Рабочая программа по формированию семейных ценностей в ДОУ Моя семья

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята на заседании педагогического Утверждаю:

совета зав.МДОУ Д/с «Сказка»

протокол № ________ Л.В.Краснова.

приказ № от















Рабочая программа по формированию семейных ценностей

«Моя семья»

в подготовительной группе 2014-2015г.г.













Воспитатель:

СмирноваМ.М.

Пояснительная записка

Программа «Моя семья» (далее - Программа) является частью комплексной программы формирования базовых семейных ценностей, рассчитанной на реализацию последовательно на каждом уровне образования, начиная с дошкольного, и имеет преемственный характер. Программа может быть реализована как в комплексе, так и как отдельный модуль, как парциальная программа дошкольного образования, относящаяся к части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа рассчитана на дошкольников подготовительной группы и их родителей.

Актуальность

Актуальность Программы заключается в следующем:

Программа направлена на формирование традиционных семейных ценностей, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе;

Программа опирается на основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДО.

Цели и задачи

Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству, а также личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи Программы:


  1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных, социокультурных ценностей, охраны и укрепления физического здоровья и психологического благополучия ребенка в семье.

  2. Создать условия интериоризации и закрепления детьми полученного в семье положительного опыта взаимоотношений, образцов семейного поведения, отношений, деятельности посредством разнообразных форм работы с дошкольниками и их родителями;

  3. Организовать систему отношений с семьей дошкольника, построенную на основе идеи общественного договора, социального партнерства, где дошкольная образовательная организация стала бы площадкой для расширения спектра форм, преодоления стереотипов семейного взаимодействия, обогащения индивидуального и коллективного опыта детей и их родителей.

  4. Построить систему работы по формированию у дошкольников предпосылок семейных традиционных ценностей, учитывающую особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.



Ожидаемые результаты

Согласно ФГОС ДО, специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров. Поскольку дошкольный уровень образования не является заключающим этапом формирования у ребенка семейных традиционных ценностей, то ориентиры должны иметь долгосрочный характер.

Формы и методы работы с родителями.

События

Виды работ

Возможные формы

Результат

Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников

Изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок

Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

Беседа;

Наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком;

Анкетирование;

Результаты обследования

Анализ проблем, подбор форм работы с семьей

Аналитическая справка по результатам обследования, проекты индивидуальных моделей участия в Программе

Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе

Беседа;

Консультирование родителей

Согласованная модель траектории участия семьи в Программе

Формирование у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата

Родительское собрание;

Беседа;

Консультация;

Школа для родителей;

Тренинг;

Имитационная игра

Обогащение родителей знаниями по психологии, педагогике и педагогической этике

Родительское собрание;

Круглый стол;

Беседа;

Родительский клуб;

Школа для родителей

Повышение психолого-педагогической культуры родителей, изменение взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развитие педагогической рефлексии, расширение арсенала практических навыков воспитания дошкольников

Расширение спектра форм и методов передачи ребенку положительных образцов семейного поведения, отношений, деятельности

Преодоление негативных стереотипов семейного взаимодействия

Тренинг

Деловая игра;

Имитационная игра

Повышение психолого-педагогической культуры родителей, изменение взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развитие педагогической рефлексии, расширение арсенала практических навыков воспитания дошкольников

Наработка эффективных форм и методов передачи ребенку образцов поведения, отношений, деятельности

Тренинг;

Деловая игра;

Имитационная игра

Расширение арсенала форм взаимодействия с ребенком

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.







Формы и методы работы с детьми

Событие

Виды работ

Возможные формы

Результат

Формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций, связанных с семьей

Формирование и расширение знаний дошкольников о семейных ценностях, нормах семейного поведения

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры;

Ролевая игра

Формирование базовых понятий «семья», «любовь», «добро», «близкие», «родственники» и т.д.

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между поступками и их результатами

Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;

Беседа;

Дидактические игры;

Имитационные игры

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Формирование эмотивного компонента ценностных ориентаций

Создание положительного образа семьи

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Драматизация;

Театрализация

Организация условий получения ребенком положительного переживания, связанного с семейным взаимодействием

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.

Создание условий для получения удовольствия, переживаемого ребенком при совершении правильного поступка и страдания из-за проступка

Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;

Имитационные игры;

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Создание условий для интериоризации положительного, эмоционально значимого образа семьи

Специальные игровые формы деятельности, в том числе с нравственным содержанием;

Ролевая игра;

Драматизации;

Театрализация

Продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование и др)

Формирование поведенческого компонента ценностных ориентаций

Формирование у дошкольника базовых потребностей в принадлежности к семье, общении, любви

Формирование внутренних регуляторов поведения на основе семейных ценностей

Создание условий для интериоризации разнообразных положительных образцов реагирования на разные ситуации в семье

Обеспечение условий для получения и интериоризации ребенком положительного опыта семейного взаимодействия, образцов поведения, взаимоотношения и деятельности

Совместный детско-родительский тренинг;

Праздники;

Совместные досуги;

Экскурсии;

Совместная продуктивная деятельность;

Семейный клуб;

Совместный бытовой труд;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.

Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации

Укрепление детско-родительских отношений, развитие навыков совместной деятельности, расширение спектра форм семейного взаимодействия, обогащение и интериоризация индивидуального и коллективного опыта детей и их родителей























Планирование работы с родителями подготовительной группы на 2014-2015г.г.

25.08.- 03.09.2014г. Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников: изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок. Анализ проблем, подбор форм работы с семьей.

Дата

Тема

Форма работы

5.09.

«Задачи образования и воспитания детей в подготовительной группе» (Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе)

Родительское собрание.

29.09.

«День рождения в группе».

Семейный праздник.

20.10.

«Играем вместе».

Совместная театрализованная деятельность детей и родителей.

23.10.

«Семья и семейные ценности».

Консультация.

30.10.

«К нам осень золотая постучалась в дом».

Утренник.

10-28.11.

«Моя мама. Какая она?»

Проектная деятельность.

27.11.

«День Матери».

Семейный праздник.

1.12.

«Развиваем речь детей с помощью игр».

Консультация.

15.12.

«Моя большая и дружная семья».

Родительское собрание нетрадиционной формы (соревнование семей).

29.12.

«Волк и семеро козлят».

Новогодний мюзикл (утренник).

15.01.

«Играйте вместе с детьми».

Консультация.

19.01.

«По следам Деда Мороза».

Прогулка-развлечение по улицам поселка и в лес.

2-20.02.

«Мой папа, мой дедушка».

Проектная деятельность.

12.02.

«Семейные сокровища».

Развлечение.

19.02.

«Мой папа самый, самый!».

Совместный досуг.

3.03.

«Эстетическое воспитание детей в семье».

Консультация.

5.03.

«Весенний день-8 Марта».

Утренник.

16.03.

«Азбука пешехода».

Игра-сказка для детей и родителей.

20.03.

«Формирование у ребенка мотивационной готовности к обучению в школе».

Родительское собрание.

10.04.

«Встреча за круглым столом».

Консультация со специалистами (логопедом, психологом, учителями начальной школы).

27.04.

«Весенние проталины».

Экскурсия-развлечение в лес для детей и родителей.

27.04- 18.05.

«Моя родословная. (История семьи в истории страны)».

Проектная деятельность.

7.05.

«Опаленные войной».

Совместный познавательный досуг для детей и их родственников-ветеранов, участников войны, детей войны.

18.05.

«Как я рад, как я рад, у меня сестра и брат».

Развлечение для детей и их братьев и сестер.

28.05.

«Прощание с детским садом».

Утренник.







Планирование работы с детьми подготовительной группы

на 2014-2015г.г.

Дата

Тема

Форма работы

Сентябрь

15



«Дом, в котором ты живешь»



Беседа

18

«Малыш в доме»

Сюжетно-ролевая игра

22

Этюд «Любящие родители»

Инсценировка

25

«Малыш в доме»

Сюжетно-ролевая игра

29

«День рождения»

Семейный праздник

Октябрь

2



«Находчивая мама»



Инсценировка

6

«Малыш проснулся и плачет»

Сюжетно-ролевая игра

9

«Кто в доме живет»

Беседа

13

Сказка «Репка»

Театрализация

16

«Умывание и одевание малыша»

Сюжетно-ролевая игра

20

«Играем вместе»

Совместная театрализованная деятельность детей и родителей

23

«Найди свою маму»

Драматизация

27

«Играем с ребенком»

Сюжетно-ролевая игра

30

«К нам осень золотая постучалась в дом»

Утренник

Ноябрь

6



«Кто такие «свои» и кто такие «чужие»



Беседа

10

«Учим правильно вести себя»

Сюжетно-ролевая игра

13

«Угощение»

Игра-драматизация

17

«Бабушка в гости пришла»

Развлечение

20

«Помогаем родителям»

Сюжетно-ролевая игра

24

«Маша обедает»

Игра-драматизация

27

«День матери»

Семейный праздник




Декабрь

1



«Добрый день» (стихи А.Кондратьева)

Игра-драматизация

4

Откуда пошел Новый год

(Происхождение праздника).



Беседа с презентацией

8

Выбираем подарки.

Сюжетно-ролевая игра

11

«Вежливое слово» (по стихотворению

З.Мошковской)

Игра-драматизация

15

Моя большая и дружная семья.

Родительское собрание

нетрадиционной формы

18

«Как звери Новый год встречали»

(Сказка, сочиненная детьми).

Творческая коллективная работа

22

Новый год дома

Беседа

25

Моя семья встречает Новый год

Сюжетно-ролевая игра

29

Новогодний мюзикл «Волк и семеро козлят»

Утренник

Январь

12



«Рождество Христово»

Беседа с презентацией.

15

«В гости на Рождество»

Сюжетно-ролевая игра.

19

«По следам Деда Мороза»

Развлечение-прогулка в лес.

22

«Как звери Новый год встречали»

Театрализация сказки, сочиненной детьми.

26

«Гуляем зимой»

Сюжетно-ролевая игра.

29

«Зимний калейдоскоп»

Драматизация отрывков из зимних сказок.

Февраль

2



«Кто и как о тебе заботится»



Беседа

5

«Аты-баты»

Драматизация по стихотворению.

9

«Пограничники»

Сюжетно-ролевая игра

12

«Семейные сокровища»

Развлечение

16

«Моряки»

Сюжетно-ролевая игра

19

«Мой папа самый- самый»

Совместный досуг

26

«Папины профессии»

Драматизация по стихотворению.

Март

2



«Поход в магазин»

Сюжетно-ролевая игра

5

«Весенний день- 8 Марта»

Утренник

12

«Каждый по-своему маму поздравит…»

Драматизация

16



«Азбука пешехода»

Игра -сказка, развлечение для детей и родителей.

19

«Сказка про медведей»

Драматизация

23

«Одеваемся правильно и красиво»

Сюжетно-ролевая игра

26

«Моя родословная»

Беседа

30

«Уборка квартиры»

Сюжетно-ролевая игра

Апрель

2



«Пошутим!»



Развлечение.

6

«Гуляем всей семьей»

Сюжетно-ролевая игра

9

«Спящая красавица»

Драматизация

13

«Выходные всей семьей»

Беседа.

16

«Наш семейный выходной»

Сюжетно-ролевая игра

20

Этюд «Утреннее фото»

Драматизация

23

«Ремонт квартиры»

Сюжетно-ролевая игра

27

«Весенние проталины»

Экскурсия-развлечение в лес для детей и родителей

30

«Супермаркет»

Сюжетно-ролевая игра



Май

7







«Опаленные войной»







Совместный познавательный досуг детей и бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек.

14

«Летчики»

Сюжетно-ролевая игра.

18

«Как я рад, как я рад- у меня сестра и брат!»

Развлечение для детей, их братьев и сестер.

21

«Семья воробьев»

Драматизация стихотворения

25

«Что ты можешь рассказать о своих близких?»

Итоговая беседа.

28

«Прощание с детским садом»

Выпускной утренник.




( по понедельникам и четвергам во второй половине дня)



Рекомендуемая литература

Концепция программы по формированию семейных ценностей у обучающихся общеобразовательных организаций «МОЯ СЕМЬЯ».- Тверь. 2014.

Парциальная программа для дошкольных организаций «МОЯ СЕМЬЯ» Автор-составитель Некрасова А.А. - Тверь. 2014.

Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.

БуреР.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников - М. «Просвещение».2004

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.

Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

Закон Российской Федерации Об образовании..

Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.

Козлова С.А. Мой мир . Приобщение ребенка к социальному миру . - М.: Линка-Пресс,2002

Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.

Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете- М. «Просвещение», 2007

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Психотерапия семейных отношений /Под ред. Райгородского Д. Я. У., 2013.

Сибли Л. Чувства разные нужны - чувства разные важны. М. , 2013.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, 2013

Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М., 2013.

Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2013.







© 2010-2022