ПЛАН ЛИЧНО - ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ПЛАН ЛИЧНО - ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

воспитателя МДОАУ д/с с. Наумовка

Стюковой Татьяны Михайловны

на 2014 - 2017 учебные годы



Тема: Роль сказок в социально - личностном развитии детей.

Цель: создание условий для усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемый индивидуумом в общении и различных видах деятельности (игровой, познавательной, трудовой), усвоение определенной системы знаний, норм поведения, нравственных понятий, позволяющие стать ребенку полноправным членом общества. Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, формирование межличностных отношений.

Задачи:

  • Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

  • Приучать быть вежливыми (здороваться, прощаться, благодарить), называть работников Доу по имени отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

  • Формировать образ Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;

  • Формировать гендерную, семейную и гражданскую принадлежность

  • Формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и окружающим.

  • Формировать понимание хорошо - плохо, добро - зло;

  • Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников

  • Закреплять навыки организационного поведения в детском саду, дома, на улице;

  • Развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.

  • Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;

  • Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих

  • Воспитывать любовь к Родине.

Формы реализации данных задач:

  • - фронтальные и подгрупповые занятия;

  • - индивидуальная работа;

  • - создание предметно-развивающей среды

  • - взаимодействие с родителями

Ожидаемые результаты:

  1. Стабилизация эмоционального состояния детей

  2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.

  3. Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.

  4. Оценивают свои поступки и поступки сверстников имеют сформированное понятие добро - зло, хорошо - плохо.



Изучение состояния избранной темы

Содержание деятельности

Сроки

Формы предоставления

  1. Изучение программы «От рождения до школы»

Сентябрь 2014 года


  1. «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста» Журнал «Дошкольная педагогика» № 4,2012г. с - 25

Сентябрь 2014 года

Краткий конспект

  1. «Воспитание и обучение через сказку», журнал «Дошкольная педагогика», №5,2012 - 12

Сентябрь 2014 года

Краткий конспект

  1. «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития», журнал «Ребенок», №3,2012г. - 31

Октябрь 2014 года

Краткий конспект

  1. «Арт-терапия в работе с детьми» (М.В. Киселева)

Октябрь 2014 года

Краткий конспект

  1. «Формы работы со сказкой» (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева)

Ноябрь 2014 года

Конспект

  1. Театрализация «Заюшкина избушка», журнал «Ребенок», №1,2012г.

Ноябрь 2014

Конспект

  1. Л.Пашина «Сказка -ложь, да в ней намёк…», журнал «Дошкольное воспитание» ,12/2008.

Декабрь 2014 года

Конспект

  1. «Путешествие в сказочную страну», журнал «Дошкольная педагогика», №2,2011г. - 14

Январь 2015 года

Конспект

  1. «Дошкольник и книга», журнал «Дошкольная педагогика», №9, 2013г.

Январь 2015 года

Конспектирование

  1. Паршукова Г. «В сказочной стране», журнал «Дошкольное воспитание» 3/2008.

Февраль 2015 года

Конспектирование

  1. Пропп, В.Я., Исторические корни волшебной сказки /Пропп В.Я. -СПб.,1986.

Март 2015 года

Конспектирование

  1. Фирсова, А.М., Филиппова, Л. В., Филиппов, Ю.В., Кольцова, И.Н., Сказка как источник творчества детей - М.,2001.

Апрель 2015 года

Конспектирование

  1. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.-1999.- N11.

В течение 2014 - 2017 учебного года


  1. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете, новинок литературы

В течение 2014 - 2017 учебного года

Конспектирование

  1. Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

В течении 2014 - 2018 учебного года

Конспектирование





Проектирование собственной деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления

Составление консультаций для родителей

В течении 2014-18 года

Консультация для родителей

Составление консультаций для воспитателей

В течении 2014-18 года

Консультации для воспитателей

Изучить значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии дошкольников.

В течении 2014-2018 года

Краткие конспекты

Составление перспективного плана по теме самообразования

Сентябрь каждого года

Перспективный план

Организация занятий с воспитанниками

В течении 2014-2018 года

Конспекты занятий

Разработка проектов

В течении 2014-2018 года

Проекты

Разработка занятий по теме самообразования

В течении 2014-2018 года

Конспекты

Изготовление дидактических игр

В течении 2014-2918 года

Дидактические игры

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

В течении 2014-2018 года

Атрибуты

Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально - нравственному воспитанию детей.

Каждый год

Конспекты, памятки

Проведение промежуточных диагностик

В течении 2016-2018 года

Сводная диагностическая карта

Самоанализ и самооценка своей педагогической деятельности.

Каждый год

Справка о самоанализе.

Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования.

Каждый год

Краткие конспекты

Выступление на родительском собрании.

В течении 2014-2018 года

Доклады

Подбор материала, необходимого для работы с воспитанниками, родителями, коллегами.

Каждый год

Готовые изделия

Анкетирование для родителей

Каждый год

Анкеты

Рекомендации в уголке для родителей

Каждый год

Консультации

Практикум для родителей

Каждый год

Презентация, родительское собрание.

Творческая мастерская: «Куклотерапия». (Совместное творчество детей и родителей)

Каждый год

Выставка готовых изделий

Проведение открытой ОД по теме самообразования.

Каждый год

Конспект, фотоотчет

Приобретение материалов и оборудования для изготовления персонажей для театрализации.

В течении 2014-2018года

Проведение семинара-практикума для воспитателей.

В течении 2014-2015 года

Сообщение

Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по теме самообразования

В конце каждого года

Картотека книг, фотографии.





Опытно - экспериментальная апробация собственной деятельности на 2014-2015 год.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

1. Самоанализ и самооценка своей педагогической деятельности.

2. Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования.

3. Разработка перспективного плана для второй младшей группы по теме самообразования.

4. Разработка картотеки дидактических игр.

Октябрь

1. Диагностика социально-личностного развития детей 2 младшей группы.

2. Подбор материала, необходимого для работы с воспитанниками, родителями, коллегами.

3.ОД: «Путешествие колобка».

4.ОД: «Теремок»

5.д/и «Мороз Иванович»

Ноябрь

1. Анкетирование для родителей «Роль сказки в воспитании ребенка»

2.ОД: «Овощи на грядке.»

3.ОД: «К бабушке в деревню»

4.Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Декабрь

1. Выступление на родительском собрании. «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

2. Рекомендации в уголке для родителей: «Развитие социально - личностных качеств ребенка через сказку».

3.ОД: «Заюшкина избушка»

4. Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Январь

1. Практикум для родителей: «Волшебная сила сказки».

2. Выставка совместных (воспитанники и родители) работ по куклотерапии.

3.ОД: «Везет, везет лошадка»

4.ОД: «Наступили холода»

Февраль

1. Проведение недели театрализации. Подведение итогов.

2. Проведение открытой ОД по теме самообразования. «Два жадных медвежонка».

3. ОД: «Два жадных медвежонка»

4. ОД: «Кто сказал мяу»

Март

1. Приобретение материалов и оборудования для изготовления персонажей для театрализации

2. Изготовление дидактических игр.

3.ОД: «Рукавичка»

4. «В гости к сказке»

5. Словесно-дидактическая игра «Курочка рябушка»

Апрель

1. Проведение семинара-практикума для воспитателей.

2. Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по теме самообразования

3.ОД: «Девочка чумазая».

4.ОД: «У куклы Кати день рождения»

Май

1. Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по теме самообразования.

2. Проведение развлечения для воспитанников.

3. ОД: «Кошка и ее котята»

4. ОД: «Цыпленок».



Перспективный план

месяц

занятие

задачи

литература

сентябрь

Знакомство

Чтение сказок

- учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета;

- Воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.

- Воспитывать сострадание, сопереживание к героям сказки.

- развивать речевую активность,

- воспитывать доброжелательность

«Сказка о зайке»

- прививать желание заботиться о своём здоровье,
- учить находить решение поставленной проблемы,
- развивать речевую активность,

- воспитывать доброжелательность.

конспект

Настольно-печатная игра «Лото»

Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Картотека дидактических игр.

октябрь

«Путешествие колобка»

- Вспомнить с детьми уже известные им сказки персонажей.

- Воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.

- Воспитывать сострадание, сопереживание к героям сказки.

конспект

«Теремок»

- Научить выражать эмоции через движение и мимику;

- познакомить со сказкой «Теремок»;

- побуждать к активному восприятию сказки;

- учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета;

- активизировать словарный запас.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

д/и «Мороз Иванович»

Познакомить детей с зимними песнями и играми.
Рассказать о старинных зимних обычаях и обрядах. Вспомнить знакомые зимние народные песни, подходящие по смыслу. Разучить колядки. Познакомить с народными играми.

Картотека дидактических игр.

ноябрь

«Овощи на грядке.»

- Дать представление о урожае овощей;

- побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях;

- учить импровизировать под музыку;

- учить координации движений;

- дать заряд положительных эмоций.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

«К бабушки в деревню»

Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки

Картотека дидактических игр.

декабрь

«Заюшкина избушка»

познакомить детей с новой сказкой;

- помочь понять её содержание;

- учить отвечать на вопросы воспитателя;

- учить оценивать поступки героев;

-активизировать и расширять словарный запас словами: коса, трус, лубяная, ледяная избушка, заюшкина.

- развивать умение детей играть в сказку;

- прививать интерес к сказкам;

- воспитывать усидчивость.

Журнал «Ребенок», №1,2012

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Картотека дидактических игр.

январь

«Везет, везет лошадка»

- Расширять круг действий с предметами;

- побуждать к звукоподражанию;

- упражнять в имитации;

- учить переключаться с одного действия на другое;

- давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

«Наступили холода»

- Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться;

- упражнять в звукоподражании;

- учить выразительной артикуляции;

- побуждать к участию в играх-драматизациях.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Картотека дидактических игр.

февраль

«Два жадных медвежонка»

- Продолжать учить детей понимать образное содержание сказки, связь между содержанием и названием.

- Учить детей делить целое на две равные части, проводя линию через середину круга. Закрепить знания о величине (большой, маленький).

- Закрепить умение считать до четырех.

- Разучить стихотворение о сыре.

- Совершенствовать умение рисовать карандашом круги разного размера, закрашивать часть изображения.

- Развивать речь, мелкую и общую моторику.

разработка

«Кто сказал мяу»

- Формировать представления о животных и местах их обитания.

- Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм.

- Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку.

- Учить интонационно выразительно подражать голосам животных в пении.

- Развивать произвольное внимание и воображение.

- Снять телесное и эмоциональное напряжение с помощью музыки.

конспект

Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)

Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Картотека дидактических игр.

март

«Рукавичка»

- Уметь изображать повадки животных.

- Знать кто как кричит.

- Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано.

- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в играх-драматизациях.

- Развивать диалогическую речь детей.

конспект

«В гости к сказке»

Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств,

- Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью.

- Развивать умение согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

- Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

конспект

Словесно-дидактическая игра «Курочка рябушка»

Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Картотека дидактических игр.

апрель

«Девочка чумазая»

- учить детей из несложных действий создавать сюжет;

- способствовать объединению детей в совместной деятельности;

- формировать у детей чувство уверенности, привлекать к активному участию в игре;

- способствовать возникновению дружеских взаимоотношений;

- активизировать речь детей и вызвать положительный эмоциональный настрой;

воспитывать желание всегда быть чистым.

конспект

«У куклы Кати день рождения»

Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Картотека дидактических игр.

май

«Кошка и ее котята»

- Познакомить со сказкой «Кошка и котята» и театром на фланелеграфе;

- развивать сопереживание;

- учить внимательно, слушать сказку;

- учить отвечать на вопросы по ее содержанию.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

«Мамины

Детки»

- Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому;

- учить показывать сказку на фланелеграфе;

- учить пересказывать содержание знакомой сказки;

- дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх;

- побуждать к воплощению в игровой образ.

Н. Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников».

«Цыпленок»

- Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности.
- Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться в предложенные образы.
- Поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации, поощрять исполнительское творчество детей.
- Формировать эмоциональную насыщенную речь в процессе театрально-игровой деятельности.























Диагностическая карта социально-личностного развития детей 2 младшей группы



№ п/п

1

Фамилия, имя ребёнка

Ребёнок и взрослые

Ребёнок и сверстники

Отношение ребёнка к самому себе

Итог

Узнавать и называть взрослых, понимать их различия по половому признаку

Выделять особенности внешности, одежды

Называть старших на «Вы»

Называть членов семьи, их действия, проявлять привязанность к ним

Отвечать на вопросы о родителях, о любимых игрушках, д/с

Делать близким что-то хорошее, проявлять доброжелательность

Различать эмоциональные состояния людей, мимику, жесты

Здороваться, прощаться, благодарить

Различать детей по половому признаку, называть по именам

Замечать эмоциональное состояние сверстника

Проявлять доброе отношение к сверстникам

Проявлять сочувствие, оказывать помощь, делиться игрушками

Участвовать в общем деле

Знать своё имя, фамилию, пол, возраст; говорить о себе в 1 лице

Уметь высказывать свои желания, выражать свои состояния

Иметь любимые игрушки, игры, сказки, предметы

Проявлять любознательность, настойчивость

Сохранять жизнерадостное настроение

Стремиться к положительной оценке окружающих

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






16






17






18






19






20












3. Рефлексия:

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления

Презентация «Театрализованная деятельность с детьми»

Май 2015 года

Презентация

Проведение семинара-практикума для воспитателей.

Май 2016 года

Сообщение, фотоотчет

Проведение открытой ОД

Один раз в год

Конспекты занятий

Выступление на педсовете

Май 2017 года

Консультация

Творческий отчет

Май 2018 года

Отчет













Изучение состояния избранной проблемы

Тема моего самообразования: Роль сказок в социально - личностном развитии детей.

Понятие сказки и её виды

Сказка - это вид устного народного творчества. Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Сказка - это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из ее корней - это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства. Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как фабула игры - независимо от того, была ли эта игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра - это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная сказка, а сказка - это игра до своей инсценировки. Но как игра психологически отлична, так сказать, «действенным мифологизмом», живым преображением чего-либо действительного, что должно быть налицо, так и сказка, могущая обойтись даже без капли реальности, отлична общим мифологическим сознанием, общей мифологической перспективой, в которую глядит здесь детская душа. Но необходимо сказать о различии мифа, как такового, от сказки.
Обычно считают, что различие заключается в том, что, слушая сказку, мы сознаем, что в ней говорится о чем-то недействительном и «сказочном», тогда как миф есть лишь наивная форма научного объяснения, принимаемая совершенно серьезно. В этой характеристике показано различие сказки и мифа в их зрелую пору; правильно выдвигается на первый план различная психическая установка в обоих случаях. Однако было бы ошибкой не замечать именно генетической близости сказки и мифа - и это имеет особое значение для того, чтобы войти в понимание детского мира. Миф и сказка растут из одного корня, взаимно влияют друг на друга, и их различие связано с более определенным сознанием различия мира действительности и мира фантазии.
Сказка не есть для ребенка чистая выдумка, герои сказки живут для ребенка своей особой жизнью, как и для нас, взрослых, было бы не точным сказать, что любой художественный образ «выдуман». Различие между «сказочной» и «познавательной» установкой идет не по линии действительного и недействительного, наоборот, само это различие является продуктом психического развития под влиянием игры (и сказки). Сказочный мир, сфера игры возникает в итоге психической работы, опирающейся на «установку на игру».
Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. Первые сказки, связаны с личностью самого ребенка: матери, няни хорошо это чувствуют и начинают первые сказки так: «жил-был мальчик такой, как ты…». В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя - сказка как бы воплощает в образе то, что есть в душе ребенка. В сказочном материале выступают люди, животные, вещи - знакомые ребенку - и эти сказки звучат для ребенка, как рассказ о чем-то вполне реальном.
Сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки - дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки. Помимо этого, авторские сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.
Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности.
1. Народные сказки:
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «ожитворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.
В народных сказках тема края как границы между домом и внешним миром очень подробно психологически проработана. Даже из небольшого репертуара сказок, известных современному городскому младшему дошкольнику, он может узнать, как по-разному можно пересекать эту границу в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома. Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт (опыт собственных падений и переступаний через край, неустойчивость поставленных на краю предметов, обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо), поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл. Такие смысловые оттенки способен уловить ребенок старше двух-трех лет - в этом возрасте начинается активное становление символической функции сознания.
Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи:
1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея - важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
2. Сказки о животных:
Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.
3. Бытовые сказки:
Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
4. Страшные сказки:
Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и социальных традиций окружения, в котором растет и воспитывается ребенок. Эти истории у детей разных стран имеют несомненные черты сходства в сюжетах, поэтических особенностях, манере исполнения. Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение. Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих - это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков - мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства.
5. Волшебные сказки:
Эльконинова Л.И. и Эльконин Б.Д. в своей работе полагают, что форма субьектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, - это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке - это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире. Его субъектность выражается в принятии на себя труда и решения задачи, заботы и работы по выполнению действия. Это субъект поступка (в том смысле, в каком об этом писал М.М. Бахтин), субъект инициации действия [там же]. В сказке представлена форма инициативного отношения к миру. Инициация действия - это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике. С их помощью у дошкольников пытаются выстроить желательное «морально-правильное» поведение.
6. Авторские сказки:
Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента). Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Такой вид авторских сказок, как дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Таким образом можно прийти к обобщенному понятию сказки как важнейшего проводника эстетической жизни ребенка, особой реальности мира чувств, позволяющей познать сложнейшие явления действительности, «сгустка человеческой мудрости, опыта, результата работы сознания и подсознания». Несмотря на то, что единой классификации сказок не существует, выделяется два общих вида сказок: авторские и народные, каждый из которых имеет свое психологическое значение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Сказка - это одна из форм эстетического творчества у детей. Один из её корней - это работа детской фантазии. Существует глубокая связь между играми и сказками. Всякая сказка в своей сущности - фабула игры, независимо от того, была ли эта игра сыграна, или нет. Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя - сказки как бы воплощают в образе то, что есть в душе ребёнка. Сказки - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результат работы сознания и подсознания. На метафорическом уровне по происхождению и механизму действия они сопоставимы с генным аппаратом человечества. Сказка для ребёнка - это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления, это символический банк жизненных ситуаций. Сказочные уроки - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей - это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых - это уроки, в которых сказка обнаруживает своё воздействие на ребёнка. Сказка - это важнейший проводник эстетической жизни ребёнка.

Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности.

Предполагаемый результат: повышение уровня социально - личностного развития воспитанников 3 - 4 лет.

Методы работы над данной темой:

• Анализ литературы по данной проблеме.

• Педагогическое наблюдение.

• Совместные игры.

• Проведение НОД.

• Индивидуальная работа с воспитанниками.

• Анкетирование родителей.





© 2010-2022