- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тренинг Взаимодействие с тревожными детьми
Тренинг Взаимодействие с тревожными детьми
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шилова Н.Н. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Семинар-тренинг «Взаимодействие
с тревожными детьми»
Цель: дать педагогам первичные сведения о тревожных детях и методах работы с ними.
Ход тренинга.
1.Приветствие «Игра в снежки».
Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.
Оборудование: ручки, тетрадные листы по количеству участников.
Ход игры: участники пишут на листе бумаги 3 ответа на вопрос: «Я самая…» (положительные качества). Затем скомкать листочки и бросать на соседние столы (перебрасываться несколько раз). По сигналу ведущего заканчивают перебрасываться «снежками», каждый участник берет первый попавшийся «снежок», раскрывает его и читает вслух, что там написано.
2.Мини-лекция «Что такое тревожность?»
3.Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
4.Игра «Кенгуру».
Цель: отрабатывать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Ход игры: участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.
Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
5.Игра «Что нас объединяет?»
Цель: развитие логического мышления, сплочения, умения работать в коллективе.
Ход игры: ведущий называет 4 имени (фамилии) участников группы и просит назвать все, что объединяет этих участников. Обсуждение, как правило, бывает очень бурным.
6.Упражнение «Я - Алла Пугачева».
Цель: отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствовать повышению самооценки.
Ход игры: упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.).
Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Для удобства проведения игры ведущий может записывать героев на лист бумаги, чтобы не повторялись имена.
Обсуждение: после проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.
7.Игра «Щепки на реке»
Цель: способствовать созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Ход игры: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…
Упражнение можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми (по желанию самих Щепок).
Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
8.Упражнение на релаксацию «Рисование на спине».
Цель: помочь снимать мышечное напряжение.
Ход игры: упражнение проводится в парах. Один из участников рисует пальцем на спине простую фигуру или букву. Второй участник должен отгадать, что нарисовал первый. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.
9.Психологический практикум «Письма тревожных детей».
«Дорогие мамочки и папочки! Пишет вам Мишенька. Живу я хорошо. Кушаю тоже хорошо, но бабушка заставляет меня есть рыбу, а я не хочу, потому что боюсь: там косточки. Дом у бабушки с дедушкой очень большой, я даже заблудился в нем один раз, а вечером я боюсь выходить из спальни, потому что во всех коридорах темно. Спасибо вам, мама и папа, за велосипед. Я давно мечтал о таком. Только кататься на нем я буду на следующий год, так как сейчас мне кажется, что сиденье очень высокое, педали тугие и руль непослушный. Бабушка сказала, что у меня еще очень плохая координация. Дедушка каждое утро ходит на рыбалку, но я с ним не хожу, хотя мне очень хочется. Бабушка сказала, что на речке сыро и я простужусь, и тогда не смогу заниматься и готовиться к поступлению в математический класс, и чего доброго, провалюсь на экзаменах. Приезжайте скорее, а то я за вас очень беспокоюсь. Ваш сын Михаил».
«В-в-воспитатели! Мы боимся приходить в детский сад, но и дома оставаться тоже боимся. Мы боимся, что у нас что-то получится не так, как вы хотите, что мы не успеем выполнить задание, не сможем быстро пообедать, и тогда нас будут ругать… Мы боимся, что нас вечером не заберут родители: ведь вдруг они попадут в несчастный случай или не буде работать метро… Ох, от всех этих «боимся» у нас постоянно болит живот и голова. А вот сейчас, кажется, поднимется температура… Не кричите на нас, пожалуйста, говорит поменьше и тихим голосом. Похвалите нас и не забудьте сказать ласковое слово, не называйте нас по фамилии… Мы ждем, что вы нам поможете и поддержите нас!»
10.Обратная связь.
Карточка «Портрет особого ребенка»
Характерные особенности ребенка
Ребенок:
- слишком говорлив
- продуктивно работает с пооперационными картами
- отказывается от коллективной игры
- чрезмерно подвижен
- имеет высокое требование к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- любит ритуалы
- имеет низкую самооценку
- часто ругается со взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии речи
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- совершает стереотипные механические движения
- постоянно контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- беспокоен в движениях
- имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
- часто спорит со взрослыми
- суетлив
- кажется отрешенным, безразличен к окружающим
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- часто теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- плохо ориентируется в пространстве
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует «плохое»
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мускульное напряжение
- увлекается коллекционированием
- имеет плохую координацию движений
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросы, но редко дожидается ответов
- робко здоровается
- годами играет в одну и ту же игру
- мало и беспокойно спит
- говорит о себе во 2-ом и 3-ем лице
- толкает, ломает, рушит все кругом
- чувствует себя беспомощным
Мини-лекция «Что такое тревожность»
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность выражается в детских страхах.
Вот как определяют, что такое «страх», известные психологи и психиатры:
«Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (А. Спиваковская)
«Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, показателях артериального давления, выделения желудочного сока». (А.И.Захарова)
Детские страхи преподносят своеобразные сюрпризы и в более старшем возрасте: подчас невротические проявления возникают из-за неизжитых вовремя детских страхов. Дети принимают большую часть информации невербально, ориентируясь на язык органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой в этом возрасте информации не осознается и остается (иногда на всю жизнь) на бессознательном уровне. Вот почему множество страхов, появившихся в одночасье в детстве, мы храним годами. И, став взрослыми, делимся друг с другом своими переживаниями, забывая, что рядом дети, которые чутко улавливают нашу тревожность, напряжение, конфликты…
По мнению психологов, существует норма страхов, совместимая с нормальным развитием психики. Если же страхов слишком много, происходит деформация психики, которая тормозит реализацию интеллектуальных и творческих способностей, разрушает процесс общения, а вот если страхов слишком мало, ребенок неосторожен, склонен к риску, что опасно для здоровья и жизни.
Известный санкт-петербургский психолог и психиатр, специалист по детским страхам А.И. Захаров в своих публикациях приводит информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста. Эти сведения использует в своей деятельности большинство практических психологов.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Среднее число страхов разное не только для каждого возраста, но и для девочек и мальчиков. Большинство детских страхов исчезнет по мере взросления ребенка, расширения его жизненного опыта, повышения уровня осведомленности и развития психологической устойчивости. Однако часть страхов останется с человеком навсегда, и это, к сожалению, реальность. Взрослые умеют справляться со своими страхами, детям бороться со страхами трудно, требуется помощь взрослых, и в первую очередь, родителей.
Страхи дошкольников
Возраст ребенка
Виды страха
8-10 месяцев
Страх перед незнакомыми людьми
1 год
Страх одиночества
1 год 6 месяцев
Страх домашнего шума, врачей, уколов; долгого отсутствия мамы
2 года
Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц
3-4 года
Страх перед сказочными и мультипликационными персонажами; уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, темноты, замкнутого пространства
5-6 лет
Страх собственной смерти, смерти родителей; страх различных виртуальных персонажей, ужасных снов, нападения, войны, пожара.
Причины возникновения страхов следующие:
-
Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба-Яга, гуси-лебеди. Пауки и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);
-
Тревожность в общении с ребенком;
-
Чрезмерное предохранение от опасности;
-
Большое количество запретов;
-
Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
-
Психологическая травма - испуг, шок;
-
Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
-
Конфликтные ситуации в семье и т.д.
Главное правило борьбы с детскими страхами - не преуменьшать значения пугающего объекта или явления, не обманывать. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боится незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов. Все это может привести к неврозам, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Для них свойственна эмоциональная интенсивность и напряженность, а также страх перед всем новым и неизвестным.
Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в частности, ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз.
Ситуативный страх - возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей ребенка или взрослого обстановке, например, при нападении собаки. Часто он проявляется в результате психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно-обусловленный страх - проявляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен особенностями характера, например, повышенной мнительностью.
Одна из причин приобретенных страхов - реально произошедшее событие. Например: ребенок боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал. Испытав при этом ощущение беспомощности, страха и ужаса. Также страх может быть связан с конкретными объектами, лицами (боязнь отрицательных персонажей и «нехороших» людей). Еще одна причина - это запугивание.
Дополнительный источник страха - это телевизор. Поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на них. Не следует недооценивать влияние на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем больше впечатления они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите прочитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.
«Что нас объединяет?»
Тутаева Татьяна
Вербас Татьяна
Клинк Татьяна
Косинова Татьяна
«Что нас объединяет?»
Азимбаева Гульдана
Курманова Гульшаш
Шакенова Гульбану
Гульмира