Опыт работы консультативного пункта МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина» с родителями, чьи дети не посещают наше дошкольное учреждение

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы

консультативного пункта МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»

с родителями, чьи дети не посещают наше дошкольное учреждение

На основании Примерного положения о консультативном пункте «Югорская семья - компетентные родители» (приложение к приказу комитета по образованию от 29.01.2008 № 36/1-0), в нашем детском саду 01.09.2008г. открыт консультативный пункт для родителей и детей от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих образовательные учреждения.

Задачами нашего консультативного пункта являются: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 до 8 лет, помощь в социализации детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Консультативный пункт является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в консультационный пункт, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, мы можем оказать родителям действенную помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.

Работа консультационного пункта ведется специалистами: заместителем заведующего по ВМР, педагогом-психологом, учителем-логопедом, старшей медицинской сестрой и имеет профилактические, диагностические, коррекционные, развивающие и консультативные функции.

Как показывает наш опыт, большая часть родителей, обращающихся в консультационный пункт - это родители, имеющие детей в возрасте до 3 лет. Мы предполагаем, что, с одной стороны, дети именно этого возраста в меньшей степени социализированы и охвачены дошкольными учреждениями. С другой стороны, родители детей, в первую очередь, конечно, мамы уже хотели бы «выйти из дома в люди» для общения, и не только. Часть современных родителей ищет возможности для развития своих детей вне стен дома уже в таком раннем возрасте. Таким образом, бесплатные образовательные услуги для детей раннего возраста оказываются очень востребованными.

Но даже тогда, когда первоначально идет запрос на коррекционную работу с ребенком, часто оказывалось достаточно развивающих занятий и консультаций. Нередко, в тех случаях, когда родители жаловались на поведение ребенка, причина нарушений, как потом показывала диагностика, заключалась не в тех или иных нарушениях психического развития, а в недостаточном понимании родителями своего ребенка, в непонимании возрастных особенностей, проблемах в жизни семьи, несогласованной позиции в вопросах воспитания близких для ребенка людей.

В консультационном пункте, родителям, чьи дети не посещают наше дошкольное учреждение, предоставляют те необходимые знания об особенностях развития ребенка, которых им не хватает. Они имеют возможность обсудить свои собственные интуитивные представления о воспитании и развитии ребенка, получить практические рекомендации от сотрудников нашего дошкольного учреждения.

Специалисты дают рекомендации родителям и консультируют их в пределах своей компетенции. Заместитель заведующего по ВМР помогает решить проблемы в области воспитания и развития ребёнка, обучает взрослых различным занятиям с детьми. Педагог-психолог способствует адаптации дошкольника к обстановке детского сада, объясняет родителям закономерности развития ребёнка, определяет пути возможных проблем. Учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Медицинская сестра консультирует родителей по вопросам правильного питания ребёнка, помогает составить для него режим дня. Кроме того, она даёт рекомендации по профилактике различных заболеваний, учит родителей проводить закаливающие процедуры.

Ежегодно в рамках работы консультативного пункта родителям была оказана помощь по вопросам, с которыми они чаще всего обращаются, это:
- профилактика нарушений детско-родительских отношений;
- подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного

образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации);
- взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми;

- подготовка к школе;
- организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье и многое другое.

Проведены консультации: «Особенности развития детей раннего возраста», «Играем дома», «Будущим школьникам», «Роль отца в воспитании семьи», «Психологическое развитие детей дошкольного возраста», «Детские страхи», «Развитие эмоциональной сферы ребенка», «Агрессивный ребенок», «Психологическое здоровье», «Общее недоразвитие речи», «Рисуем дома» (нетрадиционные способы рисования), «Крепкое физическое развитие ребенка - залог успешной адаптации к среде детского сада», «Растим здоровых детей», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Предупреждение плоскостопия у детей», «О пользе закаливающих мероприятий после сна», «Подготовка детей к режиму детского сада», «Питание ребенка дома», «Закаливание детей», «Праздники дома» и т.д.

Кроме устных консультаций родители получают полезную информацию на печатных (буклеты, памятки, подборки практического материала) и электронных (фото - и видеоматериалы, флэш-карты, сайт детского сада) носителях.

Также нашими специалистами проводятся консультации по телефону и в электронном виде на сайте нашего детского сада.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта нашего дошкольного учреждения, заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Таким образом, наш консультативный пункт является эффективным средством сотрудничества с семьями, дети, которых не посещают дошкольное учреждение.


Статью подготовила заместитель заведующего по ВМР

Шахова Наталья Борисовна

© 2010-2022