Конспект НОД по развитию речи Пересказ рассказа В. Бианки Купание медвежат в подготовительной группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №5 г. Россоши









Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область - речевое развитие)





Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»















Провела:

Тютерева Ю.Л.



Россошь 2015

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи: развивать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение; составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы; формировать связную речь, отвечать на вопросы полными ответами; упражнять в подборе синонимов; закреплять у детей правильное произношение звуков [Ж] и [Ш]; развивать умение произносить скороговорку в разном темпе; воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, чтение художественной литературы, познавательное развитие.

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок о медведе; чтение сказок, стихов о медведях. Объяснение значения слов шиворот, окунать.

Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо), лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; рассматривание картины, загадывание загадки. Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы, проговаривание скороговорки.

Демонстрационный материал: изображения журавля, жука, жабы, искусственные деревья, конверт с заданием, электронная презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы по сказке, цветы из цветной бумаги, смайлики.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Воспитатель:

«Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево - вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Теперь откройте.

Педагог-психолог: Посмотрите, куда мы с вами попали - в настоящий лес! как тут всё красиво. посмотрите - какая полянка здесь. посмотрите сколько разноцветных цветочков на ней. выберите любой цветочек, какой вам понравится. положите его теперь ко мне сюда на стол - они нам ещё пригодятся.

Воспитатель: посмотрите - что это? (конверт спрятан на одном из деревьев) Ребята, хотите узнать, что там? Здесь вас просят отгадать по описанию, о ком идет речь.

Этот зверь любитель мёда.

Даже в имени есть мёд.

Разбрелся по всему миру,

И в лесах везде живёт.

Видов много зверь имеет,

Но каким бы ни был он.

Косолапою походкой

Он с рожденья наделён. (медведь)

2. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Мы с вами прочитали не один рассказ писателя Виталия Бианки (открыть изображение на телевизоре). А сейчас я как раз я хочу познакомить вас с отрывком из ещё одного его рассказа. А называется он «Купание медвежат». Слушаем.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их: день был знойный, летний, и им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода освежила их.

3. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.(на экране) Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке). Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка) (другое фото). Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая). Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная, ласковая).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по-другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес? (испугался воды, не захотел купаться)

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? (она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми - всем нужна чистота). Вспомните, какое время года изобразил художник? (лето) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась).

Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты понравились?

Какими автор показал медвежат? Какой был первый медвежонок, что можно сказать про него? (Веселый.) К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова. (Радостный, оживленный, шустрый.) Что В. Бианки говорит о шкурке медвежат? С чем сравнивает? (С шубками). Какие могут быть шубки? (Мохнатые, густые, теплые, пушистые….).

Какие слова и выражения в рассказе вам больше всего запомнились и понравились?

Давайте покажем, как медвежата могут веселиться (под весёлую песенку)

Упражнение «Медвежата танцуют»

И. п. сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки за спиной

1- поднять правую ногу, 2- и. п. 3-поднять левую ногу, 4-и. п.

Упражнение «Медвежата отдыхают»

И. п. сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Вдох левой ноздрей, правая закрыта. Выдох правой, левая закрыта. (3 раза)

Упражнение «Хитрые медвежата»

И. п. стоя, руками держимся за спинку стула

1- присесть, 2- и. п (6 раз)

Упражнение «Веселые медвежата»

И п. стоя, рядом со стулом, руки на поясе.

Прыжки в чередовании с ходьбой (4x4)

Упражнение «Устали лапки медвежат»

Массаж рук и ног - постукивание по ногам и рукам пальчиками рук

Упражнение «Прощание медвежат с гостями»

Наклоны вперед с глубоким выдохом (15 сек)

Ходьба по залу (20 сек)

1, 2, 3, 4, 5 - превращаемся в ребят. Зашагали ножки топ, топ, топ

Прямо по дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ,

Вот как мы умеем топ, топ, СТОП!

4. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули. И сейчас я ещё раз буду читать этот короткий отрывок из рассказа «Купание медвежат» - будьте внимательны, потому что после мы будем пересказывать его.

(Во время чтения показывает графические схемы на экране.)

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста. (1-2 чел.)

5. Пересказ рассказа по графическим схемам: (в парах) .

Теперь мы с вами разделимся на пары (садятся на стульях по ковру - друг напротив друга).

(Дети проявляют самостоятельность и могут попробовать придать своему изложению форму прямой речи: «Я, большая бурая медведица, вышла на берег речки с двумя весёлыми медвежатами....» - так, например, строит фразу ребенок. Следить за работой в парах - наводящими вопросами помогать.)

6. Работа над звуковой стороной речи

Воспитатель: молодцы, ребята. Подойдите сейчас ко мне. Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове медвеЖонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?

Ответы детей: Журавль, жук, жаба). (Картинки показывать - на доске)

Ребята, как ласково вы назовете медведя (Медвежонок, Мишутка, Медведушка Мишенька). (Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).,

Ребята, у меня есть ещё одно задание для вас

Воспитатель читает скороговорку:

У Мишки - рубашка, у рубашки - кармашки, кармашки - у рубашки, рубашка - у Мишки. (Сначала воспитатель произносит её быстро сам, потом медленно с детьми; один из детей быстро; потом все вместе немного быстрее)

Мишке понравилось, как мы занимались сегодня и он очень сильно захотел вместе с вами подвигаться под музыку. (видео разминка на экране)

7. Итог:

Воспитатель: теперь глазки закрываем, покружимся один разок. Вот мы и оказались снова в детском саду.

Воспитатель:

С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?

Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Педагог-психолог: ребята, подойдите ко мне. Помните цветочки, которые мы с вами находили на лесной полянке? Давайте возьмём вот эти смайлики и подарим этим цветочкам своё настроение.

Воспитатель: медвежатам вы настолько понравились, что они оставили вам свои раскраски на память. На столе вас ждут карандаши и фломастеры - можете сейчас присесть и начать раскрашивать все вместе.

© 2010-2022