- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию Патриот в подготовительной группе
Рабочая программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию Патриот в подготовительной группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новикова Н.М. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
УТВЕРЖДАЮ:
Принято на педагогическом совете
Протокол №____ от ____________г.
Заведующая МДОУ ВМР
«ЦРР - детский сад № 17 «Ладушки»
Приказ № ____ от ____________г.
г. Вольска Саратовской области»
______________ Чалова В.В.
Рабочая программа дополнительного образования
по патриотическому воспитанию детей
«Патриот»
воспитателя на 2015-2016г.г.
для детей подготовительного возраста (6-7 лет)
Воспитатели:
Новикова Нина Марковна
высшая квалификационная категория
Жаркова Ирина Николаевна
Вольск, 2015
Пояснительная записка:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
-
Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
-
Социальную солидарность - свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой - осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство-незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель кружковой работы - формирование социально-активной личности.
Общие задачи кружковой деятельности:
-
Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
-
Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
-
Освоение ребенком общечеловеческих ценностей - культурных, моральных, социальных, лежащих в основе различных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основные задачи по разделам:
№
Название раздела
Задачи
1
Мой дом - моя семья
Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
2
Приобщение к истокам
А) Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями.
Б) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3
Родной край
А) Расширять знания детей об истории поселка;
Б) Воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
4
Земля - наш общий дом
А) Формировать патриотические чувства;
Б) Закреплять знание государственных символов страны;
В) Систематизировать знания о природе нашей страны.
5
Защитники Отечества
А) Знакомить с боевыми традициями нашего народа;
Б) Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
6
Беседы о правах ребенка
Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка».
7
Открой себя
А) Помочь ребенку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость;
Б) Способствовать успешной социализации детей.
Научно- исследовательские методы, используемые в данной работе:
- поиск, систематизация, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение, беседа;
- системный анализ деятельности и конечного продукта;
- биографический метод (опросник для родителей);
- анкетирование.
Методики, используемые в работе:
1. Тесты Торренса (модификация О. И. Моткова);
2. Методика «Субъектной позиции ребенка в детской деятельности» М. В. Крулехт;
3. Опросник для родителей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на научную методологию исследования психолого - педагогических процессов: адекватностью использования методов целям и задачам исследовательской деятельности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала.
Ожидаемые результаты работы:
Дети должны знать:
-
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);
-
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
-
Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области; крупные горда области, а также находить их на карте, природоохранные мероприятия;
-
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины - Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России;
-
Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
-
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
-
Название планеты, на которой мы живем;
-
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции, климатические и природные условия некоторых стран, животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Продолжительность работы с каждой мини-группой - не более 30 минут - в группе старшего возраста. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Выставки;
- Презентации.
Календарно - тематическое планирование работы кружка по патриотическому воспитанию детей «Патриот» на 2015-2016 учебный год
Месяц
Тема
Цель
Примечание
Сентябрь
1.Беседы с детьми о семье, о доме.
2.Игры, наблюдение за взаимоотношением детей в группе.
Определение уровня знаний детей о Родине.
Октябрь
1.«Давайте познакомимся»
-
«Земля-наш общий дом»
-
«Наша Родина - Россия, наш язык - русский»
4. «С чего начинается Родина?»
1.Уточнить и обогатить представления ребенка о себе, о сверстниках, об особенностях поведения и обобщения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
2.Формировать самопознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
3.Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, народному творчеству.
4.Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?»
Ноябрь
-
«Малая Родина». За что мы любим свой поселок.
-
«Щедрые дары природы»
3.«Государственные символы России - герб, гимн, флаг»
4. «История возникновения герба горда»
1.Посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к труду, сформировать представление детей о развитии поселка, его преобразовании с ходом времени.
2.Формировать у ребенка представления об истории, культуре и географии России, традициях и основных ремеслах русского народа.
3.Привить патриотизм, гордость за свою страну, Родину, любовь к творчеству своего народа.
4.Привить любовь к «малой» Родине, к труду народов страны, российскому фольклору и т.д.
1.Фотовыставка «Мой поселок тогда и сейчас»,
Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».
2.Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», рассматривание географических карт, беседа о важности труда всех народов, изготовление поделок из природного материала.
3.Заучивание гимна России, прослушивание стихов о родной стране, изучение истории российского герба, флага. Поделка «Российский флаг».
4. Повторение стихотворения «С чего начинается Родина?».
Декабрь
1.«Что такое генеологическое древо?»
2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию».
3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье».
4. «Право ребенка на охрану физического здоровья».
1.Поддерживать интерес к истории своей семьи, к семейным ценностям, закрепление знаний о родственных связях, формировать понимание ребенка о значимости семьи для человека и роли каждого из ее членов.
2,3,4. Формировать представление ребенка о его правах: праве на имя, отчество и фамилию, праве на жизнь в семье и воспитании, праве на охрану физического здоровья ребенка. Расширить знания детей о нормативно-правовом поле России и международном праве в отношении детей.
1. Выставка семейных работ «Моя семья», рассказы детей о родственных связях и ролях в их семье. Изготовление фотоальбомов «Семейные традиции».
2,3,4.Презентация о правах ребенка в рамках международного правового поля, рассказ и демонстрация основного закона страны «Конституция РФ», рассказ о правах ребенка. Спортивный досуг «Папа, мама, я - спортивная семья»
Январь
-
Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья ребенка».
-
«Право ребенка на воспитание в образовательном учреждении».
-
«Права и обязанности ребенка».
-
Викторина «Права ребенка»
1, 2, 3,4. Познакомить детей с их правами и обязанностями, закрепить знания детей об их поведении дома и в детском саду, заинтересовать детей в знаниях своих прав и обязанностей, формировать способность к выражению собственных мыслей, формированию грамотных предложений и суждений.
1,2,3,4. Беседа с детьми с использованием мультимедийного проектора для демонстрации некоторых особенностей прав и обязанностей ребенка.
Февраль
-
«Как жили славяне?»
-
«Забавы вокруг печки».
-
«Защитники земли русской».
4. «Есть такая профессия - Родину защищать».
1.Познакомить детей с историей возникновения Руси, с древней культурой, особенностями развития и становления.
2. Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки.
3.Формирование представлений о защитниках русской земли, долге, достоинстве.
4. Формировать у детей навыки рисовать по замыслу, воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают свою Отчизну.
1.Презентация «Русь великая».
2.Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок, выставка детского рисунка «Русский дом».
3. Выставка детских работ «Богатыри».
4.Выставка рисунков «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».
Март
1.«Мужчины и женщины в семье».
2. «Отражение народных традиций в русском костюме».
3. «Русские народные промыслы».
-
«Как живут в деревне добрые избы?»
1.Закрепить представление детей о правах мужчины и женщины в семье, формировать у детей уважительное отношение друг к другу.
2.Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженнику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде.
3.Формировать у детей любовь к творениям народных мастеров, обобщать знания детей о промыслах народов России.
4.Научить детей изображать русскую избу, рассказать о манере русских мастеров украшать элементы дома художественными элементами.
1.Рассказ о правах мужчины и женщины, об истории праздника 8 марта, изготовление поздравительной открытки «С 8 марта, мама!».
2.Презентация «Русский костюм».
4.Рассказ-презентация о саратовском музее «Дома народов России».
Апрель
-
«Многонациональная Родина».
-
«Что такое героизм?».
-
«Боевая слава нашего народа».
-
«Знаменитые земляки».
-
Формировать у детей чувство толерантности, знание о многонациональности народов России, формирование представления таком понятии, как «светская Россия». Формировать дружелюбное отношение к людям разных национальностей, уважительное отношение друг к другу.
-
Формировать представление детей о героизме, уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы ВОВ.
-
Воспитать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
-
Формировать представление о воинском долге и чести, рассказать детям о славных людях области, города, о ветеранах ВОВ, рассказать о звании «Почетный гражданин».
3.Экскурсия в исторический музей.
4.Фотопрезентация «Знаменитые вольчане».
Май
-
«День победы».
-
«Мой город вчера и сегодня».
-
«Поляна детства».
-
«Мы-патриоты».
Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина?»
1.Закрепить знания детей о ВОВ, воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и защитникам Родины, к их героическим подвигам.
2.Итоговый опрос детей с целью выявления уровня знаний о своей «малой» Родине, о семье, ее членах, роли в семье, о гербе и истории родного края, города, поселка.
3.Итоговый опрос детей о их знаниях народных промыслов, символике страны, традициях коренных народов России.
4. Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» и тд.
1.Поделка «Парад победы».
4.Выставка свободного рисунка «Моя Родина».
Список литературы:
-
Система патриотического воспитания в ДОУ./ Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2009.
-
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
-
Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная пресса, 2011.
-
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010.
-
С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ./ под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
-
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
График кружковых и дополнительных занятий
в подготовительной группе
2015-2016г.г
Имя, ребенка
Дата рождения
Кол-во НОД в неделю
Кол-во НОД в месяц
Кол-во НОД в год
День недели
Название кружковой работы
Время проведения
1.
Мирослав А.
27.04.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
2.
Артем Ш.
30.01.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
3.
Ярослав А.
01.02.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
4.
Полина А.
04.12.2008
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
5.
Тимофей Б.
29.05.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
6.
Алина В.
16.08.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
7.
Лиза Г.
28.07.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
8.
Аня Г.
16.02.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
9.
Миша Г.
22.08.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
10.
Сергей Г.
04.05.2009
1
4
30
понедельник
Патриот
16.30 - 16.55
11.
Кирилл Г.
03.02.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
12.
Костя Ж.
27.06.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
13.
Настя К.
05.06.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
14.
Владик К.
17.07.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
15.
Полина К.
19.05.2008
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
16.
Саша М.
28.03.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
17.
Алеся М.
16.02.2008
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
18.
Вероника М.
15.12.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
19.
Степан Н.
24.03.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
20.
Ваня Н.
10.07.2008
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
21.
Данил М.
20.01.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
22.
Никита Х.
31.03.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
23.
Егор Г.
15.01.2009
1
4
30
вторник
Патриот
16.30 - 16.55
Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад № 17 «Ладушки»
г. Вольска Саратовской области________________Чалова В.В.