Экологическое воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Что значит слово «природа» для ребенка 4-6 лет? Абстрактное понятие, ничего конкретного. Если вы спросите у дошкольника, любит ли он людей, он, наверняка, прежде чем ответить, представит себе какого-то человека: папу, маму, бабушку, сестренку и т.п. И, порой, от того, кого ребенок представляет в этот момент в своем воображении, зависит и ответ, - позитивный или наоборот. Для того, что бы иметь СВОЁ отношение к природе детям тоже необходимо отождествлять ее образ с чем-то конкретным, с тем, что можно увидеть, услышать, к чему можно прикоснуться, почувствовать запах. Да, педагог в силах спровоцировать наблюдения за явлениями природы, задержать взгляд ребёнка на мгновение, любуясь вместе с ним луговыми цветами, вдыхая их аромат, или разглядывая, причудливые узоры на зимнем стекле. Такая возможность появляется и на совместных занятиях художественного труда, при работе с природным материалом.

Во-первых, для того, чтобы «добыть» листочки, шишечки и зернышки, необходимо выйти из «каменных джунглей» туда, где всё это буквально под ногами, а значит - в лес, в парк, зеленые зоны города, в конце концов. Сразу отметим, что в виду сильной занятости современных родителей, подобные семейные прогулки случаются не часто. От того и впечатления о них у детей очень яркие. Педагог не спроста процесс «добычи» природного материала возлагает, как правило, на плечи заботливых мам и пап. И это не просто прогулка, а целенаправленное путешествие близких родных людей в поисках сокровищ. Ведь не все подряд листики же собирать! Выбираем самые красивые, необычные! Вот он - момент любования природой, через что-то конкретное, - здесь формируется СВОЁ отношение к природе. А если ещё и белочку встретим в парке? - впечатления точно не на один день воспоминаний!!!

Во-вторых, на самих занятиях, формируется бережное отношение к природе, ведь материал этот очень хрупкий, работать с ним надо аккуратно, прикасаться нежно и ласково. Сухие листочки и цветы, подобно драгоценностям, даже хранить нужно в «волшебной коробочке», чтоб не повредить.

В-третьих, можно долго говорить о деревьях, о запахе дерева, ощущениях при прикосновении к нему, но представления о коре, например, не могут быть полными до тех пор, пока детские пальчики не изучат текстуру поверхности коряги самостоятельно, на практике, а не теоретически. Можно сказать дошкольнику, что камни холодные, а дерево - тёплое, но, при этом, нельзя рассчитывать на то, что эта информация надолго задержится у него в голове. А вы дайте потрогать! Прикоснуться и убедиться в правдивости этих слов. И вероятность положительного результата вырастает в разы!!! Дайте послушать, как шумит ракушка, приложив к уху, и фантазии о море или речке станут более явными!

А в-четвёртых, все шедевры детей, выполненные из природного материала, как и все творения в принципе, содержат в себе частичку души автора, и являются результатом собственных стараний детей, что определяет и их отношение к своей работе. Чаще всего, ТО, что ребёнок СДЕЛАЛ САМ, ему НРАВИТСЯ! И вызывает у него положительные эмоции!

© 2010-2022