Семинар для педагогов с элементами тренинга Эмоциональное выгорание педагога

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар с элементами тренинга

«Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Цель мероприятия: снижение эмоционального напряжения и усталости у педагогов.

План:

  1. Приветствие, обозначение целей и задач мероприятия - 5 мин.

  2. Мини-лекция: «Стадии эмоционального выгорания» -10 мин.

  3. Упражнение «Эмоции» - 10 мин.

  4. Упражнение «Гимнастика для мозга» -25 мин.

  5. Мини-лекция «Способы и методы профилактики эмоционального выгорания» -10

  6. Упражнение «Я и мое окружение» - 15 мин.

  7. Упражнение «Моя любимая игрушка в детстве» - 15 мин.

  8. Рефлексия - 7 мин.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие (1 круг), в котором каждый из участников говорит свои цели и ожидания от семинара.

  2. Мини-лекция: «Стадии эмоционального выгорания»

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов.
б) Истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, воспитанникам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, детям - проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета:
неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка:
чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние.
Лучший способ терапии э. в. - это профилактика, ежедневно уделяя себе 30-40 минут, вы избежите всех неприятных симптомов.

  1. Упражнение «Эмоции»

Участникам на листочке предлагается написать по 4 своих положительных и отрицательных эмоции. Затем делятся на пары, обмениваются листочками и отрицательные эмоции своего партнера представляет, как положительные. После завершения идет обсуждение по кругу.

  1. Упражнение «гимнастика для мозга»

  • Разминка, массаж. Разминка начинается с ног и завершается головой. Участники проходят по сенсорной дорожке. Инструкция: правой рукой погладьте левую ногу, а левой рукой - правую. Затем, легкими движениями пощипите живот, грудь шею, в это время вы идете на носочках, правой рукой гладите левую и наоборот, идете на пяточках. Встаньте в круг. Легкими круговыми движениями помассируйте пять точек на лице.

  • Дыхание. Положите руки на живот и постарайтесь как можно сильнее его на дуть, а теперь втяните живот. Повторите еще раз. Помните, что дыхательные упражнения людям с гипертонией, ВСД нужно делать очень аккуратно.

  • Глазодвигательная гимнастика. Посмотрели глазки вправо, а потом взглянули влево, вверх и вниз - очень медленно не торопясь. А теперь вместе с языком. Глазки влево, язычок влево, глазки вправо, язычок вправо. Глазки и язык вверх, вниз. А теперь: глазки вниз, язычок вверх, глазки вверх, язычок вниз, глазки влево, язычок вправо, глазки вправо, язычок влево. Достаточно.

  • Ползание (игра хвостики). Участникам предлагается надеть хвостики, встать на четвереньки и собирать хвостики и сохранять свой.

  • Кенизиологические упражнения. «Кулак, ребро, ладонь», «Уши, локти, колени, пятки», «Ухо, нос»

  • Растяжка. Медленно насчет 10 поднимаем руки вверх и наклоняемся назад, на счет 10 поднимаемся обратно и наклоняемся вперед, в таком положении находимся на счет десять, затем медленно поднимаемся вверх.

  • Релаксация. Для того, чтобы научится расслабляться, необходимо научится управлять своим телом, для этого помогут упражнения «Горячо - холодно», «твердый - мягкий», «сугробы и солнышко». Предлагаю вам сейчас превратиться в боксеров. Руки внизу сильно сжаты в кулаки и напряжены, на лице эмоции злости, расслабитесь, улыбнитесь повторите. Теперь локти прижаты к бокам, делаем резкие выпады вперед под счет, расслабитесь. Пожалуйста займите свои места, сядьте в позу кучера закройте глаза, прислушайтесь к своему телу, какие части напряжены, а какие расслаблены. А теперь послушайте музыку, представьте, что вы находитесь на берегу моря, под ногами теплый песок, он ласкает ваши ноги, так же как и волна, ноги расслаблены. Тепло идет вверх по бедрам и переходит на живот, солнышко ласково пригревает, вам хорошо и комфортно, бедра, живот расслаблены, теплая волна переходит на спину, солнышко пригревает, вы ложитесь на волну и она ласково качает вас, спина и шея расслаблены, вам хорошо и спокойно. Солнышко, ласкает кожу на лице, согревая ее своими лучами, дыхание спокойное, ровной, вы полностью расслаблены. Подул легкий ветерок и вы почувствовали, как ваше тело наливается силой и бодростью. Вы перешли с песка на прохладную траву, ноги наливаются силой, сила плавно переходит на бедра, живот, грудь, спину, шею, голову, вы чувствуете, как все тело отдохнуло, ваше дыхание ровное, можете открыть глаза.


  1. Мини-лекция «Способы и методы профилактики эмоционального выгорания».

Вы уже познакомились с одним из способов эмоционального выгорания с психо-гимнастикой, такую гимнастику можно проводить с детьми или дома, но главное каждый день.

Кроме этого, конечно существует для каждого человека свой личный способ переключения внимания, отдыха: спорт или ванна, шопинг или вязание, любимая кошка или книжка, главное, чтобы вы знали, что больше вас расслабляет и дает положительные эмоции.

Если вы чувствуете апатию, раздражение, усталость, бессонницу или наоборот вы не можете проснуться, то вам необходимо ежедневно совершать так называемый ритуал. Каждое утро должно начинаться с гимнастики и массажа основных лицевых точек, намочите полотенце холодной водой и обтерите плечи, руки, ноги. Заваривайте витаминный чай, откажитесь от чая и кофе они подавляют эмоции. Маленькая долька шоколадки всегда поднимет настроение. В рацион больше включайте фруктов и овощей. Мясо, мучные изделия, жаренная, острая пища алкоголь только усугубляют эмоциональное состояние. По дороге на работе найдите 5 причин по которой ваша работа самая лучшая. На листочке напишите 5 дел, которые вам нужно выполнить, по мере выполнения обязательно зачеркните. Помните, что два дела не должны быть связаны с работой. По дороге домой вспомните 5 положительных эмоций, которые вы сегодня получили, а если отрицательные эмоции не дают вам покоя, мысленно напишите их выбросьте в мусорное ведро. Вечером 30 минут посветите себе, займитесь любимым делом.

  1. Упражнение «Я и мое окружение»

Участникам предлагается заполнить бланк на котором нарисованы круги. В центре напишите букву Я, а теперь в каждом из кругов обозначьте своих близких. Сейчас в центральном круге отметьте, как вы стоите лицом или спиной, в соответствии с этим поставьте направления лево, право, вверх, низ. Все это окружения - это ваш ресурс, к которому вы смело можете обратиться в трудную жизненную ситуацию.

  1. Упражнение «Моя любимая игрушка в детстве»

Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и вспомнить свою любимую игрушку. А теперь возьмите пластилин и слепите свою любимую игрушку. Отлично, сейчас я предлагаю вам познакомить вашу игрушку с другими, обязательно спросите, где живет, что любит. Отлично.

  1. Рефлексия








© 2010-2022