Опыт работы Психолого-коррекционное сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС в группе раннего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»

Тема: «Психолого-коррекционное сопровождение воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Автор: Гордеева Светлана Леонидовна - воспитатель

Группа: группа раннего возраста «Земляничка».

Актуальность: Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, - его адаптация в новой среде. Особенно остро проблема стоит в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребёнок вынужден ломать свои ранее сформированные стереотипы, преодолевать психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими и др. чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение по возможности более плавным.

Ранний возраст - это в буквальном смысле - НАЧАЛО. Это уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определённый отпечаток на организацию педагогического процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Особое внимание в детском саду уделяется сохранению психологического здоровья ребенка и обеспечению его психоэмоционального благополучия. Работа воспитателя, педагога-психолога включает следующие направления: дети, педагоги, родители.

Потребность в педагогическом консультировании и просвещении родителей, имеющих в семье детей раннего возраста, неуклонно растёт. В большинстве случаев родители осознают, что в раннем детстве закладываются предпосылки к овладению различными видами деятельности, развиваются общая и мелкая моторики, психические процессы, мыслительные операции, зрительные и слуховые ориентировочные реакции, своевременно формируются умения и качества, необходимые для успешной социализации детей. Несмотря на доступность информации посредством сети Интернет, периодической печати, в современных условиях требуется адресная помощь, возможность получить консультацию от специалиста «здесь и сейчас». Потенциал современного детского сада и опыт специалистов создают базу внедрения форм партнёрского взаимодействия в триаде «ребёнок - родитель - педагог», начиная с первых дней пребывания ребёнка в ДУ.

В начале учебного года педагоги оформили информационные стенды (рубрика «Советы родителям», «Советует психолог»), разработали содержание буклетов и план работы с родителями. Тематика разнообразна, но она обязательно включает вопросы адаптации детей.

  • Памятка «Адаптация ребёнка в детском саду»

  • Консультация «Новая жизнь», «Критический возраст», «Чудесный сад»

  • Советы родителям «Как «успокоить» утро?»

  • Папка-передвижка «Основные задачи развития детей третьего года жизни», «Особенности развития детей третьего года жизни»

  • Рубрика «Совет - 2 года» «Похоже, вы немного поспешили»

  • Буклет «Заповеди для родителей, которыми они должны следовать в жизни и воспитании ребёнка»

  • Ширмы с информацией для родителей и педагогов» «ФГОС дошкольного образования. Консультация для родителей»; «Здравствуй, детский сад!»

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

После официального зачисления детей в ДОУ с родителями проводилось анкетирование «Давайте, познакомимся!» Письменный опрос позволил сформировать первичные представления о семье воспитанника и проблемах, которые волнуют родителей в воспитании ребёнка.

Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

  • Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)

  • Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

  • Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации)

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

В начале учебного года проведено родительское собрание «Первый раз в детский сад» с участием заведующего детским садом, педагогов группы и педагога-психолога, главная цель которого - дать общую информацию о дошкольном учреждении, познакомить с особенностями проведения адаптационного периода, настроить на совместную плодотворную деятельность. Родителям также был предложен показ презентации «Виртуальная экскурсия по детскому саду». Были подготовлены для родителей памятки «Адаптация ребёнка к детскому саду», название сайта ДОУ.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому совместная деятельность строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Воспитателями группы создана картотека адаптационных, коммуникативных, бодрящих, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических по сенсорике. Приобретён набор развивающих карточек «Игры-приветствия для хорошего настроения» (Елена Лютова - Робертс, Галина Монина). Каждое утро (утренний сбор) начинается с приветствия:

  • «Ходит солнышко по кругу»

  • «Птичка прилетела!»

  • «Что за чудо-чудеса!»

  • «С добрым утром!»

  • «Здравствуйте!»

  • «Мы сначала будем хлопать…»

  • «Хоровод»

  • «В группе нашей каждый день…»

Предлагаемые игры помогают педагогу в достижении самых разных целей:

  1. Задают оптимистичный конструктивный настрой;

  2. Стимулируют творческую активность;

  3. Обеспечивают сплочённость группы и её слаженную работу;

  4. Помогают сформировать навыки социального взаимодействия.

Слаженность работы педагогов ДУ - важная задача, которая помогает грамотно организовать период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Педагог-психолог представляет психолого-педагогическую помощь, направляет и корректирует игровое взаимодействие детей.

Игровой час с педагогом-психологом проводится 1 раз в неделю и длится 9 минут. Дети знакомятся с новым игровым оборудованием, обучаются игровым способам, узнают о развивающих возможностях игрового материала.

  • Игры с камушками «Разноцветные камушки», «Спрячь в ладошке», «Постучим, погремим»

  • Упражнения на дыхание «Мыльный пузырь», «Снежинка», «Бабочка», Ветер»

  • Игры с водой «Плывёт, плывёт кораблик», «Достань камушек», «Наша уточка с утра кря-кря-кря!», «Поймай рыбку», «Перельём водичку», «Ледяное царство», «Горячо - холодно», «Наполни ведёрко»

  • Игры с песком «Песочница», «Нарисуй дорожку», «Дождик», «Прячем руки», «Колобок катится»

  • Игры с бумагой «Порви листок», «Комочек», «Попади в корзинку», «Лети, листочек»

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста.

У детей, поступающих в детский сад выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно хи можно разделить на три группы:

  • Дети, у которых речь совсем отсутствует;

  • Дети, которые говорят отдельными словами;

  • Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

В течение учебного года с детьми проводятся учебно-игровые занятия по лексическим темам, которые близки и понятны ребёнку, т.к. находятся в его ближайшем окружении (дом, семья, игрушки, фрукты и овощи, времена года, домашние и дикие животные, праздник ёлки, мама, транспорт, мебель, посуда, одежда, обувь и т.д.) цель данных занятий - углубление, систематизация и обобщение знаний ребёнка по каждой лексической теме. Дети знакомятся с различными видами игр.

Виды игр

Описательная характеристика игр

Подвижные

«Поймай бабочку», «Солнышко и дождик», «Мы игрушками играем», «Принеси предмет», «Через ручеёк», «Кот и мыши», «Совушка» и т.д.

Музыкальные

«Матрёшки», «Мы милашки, куклы неваляшки», «Мамины помощники», «На диване», «Потопай вместе с нами», «Почему медведь зимой спит» и т.д.

Физминутки

«Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Вышла курочка гулять», «Как на горке снег», «Девочки и мальчики» и т.д.

Пальчиковые

«Семья», «Рыбка», «Варим мы компот», «Сорока-белобока», «Снег идёт», «Птичка», «Капустка», «Вырос цветок на поляне» и т.д.

Хороводные

«По ровненьким дорожкам», «В воде рыбки живут», «Раздувайся, пузырь», «Водят мыши хоровод», «Как на наши именины» и т.д.

Упражнения для развития речи

Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры на понимание слов: «Что это?», «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?» и т.д.

На развитие мелкой моторики рук

«Мозаика», «Сними прищепки», «Переложи крупу», «Надень бусы», «Прикрепи магниты», «Шнурки» и т.д.

Артикуляционная гимнастика, звукоподражание

«Дуем на мелкие бумажки», «Сдуй снежинку», «Мыльные пузыри», «Как воет волк», «Котёнок лакает молоко», «Лошадка» и т.д.

Ролевые

Игры с куклами и мягкими игрушками

На развитие внимания, памяти, мышления и т.д.

«Найди одинаковые предметы», «Вкладыши», «Подбери заплатку на коврик», «Построй домик», «Одень комбинезон», «Собери пирамидку», «Ферма», «Найди котику домик» и т.д.

Каждое упражнение - это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей.





© 2010-2022