Роль речи в воспитании ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павлюк Оксана Ивановна

Воспитатель высшей категории

Дошкольная ступень «Гуси-Лебеди»

МБОУ «Мичуринская СОШ»


Роль речи в воспитании ребенка

Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.

Особенно важным для развития интеллекта и речи ребёнка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы. Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребёнка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, интоксикации, социальные факторы).

В течение первых трёх лет ребёнок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребёнка является только среда говорящих людей. Эти фактором объясняется отсутствие связной речи у «детей - «маугли», выросших среди животных, вне общения с людьми.

Далее от 3 до 6 лет у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.

Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чтению в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.

При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а так же зрения, обоняния и осязания.



© 2010-2022