Статья на тему Взаимодействие работы сурдопедагога и логопеда с детьми после операции КИ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие работы

учителя-дефектолога (сурдопедагога) и логопеда

с детьми после операции кохлеарной имплантации

Миллионы людей во всём мире имеют проблемы со слухом - у них наблюдается нарушение слуха или шум в ушах. Слух - важнейшее из человеческих чувств. С помощью акустического восприятия поддерживается тесная связь с окружающим миром. Малыш, родившийся глухим, не слышит человеческих голосов, звучание музыки, звуков природы, ему трудно адаптироваться в мире.

Наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей в настоящее время является операция кохлеарной имплантации (КИ), которая обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Эта сложная операция возвращает ребёнку слух, но не учит его слышать. Требуется продолжительная слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребёнка говорить и понимать обращённую к нему речь. Длительность реабилитации у детей с врождённой глухотой после КИ составляет 3-5 и более лет и зависит от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребёнка.

Ежедневная коррекционная работа по развитию ребёнка с КИ ложится на плечи родителей при коррекционной поддержке специалистов. Детям после КИ необходима длительная реабилитация. В сурдопедагогике накоплен большой опыт по развитию слухового восприятия, детям после КИ необходимы занятия с сурдопедагогом. Вместе с тем, им нужно находиться среди говорящих детей и взрослых, чтобы создать эталоны звуков, слов, фраз. Возникает вопрос о том, где лучше осуществлять коррекционную работу.

Чаще всего дети после КИ попадают в логопедическую группу детского сада. Однако, оказавшись в речевой группе через несколько месяцев после КИ ещё не понимает речи окружающих. Дети и взрослые логопедической группы так же не понимают детей с КИ, не владеют жестовой речью. Такой ребёнок выпадает из общего образовательного процесса.

Я работаю в специализированом детском саду, который посещают дети с нарушениями слуха. В группах для детей с недостатками слуха работают квалифицированные воспитатели, имеющие большой опыт работы с глухими детьми, владеющие дактильной азбукой и жестовой речью. Около 10 лет наш детский сад посещают имплантированные дети, многие из которых ещё до операции ходили в группы для детей с нарушениями слуха. Для детей после КИ со сложными (комплексными) нарушениями есть возможность остаться у нас в садике - более 5 лет назад были открыты 2 логопедические группы для детей с ОНР. Ежедневно с детьми проводят занятия не только воспитатели, но и специалисты детского сада: сурдопедагоги, логопед, педагог-психолог.

С марта 2012 года по субботам у нас работает консультативный пункт, где специалисты на безвозмездной основе оказывают помощь семьям, дети которых не посещают детский сад, и детям, нуждающимся в коррекционной помощи, в том числе детям с КИ.

Один из актуальных вопросов этой - это взаимодействие работы учителя-дефектолога (сурдопедагога) и логопеда в группах совместного обучения и воспитания детей с КИ и логопатов. В логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми, имеющими различную речевую патологию: сенсомоторную алалию, дизартрию. Накоплен большой опыт работы не только по коррекции звукопроизношения, но и по развитию всех компонентов речи: лексики, грамматического строя речи, связной речи, фонематических процессов. Вместе с тем, логопеды не знают особенностей коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. У учителей-дефектологов (сурдопедагогов) есть система работы по развитию слухового внимания и восприятия, формированию навыков ранней коммуникации, развитию слухоречевой памяти у детей с нарушениями слуха. Владеют жестовой речью, позволяющей установить контакт с неговорящими детьми. Поэтому для достижения наибольшего эффекта в коррекционной работе с детьми после операции КИ необходима совместная работа сурдопедагога и логопеда.

Для выработки правильной стратегии коррекционной работы необходимо обследование слуха и речи ребёнка с КИ. Специалисты проводят совместное обследование методом наблюдения за ребёнком в процессе общения со сверстниками, родителями, опроса, анкетирования родителей, сотрудников группы. Сурдопедагог обследует слуховое восприятие. Логопед проводит традиционное логопедическое обследование, которое даёт сведения о развитии всех компонентов речи ребёнка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребёнка с КИ.

Коррекционная работа строится с учётом уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребёнка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребёнком разрабатывается план коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.

Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми после операции кохлеарной имплантации

Учитель - дефектолог (сурдопедагог)

I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Учит реагировать на речевые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстояние от источника звука.

  • Учит различать на слух при выборе из 2-3, 3-5 звучание музыкальных игрушек.

  • Учит различать на слух и воспроизводить длительность звучания, темп, громкость звучания.

  • Учит различать и опознавать на слух лепетные слова, звукоподражания, знакомые слова.

  • Учит различать и опознавать на слух словосочетания, фразы - поручения.

  • Учит различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах трёх.

II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Различать на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки.

  • Различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 4.

  • Различать на слух голоса птиц и животных при выборе из 3 - 5.

  • Различать на слух и воспроизводить темп и громкость звучаний.

  • Различать при выборе из 10 речевых единиц и опознавать на слух знакомый по звучанию материал (слова из пройденных лексических тем, цвета, поручения, вопросы).

  • Различать и опознавать на слух знакомые по звучанию фразы и словосочетания с некоторыми изменениями: с инверсией, с увеличением или сокращением слов.

  • Распознавать на слух текст из 3 - 4 предложений по сюжетной картинке (слова, словосочетания, фразы из текста).

III этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания.

  • Различать и воспроизводить на слух количество звучаний в пределах 5 - 7.

  • Различать и воспроизводить на слух разнообразные ритмы.

  • Определять на слух источник звука, направление звука (слева - справа, сзади - среди).

  • Различать (при выборе из 5 и более) и опознавать на слух голоса птиц и животных.

  • Различать и опознавать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

  • Распознавать, различать и опознавать на слух мало знакомые слова, словосочетания и фразы.

  • Распознавать на слух незнакомые тексты (3 -4 предложения), составленные по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы. Выполнять задания по текстам.

  • Вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям.

  • Различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками.

Логопед

I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Активизирует речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

  • Развивает подражательную речевую

деятельность.

  • Развивает произносительную сторону речи, вызывает звуки речи (гласные, согласные: п, т, м, н).

  • Работает над расширением объема пассивного словаря в практической деятельности детей.

  • Развивает общие речевые навыки (дыхание, голос, восприятие и воспроизведение простых

ритмов).

  • Развивает неречевые психические функции (внимание, память, мышление)

II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Продолжает работу:

- по обогащением пассивного и активного словаря,

- развитию фразовой речи,

- развитию произносительной стороны речи (звуков: К, Г, Ф, В, С, З…),

- развитию общих речевых навыков (воспроизведение ритмов, развитию длительности и силы выдоха, голосом).

  • Учит воспроизводить ритмико - интонационную структуру двух, трехсложных слов.

  • Учит первоначальному словоизменению

некоторых существительных и глаголов.

  • Работает над развитием фонематического анализа и синтеза слогов, слов.

  • Формирует связную речь:

- учит пересказывать короткие рассказы, сказки с опорой на наглядность,

- составлять рассказы - описания по картинкам, по планам - схемам.

III этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ

  • Продолжает работу:

- по обогащением пассивного и активного словаря,

- развитию фразовой речи,

- развитию произносительной стороны речи (звуков: К, Г, Ф, В, С, З…),

- развитию общих речевых навыков (воспроизведение ритмов, развитию длительности и силы выдоха, голосом).

  • Учит воспроизводить ритмико - интонационную структуру двух, трехсложных слов.

  • Учит первоначальному словоизменению

некоторых существительных и глаголов.

  • Работает над развитием фонематического анализа и синтеза слогов, слов.

  • Формирует связную речь:

- учит пересказывать короткие рассказы, сказки с опорой на наглядность,

- составлять рассказы - описания по картинкам, по планам - схемам.

Таким образом, учитель-дефектолог (сурдопедагог) в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит узнавать, различать и опознавать на слух речевые и неречевые звуки; слова, звукоподражания, словосочетания, короткие фразы, предложения, тексты. Логопед большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи

Только совместная работа учителя-дефектолога (сурдопедагога) и логопеда позволяет достичь оптимальных результатов в абилитации детей с КИ.

© 2010-2022