Рабочая программа и перспективное планирование кружка Экопластика 4-5 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст - очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому художественно - продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.

Экопластика - вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов.

«Экопластика» включает в себя такую составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

Реализуя в практике методическое пособие И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду» Москва 2010, создана программа «Экопластика».

Новизна программы

Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, оригинальные картины, подарки для близких людей.

Экопластика,или создание изделий и композиций из природного материала,- одно из любимейших занятий детства.

Цель программы: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через экопластику.

Задачи:

  1. теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством экопластики;

  2. создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;

  3. разработать систему планирования кружковой работы;

  4. развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;

  5. обеспечить интеграцию экопластики с другими видами деятельности детей.

Этапы реализации программы:

I этап - Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,

аппликации, как виду художественно-творческой деятельности

посредством экопластики; развитие простых формообразующих

движений знаний, умений и навыков в работе с природным

материалом.

II этап - Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих

способностей детей среднего дошкольного возраста.

Каждый этап реализации проекта включает следующие ступени работы:

  1. Аналитико-диагностическая

(анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).

  1. Практическая

(методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых

технологий, создание системы планирования кружковой работы)

  1. Аналитико-обобщающая

(диагностика, подведение итога работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно - образовательного процесса.

  2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что - либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

  3. Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении экопластики.

  4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

  5. Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.


Методы и приемы обучения

1.Последовательное знакомство с различными видами экопластики:

  • Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет создают из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка.

  • Пластический - здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

  • Комбинированный - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, из разнообразных фрагментов природного материала.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;

  • объяснение, пояснение;

  • вопросы;

  • словесная инструкция.

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

  • показ выполнения работы (частичный, полностью).

4. Интеграция экопластики с другими видами деятельности детей:

  • развитием речи;

  • художественной литературой.

Содержание программы реализуется через кружковую работу.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю.

Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, наклеивания, вырезания, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, делать отпечатки деталей, пальцами, ладошками, вырезать. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.

Специфической чертой «Экопластики» является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.

Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях по экопластике я использую кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов.

Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.

Нами разработан перспективный план работы кружка «Экопластика».

На этапе работы с детьми 4-5 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности с использованием природного материала.

В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки, вырезания и способами оформления вылепленных изделий.

Продукты детской деятельности () оформляю выставки для родителей, использую для оформления сезонных выставок в детском саду.































Содержание

РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

Задачи:

  • Учить детей засушивать и сохранять листья, знакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.

  • Учить составлять композиции из листьев, цветочных лепестков.

РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток

Задачи:

  • Познакомить с понятием «аранжировка».

  • Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.

РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян

Задачи:

  • Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе

  • Закреплять навыки владения ножницами

  • Развитие мелкой моторики

РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур

  • Познакомить со способами создания скульптур

  • Учить детей изготовлять сюжетные скульптуры

РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы

Задачи:

  • Познакомить детей с техниками аппликации из соломы

  • Познакомить со способами окрашивания соломы

РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки

Задачи:

  • Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы

Тематическое планирование (дети 4-5 лет)


Наименование разделов и тем

Количество занятий

РАЗДЕЛ 1.Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

  1. «Берёза»

  2. «Весёлые листочки»

  3. «Зайчонок»

  4. «Ёжик»

  5. «Волшебный лес»

  6. «Весёлый зигзаг»

7

1

1

2

1

1

1

РАЗДЕЛ 2.Аранжировки из цветов, листьев, веток

  1. «Осенний веночек»

  2. «Листопад»

  3. «Подсолнух»

  4. «Портрет королевы осени»

  5. «Волшебные узоры»

6

1

1

2

1

1


РАЗДЕЛ 3.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян

  1. «Ежик»

  2. «Подсолнухи»

  3. «Птичка»

  4. «Котенок»

  5. «Цветы»

6


1

1

1

1

2

РАЗДЕЛ 4.Лесные скульптуры

  1. «Стрекоза»

  2. «Птицы»

  3. «Животные»

  4. «Сказочный лес»

6

1

1

2

2

РАЗДЕЛ 5.Аппликации из соломы

  1. «Избушка»

  2. «Море»

  3. «Весенние цветы»

  4. «Пейзаж»

6

2

1

1

2

РАЗДЕЛ 6.Соломенные игрушки

  1. «Куколка-девочка»

  2. «Куколка-мальчик»

  3. «Лошадка»

  4. «Бабочка»

7

2

2

2

1


Всего:

38





Перспективное тематическое планирование

кружка «Экопластика» (средняя группа)



Сентябрь

«Берёза»

Вводное занятие. Познакомить детей с разными видами аппликаций из листьев.

«Весёлые листочки»

Учить составлять композиции из листьев, развивать чувство композиции.

«Зайчонок»

Учить детей из листьев разной величины создавать образ животного; учить планировать работу, быть аккуратным.

«Ёжик»

Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» ежика. Воспитывать уверенность и инициативность.



Октябрь

«Волшебный лес»

Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.

«Весёлый зигзаг»

Учить детей с помощью пластилина и крупы создавать фигуру. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук.

«Осенний веночек»

Закрепить способ наложения на заготовку плоды кустарников и листьев; развивать чувство эмпатии, эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.

«Листопад»

Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.


Ноябрь

«Подсолнух»

Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.

«Портрет королевы осени»

Учить создавать образ осени, используя листочки разной формы; развивать образное мышление, творческое воображение.

«Волшебные узоры»

Учить составлять различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.


Декабрь

«Ёжик»

Сказка «Пых». Создаём своего героя. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.

«Подсолнухи»

Учить детей комбинировать разные виды аппликаций в одной работе; закреплять навыки владения ножницами.

Развитие мелкой моторики.

«Птичка»

«Котенок»

«Цветы»

Учить детей лепить цветы рациональным способом - из овала. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в экопластике.

Январь

«Цветы»

«Стрекоза»

Уточнить представление о хорошо знакомых природных существах. Развивать творческое мышление и воображение.

«Птицы»

Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.

Февраль

«Животные»

Познакомить детей с понятием «лесные скульптуры», с разнообразием материала для скульптур; учить детей изготовлять сюжетные скульптуры.

«Сказочный лес»

Март



«Избушка»

Воспитывать самостоятельность, уверенность в творчестве.

Познакомить детей с техниками аппликации из соломы. Познакомить со способами окрашивания соломы.

«Море»

«Весенние цветы»

«Пейзаж»

Апрель

«Пейзаж»

«Куколка-девочка»

Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.

«Куколка-мальчик»


Продолжать учить детей создавать фигуру человека


Май

«Куколка-мальчик»

«Лошадка»

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова и показать обобщенный смысл. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

«Бабочка»

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом в парах и разыгрывать сюжет сказки. Синхронизировать движение обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.





Литература


  1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.


© 2010-2022