- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа по формированию семейных ценностей в ДОУ Моя семья
Рабочая программа по формированию семейных ценностей в ДОУ Моя семья
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова М.М. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Принята на заседании педагогического Утверждаю:
совета зав.МДОУ Д/с «Сказка»
протокол № ________ Л.В.Краснова.
приказ № от
Рабочая программа по формированию семейных ценностей
«Моя семья»
в подготовительной группе 2014-2015г.г.
Воспитатель:
СмирноваМ.М.
Пояснительная записка
Программа «Моя семья» (далее - Программа) является частью комплексной программы формирования базовых семейных ценностей, рассчитанной на реализацию последовательно на каждом уровне образования, начиная с дошкольного, и имеет преемственный характер. Программа может быть реализована как в комплексе, так и как отдельный модуль, как парциальная программа дошкольного образования, относящаяся к части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно.
Программа рассчитана на дошкольников подготовительной группы и их родителей.
Актуальность
Актуальность Программы заключается в следующем:
Программа направлена на формирование традиционных семейных ценностей, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе;
Программа опирается на основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в частности на принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
Программа и все её компоненты полностью соответствует ФГОС ДО.
Цели и задачи
Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству, а также личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Задачи Программы:
-
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования духовно-нравственных, социокультурных ценностей, охраны и укрепления физического здоровья и психологического благополучия ребенка в семье.
-
Создать условия интериоризации и закрепления детьми полученного в семье положительного опыта взаимоотношений, образцов семейного поведения, отношений, деятельности посредством разнообразных форм работы с дошкольниками и их родителями;
-
Организовать систему отношений с семьей дошкольника, построенную на основе идеи общественного договора, социального партнерства, где дошкольная образовательная организация стала бы площадкой для расширения спектра форм, преодоления стереотипов семейного взаимодействия, обогащения индивидуального и коллективного опыта детей и их родителей.
-
Построить систему работы по формированию у дошкольников предпосылок семейных традиционных ценностей, учитывающую особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Ожидаемые результаты
Согласно ФГОС ДО, специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров. Поскольку дошкольный уровень образования не является заключающим этапом формирования у ребенка семейных традиционных ценностей, то ориентиры должны иметь долгосрочный характер.
Формы и методы работы с родителями.
События
Виды работ
Возможные формы
Результат
Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников
Изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок
Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;
Беседа;
Наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком;
Анкетирование;
Результаты обследования
Анализ проблем, подбор форм работы с семьей
Аналитическая справка по результатам обследования, проекты индивидуальных моделей участия в Программе
Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе
Беседа;
Консультирование родителей
Согласованная модель траектории участия семьи в Программе
Формирование у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата
Родительское собрание;
Беседа;
Консультация;
Школа для родителей;
Тренинг;
Имитационная игра
Обогащение родителей знаниями по психологии, педагогике и педагогической этике
Родительское собрание;
Круглый стол;
Беседа;
Родительский клуб;
Школа для родителей
Повышение психолого-педагогической культуры родителей, изменение взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развитие педагогической рефлексии, расширение арсенала практических навыков воспитания дошкольников
Расширение спектра форм и методов передачи ребенку положительных образцов семейного поведения, отношений, деятельности
Преодоление негативных стереотипов семейного взаимодействия
Тренинг
Деловая игра;
Имитационная игра
Повышение психолого-педагогической культуры родителей, изменение взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развитие педагогической рефлексии, расширение арсенала практических навыков воспитания дошкольников
Наработка эффективных форм и методов передачи ребенку образцов поведения, отношений, деятельности
Тренинг;
Деловая игра;
Имитационная игра
Расширение арсенала форм взаимодействия с ребенком
Совместный детско-родительский тренинг;
Праздники;
Совместные досуги;
Экскурсии;
Совместная продуктивная деятельность;
Семейный клуб;
Совместный бытовой труд;
Совместная познавательно-исследовательская деятельность;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.
Формы и методы работы с детьми
Событие
Виды работ
Возможные формы
Результат
Формирование когнитивного компонента ценностных ориентаций, связанных с семьей
Формирование и расширение знаний дошкольников о семейных ценностях, нормах семейного поведения
Беседа;
Дидактические игры;
Имитационные игры;
Ролевая игра
Формирование базовых понятий «семья», «любовь», «добро», «близкие», «родственники» и т.д.
Беседа;
Дидактические игры;
Имитационные игры
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между поступками и их результатами
Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;
Беседа;
Дидактические игры;
Имитационные игры
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации
Формирование эмотивного компонента ценностных ориентаций
Создание положительного образа семьи
Праздники;
Совместные досуги;
Экскурсии;
Совместная продуктивная деятельность;
Семейный клуб;
Совместный бытовой труд;
Совместная познавательно-исследовательская деятельность;
Драматизация;
Театрализация
Организация условий получения ребенком положительного переживания, связанного с семейным взаимодействием
Совместный детско-родительский тренинг;
Праздники;
Совместные досуги;
Экскурсии;
Совместная продуктивная деятельность;
Семейный клуб;
Совместный бытовой труд;
Совместная познавательно-исследовательская деятельность;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.
Создание условий для получения удовольствия, переживаемого ребенком при совершении правильного поступка и страдания из-за проступка
Естественные ситуации, требующие нравственного выбора;
Имитационные игры;
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации
Создание условий для интериоризации положительного, эмоционально значимого образа семьи
Специальные игровые формы деятельности, в том числе с нравственным содержанием;
Ролевая игра;
Драматизации;
Театрализация
Продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование и др)
Формирование поведенческого компонента ценностных ориентаций
Формирование у дошкольника базовых потребностей в принадлежности к семье, общении, любви
Формирование внутренних регуляторов поведения на основе семейных ценностей
Создание условий для интериоризации разнообразных положительных образцов реагирования на разные ситуации в семье
Обеспечение условий для получения и интериоризации ребенком положительного опыта семейного взаимодействия, образцов поведения, взаимоотношения и деятельности
Совместный детско-родительский тренинг;
Праздники;
Совместные досуги;
Экскурсии;
Совместная продуктивная деятельность;
Семейный клуб;
Совместный бытовой труд;
Совместная познавательно-исследовательская деятельность;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и природы и т.д.
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации
Укрепление детско-родительских отношений, развитие навыков совместной деятельности, расширение спектра форм семейного взаимодействия, обогащение и интериоризация индивидуального и коллективного опыта детей и их родителей
Планирование работы с родителями подготовительной группы на 2014-2015г.г.
25.08.- 03.09.2014г. Моделирование индивидуальных траекторий взаимодействия с семьями воспитанников: изучение семьи, её запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных установок. Анализ проблем, подбор форм работы с семьей.
Дата
Тема
Форма работы
5.09.
«Задачи образования и воспитания детей в подготовительной группе» (Предложение и согласование с членами семьи воспитанника возможных форм участия в Программе)
Родительское собрание.
29.09.
«День рождения в группе».
Семейный праздник.
20.10.
«Играем вместе».
Совместная театрализованная деятельность детей и родителей.
23.10.
«Семья и семейные ценности».
Консультация.
30.10.
«К нам осень золотая постучалась в дом».
Утренник.
10-28.11.
«Моя мама. Какая она?»
Проектная деятельность.
27.11.
«День Матери».
Семейный праздник.
1.12.
«Развиваем речь детей с помощью игр».
Консультация.
15.12.
«Моя большая и дружная семья».
Родительское собрание нетрадиционной формы (соревнование семей).
29.12.
«Волк и семеро козлят».
Новогодний мюзикл (утренник).
15.01.
«Играйте вместе с детьми».
Консультация.
19.01.
«По следам Деда Мороза».
Прогулка-развлечение по улицам поселка и в лес.
2-20.02.
«Мой папа, мой дедушка».
Проектная деятельность.
12.02.
«Семейные сокровища».
Развлечение.
19.02.
«Мой папа самый, самый!».
Совместный досуг.
3.03.
«Эстетическое воспитание детей в семье».
Консультация.
5.03.
«Весенний день-8 Марта».
Утренник.
16.03.
«Азбука пешехода».
Игра-сказка для детей и родителей.
20.03.
«Формирование у ребенка мотивационной готовности к обучению в школе».
Родительское собрание.
10.04.
«Встреча за круглым столом».
Консультация со специалистами (логопедом, психологом, учителями начальной школы).
27.04.
«Весенние проталины».
Экскурсия-развлечение в лес для детей и родителей.
27.04- 18.05.
«Моя родословная. (История семьи в истории страны)».
Проектная деятельность.
7.05.
«Опаленные войной».
Совместный познавательный досуг для детей и их родственников-ветеранов, участников войны, детей войны.
18.05.
«Как я рад, как я рад, у меня сестра и брат».
Развлечение для детей и их братьев и сестер.
28.05.
«Прощание с детским садом».
Утренник.
Планирование работы с детьми подготовительной группы
на 2014-2015г.г.
Дата
Тема
Форма работы
Сентябрь
15
«Дом, в котором ты живешь»
Беседа
18
«Малыш в доме»
Сюжетно-ролевая игра
22
Этюд «Любящие родители»
Инсценировка
25
«Малыш в доме»
Сюжетно-ролевая игра
29
«День рождения»
Семейный праздник
Октябрь
2
«Находчивая мама»
Инсценировка
6
«Малыш проснулся и плачет»
Сюжетно-ролевая игра
9
«Кто в доме живет»
Беседа
13
Сказка «Репка»
Театрализация
16
«Умывание и одевание малыша»
Сюжетно-ролевая игра
20
«Играем вместе»
Совместная театрализованная деятельность детей и родителей
23
«Найди свою маму»
Драматизация
27
«Играем с ребенком»
Сюжетно-ролевая игра
30
«К нам осень золотая постучалась в дом»
Утренник
Ноябрь
6
«Кто такие «свои» и кто такие «чужие»
Беседа
10
«Учим правильно вести себя»
Сюжетно-ролевая игра
13
«Угощение»
Игра-драматизация
17
«Бабушка в гости пришла»
Развлечение
20
«Помогаем родителям»
Сюжетно-ролевая игра
24
«Маша обедает»
Игра-драматизация
27
«День матери»
Семейный праздник
Декабрь
1
«Добрый день» (стихи А.Кондратьева)
Игра-драматизация
4
Откуда пошел Новый год
(Происхождение праздника).
Беседа с презентацией
8
Выбираем подарки.
Сюжетно-ролевая игра
11
«Вежливое слово» (по стихотворению
З.Мошковской)
Игра-драматизация
15
Моя большая и дружная семья.
Родительское собрание
нетрадиционной формы
18
«Как звери Новый год встречали»
(Сказка, сочиненная детьми).
Творческая коллективная работа
22
Новый год дома
Беседа
25
Моя семья встречает Новый год
Сюжетно-ролевая игра
29
Новогодний мюзикл «Волк и семеро козлят»
Утренник
Январь
12
«Рождество Христово»
Беседа с презентацией.
15
«В гости на Рождество»
Сюжетно-ролевая игра.
19
«По следам Деда Мороза»
Развлечение-прогулка в лес.
22
«Как звери Новый год встречали»
Театрализация сказки, сочиненной детьми.
26
«Гуляем зимой»
Сюжетно-ролевая игра.
29
«Зимний калейдоскоп»
Драматизация отрывков из зимних сказок.
Февраль
2
«Кто и как о тебе заботится»
Беседа
5
«Аты-баты»
Драматизация по стихотворению.
9
«Пограничники»
Сюжетно-ролевая игра
12
«Семейные сокровища»
Развлечение
16
«Моряки»
Сюжетно-ролевая игра
19
«Мой папа самый- самый»
Совместный досуг
26
«Папины профессии»
Драматизация по стихотворению.
Март
2
«Поход в магазин»
Сюжетно-ролевая игра
5
«Весенний день- 8 Марта»
Утренник
12
«Каждый по-своему маму поздравит…»
Драматизация
16
«Азбука пешехода»
Игра -сказка, развлечение для детей и родителей.
19
«Сказка про медведей»
Драматизация
23
«Одеваемся правильно и красиво»
Сюжетно-ролевая игра
26
«Моя родословная»
Беседа
30
«Уборка квартиры»
Сюжетно-ролевая игра
Апрель
2
«Пошутим!»
Развлечение.
6
«Гуляем всей семьей»
Сюжетно-ролевая игра
9
«Спящая красавица»
Драматизация
13
«Выходные всей семьей»
Беседа.
16
«Наш семейный выходной»
Сюжетно-ролевая игра
20
Этюд «Утреннее фото»
Драматизация
23
«Ремонт квартиры»
Сюжетно-ролевая игра
27
«Весенние проталины»
Экскурсия-развлечение в лес для детей и родителей
30
«Супермаркет»
Сюжетно-ролевая игра
Май
7
«Опаленные войной»
Совместный познавательный досуг детей и бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек.
14
«Летчики»
Сюжетно-ролевая игра.
18
«Как я рад, как я рад- у меня сестра и брат!»
Развлечение для детей, их братьев и сестер.
21
«Семья воробьев»
Драматизация стихотворения
25
«Что ты можешь рассказать о своих близких?»
Итоговая беседа.
28
«Прощание с детским садом»
Выпускной утренник.
( по понедельникам и четвергам во второй половине дня)
Рекомендуемая литература
Концепция программы по формированию семейных ценностей у обучающихся общеобразовательных организаций «МОЯ СЕМЬЯ».- Тверь. 2014.
Парциальная программа для дошкольных организаций «МОЯ СЕМЬЯ» Автор-составитель Некрасова А.А. - Тверь. 2014.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
БуреР.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников - М. «Просвещение».2004
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.
Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
Закон Российской Федерации Об образовании..
Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2012.
Козлова С.А. Мой мир . Приобщение ребенка к социальному миру . - М.: Линка-Пресс,2002
Корнелиус Х. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М. , 2013.
Кроль Л. М. , Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. , 2013.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете- М. «Просвещение», 2007
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
Психотерапия семейных отношений /Под ред. Райгородского Д. Я. У., 2013.
Сибли Л. Чувства разные нужны - чувства разные важны. М. , 2013.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, 2013
Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М., 2013.
Шейнов В. П. Скрытое управление человеком М. , 2013.