Познавательно-исследовательский проект Весёлый огород

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выращивать растения любят и дети и взрослые. Эта деятельность наполняется образовательным смыслом, если ей сопутствуют наблюдение и эксперименты. Мы объединили усилия детей и взрослых нашей группы в рамках проекта «Веселый огород», и он был реализован в помещении д/с в специально отведенном месте («Грядка на подоконнике»).

Проект носил интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдали, экспериментировали, играли, читали и сочиняли сказки, слушали музыку, выполняли пластические этюды, вместе с родителями искали информацию в энциклопедиях и другой литературе, ставили спектакли, ухаживали за растениями, рисовали. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали предметы, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус. Проект предполагал тесное сотрудничество с родителями (поиск информации, сбор семян, приготовление блюд и т.д.). Работа была как индивидуальная, так и групповая. Уже на подготовительном этапе мы разделились на две группы, одна группа собирала коллекцию семян, другая выбирала растения.

В процессе работы были поставлены следующие образовательные и вспомогательные задачи: развитие мышления, воображения детей, их познавательного интереса, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формировать и обосновывать свою точку зрения; формирование представлений о строении и развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значение в жизни человека.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ.

Формирование навыков работы в команде, уходе за растениями; формирование бережного эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.

Проект состоял из трех подпроектов. Каждый подпроект посвящался определенному растению (определенному способу размножения растений) и выполнялся по общей схеме. В зависимости от объекта он дополнялся рядом специфических заданий.

Подпроекты: «Лук от всех недуг», «Фасоль- тонкий стебелек», «Синьор Помидор».

Проект включал три этапа- подготовительный, основной и заключительный (обобщающий).

На каждом этапе решались определенные задачи.

Подготовительный этап.

  1. Объяснение задач проекта детям: крайне важно было заинтересовать детей исследовательской работой. Для этого нужно было особым образом объяснить им задачи проекта и предполагаемые результаты. Во время прогулок на участке, работы в уголке природы мы обращали внимание детей на то, что растения растут, меняются.

  2. Был выделен уголок в групповом игровом помещении (подоконник, этажерка, шкаф). Очень важно, чтобы все, что находится в «лаборатории», было в свободном доступе и создавало условия для самостоятельной деятельности детей. Дети в течение недели собирали дома и приносили в детский сад самые разные семена фруктов и овощей. Задача ребенка- найти дома как можно больше разных семян. Выделили место для размещения коллекции (на столике в «лаборатории»). Коллекция использовалась во время вводной беседы, которую мы проводили, независимо от того, какие растения будут выращивать дети. Обращали внимание на разнообразие семян: дети сами формировали признаки, по которым семена отличаются (форма, цвет, величина, гладкость поверхности и т. д.), и обсуждали, у всех ли растений есть семена.

При работе по проекту нам понадобилось: почва (питательная смесь) для выращивания растений, песок, мелкие камушки (для создания домашнего огорода); прозрачные стаканчики, тарелки, мисочки для опытов; лейки для полива, фартуки, палочки для поддержания вьющихся растений и палочки для того, чтобы делать ямки при посадке, ножи, фотоаппарат, альбомы, а так же:

-домашний огород-

Прозрачная емкость, которая наполняется почвой. Его заполняли следующим образом: внизу небольшой слой мелких камешков, сверху небольшой слой песка, еще выше слой почвы, в который высаживаются растения (самый большой). Слои не должны были иметь ровных границ, границы должны быть волнистыми, с «языками» (когда один слой заходит в другой). Это позволило создать модель почвы.

Основной этап.

Далее следовал основной этап, он предполагал выращивание разных растений, проведение наблюдений, опытов, фиксации результатов.

В рамках проекта дети знакомились с разными способами выращивания семян.

  1. Выращивание семян без почвы.

  2. Выращивание на тарелке.

Крайне важно, чтобы перед началом экспериментирования каждый ребенок сформулировал свое предположение о том, что произойдет в процессе опыта, каков будет результат, и обоснует свою точку зрения. Её правильность или неправильность он сам проверит в процессе исследований.

Важно обобщить вместе с детьми результаты опытов, наблюдений, чтобы они поняли, что именно показал этот или иной эксперимент.

На заключительном этапе дети на основе проведенных исследований с помощью взрослых подготовили короткие иллюстрированные доклады и рассказали о строении растений, о том, что им нужно для прорастания и для жизни в целом, как росло растение, за которым проводилось наблюдение.

Подпроект «Выращиваем лук»

  1. Материалы и оборудование:

Луковицы лука, прозрачные стаканчики для выращивания лука.

  1. Сбор вопросов детей.

«Что бы мы хотели узнать о луке»

- В процессе исследования мы постарались ответить на все вопросы.

  1. Беседа.

Загадываем загадки о луке, вспоминаем подходящие пословицы.

Дети отвечают на вопрос «Для чего и как мы используем лук?». Предлагаем понюхать луковицу и зеленые стрелы лука. Лук выделяет особые вещества- фитонциды, убивающие разные микробы и другие вредные микроорганизмы, это как бы защита от врагов, поэтому им лечатся. Если положить на окошко разрезанные луковицы, в комнате уменьшится количество опасных для здоровья микробов.

  1. Исследование.

  1. Воспитатель показывал детям репчатый лук, зеленый лук и репу и спрашивал почему лук называется репчатым. Дети сравнивали луковицу и репу, находили сходство и отличия.

  2. Дети брали луковицу, рассматривали ее, гладили и определяли, какая она- сухая или нет, твердая или мягкая. Какие части можно выделить у луковицы? Что находится внутри нее? (Воспитатель выслушивал всех детей, не комментируя их ответы, а затем предлагал найти ответ на вопрос опытным путем.)

  3. Педагог спрашивал, что произойдет, если мы эту луковицу поместим в банку с водой или посадим на огороде. (Появляются зеленые стрелки, то есть луковица начинает прорастать.) Дети находили в центральной части луковицы будущий стебель (почку, из которой сначала вырастет стебель, а позже- листья и цветки). Воспитатель обращал внимание на то, что чешуйки прикрывают этот стебель, защищают его, словно упаковка- какой-нибудь ценный товар.

- Как растет луковица на огороде- под землей или над землей? Она находится под землей и так и называется- подземная часть растения.

- Для чего нужна луковица? В ней спрятаны запасы для будущего растения.

  1. Дети снимали с луковицы чешую (воспитатель может подготовить материал заранее) и рассматривали ее под лупой и под микроскопом.

  2. Дошкольники сначала трогали луковицу в чешуе, а потом без чешуи. Чем эти луковицы отличаются на ощупь? Какая чешуя- сухая или мокрая? Она ломкая или упругая? Для чего растению нужна такая чешуя? (Чешуя- это «одежда» луковицы, которая ее защищает, в том числе и от высыхания).

  3. Дети проверяли, если ли в луковице вода. Возможны разные варианты исследований:

- Потрогать поверхность разрезанной луковицы и определить, сухая она или влажная.

- Половинку луковицы приложить к листу бумаги, который впитывает воду, например к салфетке. (При этом на бумаге остается влажный след.)

- Положить половинку луковицы на тарелку и оставить в теплом месте, чтобы определить, как она изменяется. (Луковица изменяется в размерах, так как вода, которая была у нее внутри, испаряется.)

- Половинку очищенной луковицы поместить в полиэтиленовый пакет (можно так же положить на тарелку и накрыть полиэтиленовой пленкой или пластиковым прозрачным стаканчиком) и через некоторое время проверить, что изменилось. Откуда берутся капельки на внутренней части полиэтилена (стаканчика)?

  1. Дети рассматривали корешки луковицы и обсуждали, для чего они нужны. Почему эти корешки не прорастают? Что нужно сделать, чтобы они начали расти?

  2. Педагог напоминал, что у растений есть корни и стебли, и спрашивал, что такое луковица- корень или стебель? Чтобы проверить свои предположения, воспитатель предлагал положить на тарелку луковицу без чешуи и поставить ее на окошко в освещенное место. Дети наблюдали, что происходит с луковицей (чешуйки луковицы зеленели). На основе наблюдений дошкольники делали вывод о том, что луковица, хотя и растет под землей, все-таки является особым стеблем. (Корень на свету не меняется).

  3. Воспитатель спрашивал, у каких растений бывают еще луковицы? Дети рассматривали луковицы гладиолуса, сравнивали их с луковицей лука. Луковица гладиолуса (утолщенный подземный стебель) называется клубнелуковицей. Она тоже покрыта чешуей. На что похожа такая чешуя? (На тонкую бумагу). Кожура клубнелуковицы- это остатки листьев прошлогоднего растения. В ней, как и в луковице, которую исследовали ребята, запасена влага и «пища» для будущего растения. Когда растение вырастет, клубнелуковица погибнет, но перед этим появится хотя бы одна новая клубнелуковица.

  4. Выращивание «волос» для Чиполлино. (Это наблюдение особо привлекает малышей). Луковицу помещают в банку или сажают в горшок с землей. Емкость закрывают плотной бумагой или грубой тканью, закрепив ее в верхней части. (Получится, что емкость завернута в бумагу, как подарок в магазине). Концы бумаги или ткани связывают, оставляя отверстие для прорастающих перьев зеленого лука. На одной стороне бумаги или ткани изображают рожицу Чиполлино. При таком варианте оформления дети будут выращивать не просто лук, а волосы для сказочного героя.

  5. В прозрачную банку или бутылку с широким горлом наливают воду и опускают туда нижнюю часть луковицы. Если диаметр горла банки больше, чем луковица, можно накрыть горлышко банки плотным материалом (картоном, пластиком) с отверстием или воткнуть в нижнюю часть луковицы несколько зубочисток так, чтобы они не давали ей упасть внутрь емкости. Чем выше банка, тем интереснее наблюдать за корнями. Чтобы результаты опыта были более наглядными, сделайте на стенках емкости хорошо различимые метки. В начале исследований спросите детей, что, по их мнению, начнет расти раньше: корни или перья лука? (Свои предположения дошкольники проверят сами в процессе наблюдений. Они выяснят, что первыми вырастают корни, так как растению нужны вода и «пища»).

  6. Каждый ребенок сажал собственную луковицу и наблюдал за ее развитием. После посадки дети рассказывали, как будет выглядеть их луковица, и рисуют будущий лук. Рисунок оставляли рядом с банкой. Когда лук вырастет, дети могут сравнить полученный результат с предполагаемым. Можно зарисовать или сфотографировать разные стадии прорастания лука. Полученные рисунки и фотографии можно использовать для изготовления карточек для игры «Что за чем?» (Дети раскладывали карточки с изображением стадий прорастания лука и вспоминали процесс исследования).

  7. Чтобы понять значение окружающей среды (разных экологических факторов) в жизни растений, дети наблюдают за луковицами, помещенными в разные условия. (Для достоверности опыта луковицы должны быть одинакового размера). Две емкости с луковицами оставляют в теплом, хорошо освещенном месте. При этом воду наливают только в одну из емкостей. Воду наливают и в две другие емкости, одну из которых ставят в прохладное место (например, оставляют в нижней части холодильника). Луковица в последней банке должна находиться в условиях отсутствия света. Ее можно накрыть плотным материалом или просто поместить в темное место. Чтобы легче было сравнить, можно сделать специальные условные обозначения, например: рисунок солнышка или оранжевый кружочек (есть свет), капелька воды или голубой кружок (есть вода), красный кружок (есть тепло), снежинка или белый кружок (нет тепла, холодное место).

  8. Увидеть значение света в жизни растений помогает и другой опыт. Сначала луковицу выращивают в емкости с землей в светлом теплом месте, с поливом. Когда луковица прорастет, ее зеленые перья на некоторое время накрывают плотным темным материалом так, чтобы не проникал свет. Через 7-10 дней материал снимают и рассматривают, что произошло с растением, обсуждают, почему перья побледнели, намного ли они выросли. Дети наблюдают, что происходит с растением, оставленным на свету, делают выводы вместе с педагогом. Опыт хорошо иллюстрировать рисунками.

  9. Дети рассматривали семена разных сортов лука, сравнивали их.

  1. Домашнее задание.

  1. Выяснить- как давно и для каких целей человек использует лук;

-какие существуют виды и сорта лука, чем они отличаются.

-собрать коллекцию луков.

-где растет лук в природе.

-как сделать из лука краску.

Дети вместе с родителями искали рецепты блюд, в которых используется лук. Многие природные явления, за которыми дети наблюдали, мы закрепили в игровой форме. Приведем примеры таких игр:

  1. Игра «Прорастание семечка»

Идея игры: педагог или ребенок рассказывает о жизни семени в течение года, а дети с помощью движений и разных действий иллюстрируют этот рассказ.

  1. Дидактическая игра «Что за чем»

На основе записей и зарисовок результатов наблюдений дети вместе с воспитателем составляют серию карточек с рисунками или фотографиями, отражающими разные этапы развития растения, и сами оформляют коробку для этой игры. Играя, ребенок выкладывает карточки, отражающие последовательность развития растения, которые помещают в лаборатории. Если дети наблюдали за разными растениями, игра может включать несколько комплектов карточек.

  1. Игра «Что нужно нашему растению»

На основе собственных исследований дети вместе с педагогом рисуют на карточках все, что необходимо растению для жизни (солнышко- свет, почву с дождевым червем, капельку воды и т. п.)

Заключительный этап.

В рамках проекта были организованы:

  1. Осенние выставки овощей и поделок из овощей;

  2. Сбор загадок, отражающих результаты экспериментов, наблюдений, загадки о семенах, растениях, за которыми наблюдали. Все вместе определили самую интересную и удачную загадку;

  3. Родители и дети собирали разные семена для изготовления совместной творческой работы- картины.

На бумагу наносили контуры будущей картины, выбирали семена для изображения разных деталей. Семена приклеивали клеем на нужные контуры.

В заключении проекта проводилась обобщающая беседа о семенах.

Дети вспоминали, что нового они узнали о семенах, при этом достигалась главная идея проекта:

Растения вырастают из семян.

Внутри семени есть зародыш- будущее взрослое растение. Он очень нежный, поэтому многие семена покрыты прочными защитными оболочками, природа как будто поместила их в коробочки. От влаги семена тоже защищены, например, восковым слоем. Для того, чтобы зародыш остался жив, в семени в течение лета запасается «пища» и вода. Они же дают семечку силы для прорастания весной. Человек тоже научился использовать в пищу эти полезные вещества. Даже самые мелкие семена способны накормить свой зародыш.



Зародыш- главный в семени,

Все остальные части-

Это как бы его слуги.

7


© 2010-2022