Тренинг Взаимодействие с тревожными детьми

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-тренинг «Взаимодействие

с тревожными детьми»

Цель: дать педагогам первичные сведения о тревожных детях и методах работы с ними.

Ход тренинга.

1.Приветствие «Игра в снежки».

Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

Оборудование: ручки, тетрадные листы по количеству участников.

Ход игры: участники пишут на листе бумаги 3 ответа на вопрос: «Я самая…» (положительные качества). Затем скомкать листочки и бросать на соседние столы (перебрасываться несколько раз). По сигналу ведущего заканчивают перебрасываться «снежками», каждый участник берет первый попавшийся «снежок», раскрывает его и читает вслух, что там написано.

2.Мини-лекция «Что такое тревожность?»

3.Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»

4.Игра «Кенгуру».

Цель: отрабатывать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Ход игры: участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д.

На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

5.Игра «Что нас объединяет?»

Цель: развитие логического мышления, сплочения, умения работать в коллективе.

Ход игры: ведущий называет 4 имени (фамилии) участников группы и просит назвать все, что объединяет этих участников. Обсуждение, как правило, бывает очень бурным.

6.Упражнение «Я - Алла Пугачева».

Цель: отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствовать повышению самооценки.

Ход игры: упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.).

Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Для удобства проведения игры ведущий может записывать героев на лист бумаги, чтобы не повторялись имена.

Обсуждение: после проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.

7.Игра «Щепки на реке»

Цель: способствовать созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Ход игры: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнение можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми (по желанию самих Щепок).

Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.

8.Упражнение на релаксацию «Рисование на спине».

Цель: помочь снимать мышечное напряжение.

Ход игры: упражнение проводится в парах. Один из участников рисует пальцем на спине простую фигуру или букву. Второй участник должен отгадать, что нарисовал первый. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

9.Психологический практикум «Письма тревожных детей».

«Дорогие мамочки и папочки! Пишет вам Мишенька. Живу я хорошо. Кушаю тоже хорошо, но бабушка заставляет меня есть рыбу, а я не хочу, потому что боюсь: там косточки. Дом у бабушки с дедушкой очень большой, я даже заблудился в нем один раз, а вечером я боюсь выходить из спальни, потому что во всех коридорах темно. Спасибо вам, мама и папа, за велосипед. Я давно мечтал о таком. Только кататься на нем я буду на следующий год, так как сейчас мне кажется, что сиденье очень высокое, педали тугие и руль непослушный. Бабушка сказала, что у меня еще очень плохая координация. Дедушка каждое утро ходит на рыбалку, но я с ним не хожу, хотя мне очень хочется. Бабушка сказала, что на речке сыро и я простужусь, и тогда не смогу заниматься и готовиться к поступлению в математический класс, и чего доброго, провалюсь на экзаменах. Приезжайте скорее, а то я за вас очень беспокоюсь. Ваш сын Михаил».

«В-в-воспитатели! Мы боимся приходить в детский сад, но и дома оставаться тоже боимся. Мы боимся, что у нас что-то получится не так, как вы хотите, что мы не успеем выполнить задание, не сможем быстро пообедать, и тогда нас будут ругать… Мы боимся, что нас вечером не заберут родители: ведь вдруг они попадут в несчастный случай или не буде работать метро… Ох, от всех этих «боимся» у нас постоянно болит живот и голова. А вот сейчас, кажется, поднимется температура… Не кричите на нас, пожалуйста, говорит поменьше и тихим голосом. Похвалите нас и не забудьте сказать ласковое слово, не называйте нас по фамилии… Мы ждем, что вы нам поможете и поддержите нас!»

10.Обратная связь.

Карточка «Портрет особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Ребенок:

- слишком говорлив

- продуктивно работает с пооперационными картами

- отказывается от коллективной игры

- чрезмерно подвижен

- имеет высокое требование к себе

- не понимает чувств и переживаний других людей

- ощущает себя отверженным

- любит ритуалы

- имеет низкую самооценку

- часто ругается со взрослыми

- создает конфликтные ситуации

- отстает в развитии речи

- чрезмерно подозрителен

- вертится на месте

- совершает стереотипные механические движения

- постоянно контролирует свое поведение

- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

- сваливает вину на других

- беспокоен в движениях

- имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли

- часто спорит со взрослыми

- суетлив

- кажется отрешенным, безразличен к окружающим

- любит заниматься головоломками, мозаиками

- часто теряет контроль над собой

- отказывается выполнять просьбы

- импульсивен

- плохо ориентируется в пространстве

- часто дерется

- имеет отсутствующий взгляд

- часто предчувствует «плохое»

- самокритичен

- не может адекватно оценить свое поведение

- имеет мускульное напряжение

- увлекается коллекционированием

- имеет плохую координацию движений

- опасается вступать в новую деятельность

- часто специально раздражает взрослых

- задает много вопросы, но редко дожидается ответов

- робко здоровается

- годами играет в одну и ту же игру

- мало и беспокойно спит

- говорит о себе во 2-ом и 3-ем лице

- толкает, ломает, рушит все кругом

- чувствует себя беспомощным

Мини-лекция «Что такое тревожность»

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность выражается в детских страхах.

Вот как определяют, что такое «страх», известные психологи и психиатры:

«Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (А. Спиваковская)

«Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, показателях артериального давления, выделения желудочного сока». (А.И.Захарова)

Детские страхи преподносят своеобразные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за неизжитых вовремя детских страхов. Дети принимают большую часть информации невербально, ориентируясь на язык органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой в этом возрасте информации не осознается и остается (иногда на всю жизнь) на бессознательном уровне. Вот почему множество страхов, появившихся в одночасье в детстве, мы храним годами. И, став взрослыми, делимся друг с другом своими переживаниями, забывая, что рядом дети, которые чутко улавливают нашу тревожность, напряжение, конфликты…

По мнению психологов, существует норма страхов, совместимая с нормальным развитием психики. Если же страхов слишком много, происходит деформация психики, которая тормозит реализацию интеллектуальных и творческих способностей, разрушает процесс общения, а вот если страхов слишком мало, ребенок неосторожен, склонен к риску, что опасно для здоровья и жизни.

Известный санкт-петербургский психолог и психиатр, специалист по детским страхам А.И. Захаров в своих публикациях приводит информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста. Эти сведения использует в своей деятельности большинство практических психологов.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Среднее число страхов разное не только для каждого возраста, но и для девочек и мальчиков. Большинство детских страхов исчезнет по мере взросления ребенка, расширения его жизненного опыта, повышения уровня осведомленности и развития психологической устойчивости. Однако часть страхов останется с человеком навсегда, и это, к сожалению, реальность. Взрослые умеют справляться со своими страхами, детям бороться со страхами трудно, требуется помощь взрослых, и в первую очередь, родителей.

Страхи дошкольников

Возраст ребенка

Виды страха

8-10 месяцев

Страх перед незнакомыми людьми

1 год

Страх одиночества

1 год 6 месяцев

Страх домашнего шума, врачей, уколов; долгого отсутствия мамы

2 года

Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц

3-4 года

Страх перед сказочными и мультипликационными персонажами; уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства

5-6 лет

Страх собственной смерти, смерти родителей; страх различных виртуальных персонажей, ужасных снов, нападения, войны, пожара.

Причины возникновения страхов следующие:

  • Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба-Яга, гуси-лебеди. Пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

  • Тревожность в общении с ребенком;

  • Чрезмерное предохранение от опасности;

  • Большое количество запретов;

  • Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

  • Психологическая травма - испуг, шок;

  • Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

  • Конфликтные ситуации в семье и т.д.

Главное правило борьбы с детскими страхами - не преуменьшать значения пугающего объекта или явления, не обманывать. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боится незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.

Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов. Все это может привести к неврозам, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Для них свойственна эмоциональная интенсивность и напряженность, а также страх перед всем новым и неизвестным.

Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности, ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.

Ситуативный страх - возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей ребенка или взрослого обстановке, например, при нападении собаки. Часто он проявляется в результате психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно-обусловленный страх - проявляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера, например, повышенной мнительностью.

Одна из причин приобретенных страхов - реально произошедшее событие. Например: ребенок боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал. Испытав при этом ощущение беспомощности, страха и ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами (боязнь отрицательных персонажей и «нехороших» людей). Еще одна причина - это запугивание.

Дополнительный источник страха - это телевизор. Поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на них. Не следует недооценивать влияние на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем больше впечатления они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите прочитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.





«Что нас объединяет?»

Тутаева Татьяна

Вербас Татьяна

Клинк Татьяна

Косинова Татьяна

«Что нас объединяет?»

Азимбаева Гульдана

Курманова Гульшаш

Шакенова Гульбану

Гульмира

© 2010-2022