2

Приобщение к истокам

А) Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями.

Б) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3

Родной край

А) Расширять знания детей об истории поселка;

Б) Воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4

Земля - наш общий дом

А) Формировать патриотические чувства;

Б) Закреплять знание государственных символов страны;

В) Систематизировать знания о природе нашей страны.

5

Защитники Отечества

А) Знакомить с боевыми традициями нашего народа;

Б) Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6

Беседы о правах ребенка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка».

7

Открой себя

А) Помочь ребенку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость;

Б) Способствовать успешной социализации детей.

Научно- исследовательские методы, используемые в данной работе:

- поиск, систематизация, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- наблюдение, беседа;

- системный анализ деятельности и конечного продукта;

- биографический метод (опросник для родителей);

- анкетирование.

Методики, используемые в работе:

1. Тесты Торренса (модификация О. И. Моткова);

2. Методика «Субъектной позиции ребенка в детской деятельности» М. В. Крулехт;

3. Опросник для родителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на научную методологию исследования психолого - педагогических процессов: адекватностью использования методов целям и задачам исследовательской деятельности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала.

Ожидаемые результаты работы:

Дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);

  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

  • Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области; крупные горда области, а также находить их на карте, природоохранные мероприятия;

  • Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины - Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России;

  • Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);

  • Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

  • Название планеты, на которой мы живем;

  • Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции, климатические и природные условия некоторых стран, животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Продолжительность работы с каждой мини-группой - не более 30 минут - в группе старшего возраста. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование специальных умений, способов самоконтроля.

Формы проведения итогов реализации программы:

- Выставки;

- Презентации.






Календарно - тематическое планирование работы кружка по патриотическому воспитанию детей «Патриот» на 2015-2016 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Примечание

Сентябрь

1.Беседы с детьми о семье, о доме.

2.Игры, наблюдение за взаимоотношением детей в группе.

Определение уровня знаний детей о Родине.


Октябрь

1.«Давайте познакомимся»




  1. «Земля-наш общий дом»



  1. «Наша Родина - Россия, наш язык - русский»

4. «С чего начинается Родина?»

1.Уточнить и обогатить представления ребенка о себе, о сверстниках, об особенностях поведения и обобщения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

2.Формировать самопознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

3.Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, народному творчеству.

4.Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?»

Ноябрь

  1. «Малая Родина». За что мы любим свой поселок.



  1. «Щедрые дары природы»




3.«Государственные символы России - герб, гимн, флаг»



4. «История возникновения герба горда»

1.Посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к труду, сформировать представление детей о развитии поселка, его преобразовании с ходом времени.

2.Формировать у ребенка представления об истории, культуре и географии России, традициях и основных ремеслах русского народа.



3.Привить патриотизм, гордость за свою страну, Родину, любовь к творчеству своего народа.



4.Привить любовь к «малой» Родине, к труду народов страны, российскому фольклору и т.д.

1.Фотовыставка «Мой поселок тогда и сейчас»,

Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».

2.Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», рассматривание географических карт, беседа о важности труда всех народов, изготовление поделок из природного материала.

3.Заучивание гимна России, прослушивание стихов о родной стране, изучение истории российского герба, флага. Поделка «Российский флаг».

4. Повторение стихотворения «С чего начинается Родина?».

Декабрь

1.«Что такое генеологическое древо?»



2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию».

3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье».

4. «Право ребенка на охрану физического здоровья».

1.Поддерживать интерес к истории своей семьи, к семейным ценностям, закрепление знаний о родственных связях, формировать понимание ребенка о значимости семьи для человека и роли каждого из ее членов.


2,3,4. Формировать представление ребенка о его правах: праве на имя, отчество и фамилию, праве на жизнь в семье и воспитании, праве на охрану физического здоровья ребенка. Расширить знания детей о нормативно-правовом поле России и международном праве в отношении детей.

1. Выставка семейных работ «Моя семья», рассказы детей о родственных связях и ролях в их семье. Изготовление фотоальбомов «Семейные традиции».

2,3,4.Презентация о правах ребенка в рамках международного правового поля, рассказ и демонстрация основного закона страны «Конституция РФ», рассказ о правах ребенка. Спортивный досуг «Папа, мама, я - спортивная семья»

Январь

  1. Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья ребенка».


  1. «Право ребенка на воспитание в образовательном учреждении».


  1. «Права и обязанности ребенка».


  1. Викторина «Права ребенка»

1, 2, 3,4. Познакомить детей с их правами и обязанностями, закрепить знания детей об их поведении дома и в детском саду, заинтересовать детей в знаниях своих прав и обязанностей, формировать способность к выражению собственных мыслей, формированию грамотных предложений и суждений.

1,2,3,4. Беседа с детьми с использованием мультимедийного проектора для демонстрации некоторых особенностей прав и обязанностей ребенка.

Февраль

  1. «Как жили славяне?»


  1. «Забавы вокруг печки».



  1. «Защитники земли русской».

4. «Есть такая профессия - Родину защищать».

1.Познакомить детей с историей возникновения Руси, с древней культурой, особенностями развития и становления.

2. Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки.


3.Формирование представлений о защитниках русской земли, долге, достоинстве.

4. Формировать у детей навыки рисовать по замыслу, воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают свою Отчизну.

1.Презентация «Русь великая».

2.Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок, выставка детского рисунка «Русский дом».

3. Выставка детских работ «Богатыри».

4.Выставка рисунков «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».

Март

1.«Мужчины и женщины в семье».



2. «Отражение народных традиций в русском костюме».

3. «Русские народные промыслы».


  1. «Как живут в деревне добрые избы?»

1.Закрепить представление детей о правах мужчины и женщины в семье, формировать у детей уважительное отношение друг к другу.



2.Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженнику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде.

3.Формировать у детей любовь к творениям народных мастеров, обобщать знания детей о промыслах народов России.

4.Научить детей изображать русскую избу, рассказать о манере русских мастеров украшать элементы дома художественными элементами.

1.Рассказ о правах мужчины и женщины, об истории праздника 8 марта, изготовление поздравительной открытки «С 8 марта, мама!».

2.Презентация «Русский костюм».


4.Рассказ-презентация о саратовском музее «Дома народов России».

Апрель

  1. «Многонациональная Родина».



  1. «Что такое героизм?».


  1. «Боевая слава нашего народа».


  1. «Знаменитые земляки».

  1. Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу.

  2. Формировать представление детей о героизме, уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы ВОВ.

  3. Воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

  4. Формировать представление о воинском долге и чести, рассказать детям о славных людях области, города, о ветеранах ВОВ, рассказать о звании «Почетный гражданин».




3.Экскурсия в исторический музей.

4.Фотопрезентация «Знаменитые вольчане».

Май

  1. «День победы».


  1. «Мой город вчера и сегодня».


  1. «Поляна детства».


  1. «Мы-патриоты».

Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина?»

1.Закрепить знания детей о ВОВ, воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и защитникам Родины, к их героическим подвигам.

2.Итоговый опрос детей с целью выявления уровня знаний о своей «малой» Родине, о семье, ее членах, роли в семье, о гербе и истории родного края, города, поселка.

3.Итоговый опрос детей о их знаниях народных промыслов, символике страны, традициях коренных народов России.

4. Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» и тд.

1.Поделка «Парад победы».



4.Выставка свободного рисунка «Моя Родина».

Список литературы:

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2009.

  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

  3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная пресса, 2011.

  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010.

  5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ./ под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.

  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.



График кружковых и дополнительных занятий

в подготовительной группе


2015-2016г.г

Имя, ребенка

Дата рождения

Кол-во НОД в неделю

Кол-во НОД в месяц

Кол-во НОД в год

День недели

Название кружковой работы

Время проведения

1.

Мирослав А.

27.04.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

2.

Артем Ш.

30.01.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

3.

Ярослав А.

01.02.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

4.

Полина А.

04.12.2008

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

5.

Тимофей Б.

29.05.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

6.

Алина В.

16.08.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

7.

Лиза Г.

28.07.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

8.

Аня Г.

16.02.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

9.

Миша Г.

22.08.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

10.

Сергей Г.

04.05.2009

1

4

30

понедельник

Патриот

16.30 - 16.55

11.

Кирилл Г.

03.02.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

12.

Костя Ж.

27.06.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

13.

Настя К.

05.06.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

14.

Владик К.

17.07.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

15.

Полина К.

19.05.2008

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

16.

Саша М.

28.03.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

17.

Алеся М.

16.02.2008

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

18.

Вероника М.

15.12.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

19.

Степан Н.

24.03.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

20.

Ваня Н.

10.07.2008

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

21.

Данил М.

20.01.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

22.

Никита Х.

31.03.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

23.

Егор Г.

15.01.2009

1

4

30

вторник

Патриот

16.30 - 16.55

Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад № 17 «Ладушки»

г. Вольска Саратовской области________________Чалова В.В.




© 2010-2022