- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа и перспективное планирование кружка Экопластика 4-5 лет
Рабочая программа и перспективное планирование кружка Экопластика 4-5 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киселева Н.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Экопластика - вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов.
«Экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Реализуя в практике методическое пособие И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду» Москва 2010, создана программа «Экопластика».
Новизна программы
Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, оригинальные картины, подарки для близких людей.
Экопластика,или создание изделий и композиций из природного материала,- одно из любимейших занятий детства.
Цель программы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через экопластику.
Задачи:
-
теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством экопластики;
-
создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
-
разработать систему планирования кружковой работы;
-
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
-
обеспечить интеграцию экопластики с другими видами деятельности детей.
Этапы реализации программы:
I этап - Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,
аппликации, как виду художественно-творческой деятельности
посредством экопластики; развитие простых формообразующих
движений знаний, умений и навыков в работе с природным
материалом.
II этап - Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста.
Каждый этап реализации проекта включает следующие ступени работы:
-
Аналитико-диагностическая
(анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).
-
Практическая
(методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых
технологий, создание системы планирования кружковой работы)
-
Аналитико-обобщающая
(диагностика, подведение итога работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
-
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно - образовательного процесса.
-
Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что - либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
-
Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении экопластики.
-
Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
-
Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения
1.Последовательное знакомство с различными видами экопластики:
-
Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет создают из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка.
-
Пластический - здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
-
Комбинированный - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, из разнообразных фрагментов природного материала.
2.Словесный метод:
-
беседа, рассказ;
-
объяснение, пояснение;
-
вопросы;
-
словесная инструкция.
3.Наглядный:
-
рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
-
показ выполнения работы (частичный, полностью).
4. Интеграция экопластики с другими видами деятельности детей:
-
развитием речи;
-
художественной литературой.
Содержание программы реализуется через кружковую работу.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю.
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, наклеивания, вырезания, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, делать отпечатки деталей, пальцами, ладошками, вырезать. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.
Специфической чертой «Экопластики» является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях по экопластике я использую кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов.
Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.
Нами разработан перспективный план работы кружка «Экопластика».
На этапе работы с детьми 4-5 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности с использованием природного материала.
В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки, вырезания и способами оформления вылепленных изделий.
Продукты детской деятельности () оформляю выставки для родителей, использую для оформления сезонных выставок в детском саду.
Содержание
РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
Задачи:
-
Учить детей засушивать и сохранять листья, знакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.
-
Учить составлять композиции из листьев, цветочных лепестков.
РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток
Задачи:
-
Познакомить с понятием «аранжировка».
-
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян
Задачи:
-
Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе
-
Закреплять навыки владения ножницами
-
Развитие мелкой моторики
РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры
Задачи:
-
Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур
-
Познакомить со способами создания скульптур
-
Учить детей изготовлять сюжетные скульптуры
РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы
Задачи:
-
Познакомить детей с техниками аппликации из соломы
-
Познакомить со способами окрашивания соломы
РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки
Задачи:
-
Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы
Тематическое планирование (дети 4-5 лет)
Наименование разделов и тем
Количество занятий
РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
-
«Берёза»
-
«Весёлые листочки»
-
«Зайчонок»
-
«Ёжик»
-
«Волшебный лес»
-
«Весёлый зигзаг»
7
1
1
2
1
1
1
РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток
-
«Осенний веночек»
-
«Листопад»
-
«Подсолнух»
-
«Портрет королевы осени»
-
«Волшебные узоры»
6
1
1
2
1
1
РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян
-
«Ежик»
-
«Подсолнухи»
-
«Птичка»
-
«Котенок»
-
«Цветы»
6
1
1
1
1
2
РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры
-
«Стрекоза»
-
«Птицы»
-
«Животные»
-
«Сказочный лес»
6
1
1
2
2
РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы
-
«Избушка»
-
«Море»
-
«Весенние цветы»
-
«Пейзаж»
6
2
1
1
2
РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки
-
«Куколка-девочка»
-
«Куколка-мальчик»
-
«Лошадка»
-
«Бабочка»
7
2
2
2
1
Всего:
38
Перспективное тематическое планирование
кружка «Экопластика» (средняя группа)
Сентябрь
«Берёза»
Вводное занятие. Познакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.
«Весёлые листочки»
Учить составлять композиции из листьев, развивать чувство композиции.
«Зайчонок»
Учить детей из листьев разной величины создавать образ животного; учить планировать работу, быть аккуратным.
«Ёжик»
Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» ежика. Воспитывать уверенность и инициативность.
Октябрь
«Волшебный лес»
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
«Весёлый зигзаг»
Учить детей с помощью пластилина и крупы создавать фигуру. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук.
«Осенний веночек»
Закрепить способ наложения на заготовку плоды кустарников и листьев; развивать чувство эмпатии, эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.
«Листопад»
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
Ноябрь
«Подсолнух»
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
«Портрет королевы осени»
Учить создавать образ осени, используя листочки разной формы; развивать образное мышление, творческое воображение.
«Волшебные узоры»
Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
Декабрь
«Ёжик»
Сказка «Пых». Создаём своего героя. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.
«Подсолнухи»
Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе; закреплять навыки владения ножницами.
Развитие мелкой моторики.
«Птичка»
«Котенок»
«Цветы»
Учить детей лепить цветы рациональным способом - из овала. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в экопластике.
Январь
«Цветы»
«Стрекоза»
Уточнить представление о хорошо знакомых природных существах. Развивать творческое мышление и воображение.
«Птицы»
Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.
Февраль
«Животные»
Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.
«Сказочный лес»
Март
«Избушка»
Воспитывать самостоятельность, уверенность в творчестве.
Познакомить детей с техниками аппликации из соломы. Познакомить со способами окрашивания соломы.
«Море»
«Весенние цветы»
«Пейзаж»
Апрель
«Пейзаж»
«Куколка-девочка»
Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.
«Куколка-мальчик»
Продолжать учить детей создавать фигуру человека
Май
«Куколка-мальчик»
«Лошадка»
Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова и показать обобщенный смысл. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
«Бабочка»
Учить детей лепить медвежат конструктивным способом в парах и разыгрывать сюжет сказки. Синхронизировать движение обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Литература
-
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.