• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»


Бакушкина Наталья Александровна

старший воспитатель

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 ОАО «РЖД»

Укрепление здоровья дошкольников является главным и неотъемлемым условием его всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Планомерная целенаправленная оздоровительная работа педагогов НДОУ, обновление методической и материальной базы дошкольного учреждения и разумное использование здоровьесберегающих технологий, методов и приёмов в воспитательно-образовательной работе помогает не только сохранить, но и улучшить здоровье детей.

Для работы в этом направлении мы чётко определили цель, задачи, направления работы по здоровьесбережению во всех возрастных группах.

Цель:

создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

  2. Разработать систему комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости.

Цель здоровьесберегающих технологий -

Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей НДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Исходя из поставленных целей, мы составили этапы внедрения
здоровьесберегающих технологий:

  1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды НДОУ.

  2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в НДОУ.

  3. Установление контактов с социальными партнёрами НДОУ по вопросам здоровьесбережения.

  4. Освоение педагогами НДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых.

  5. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

  6. Работа валеологической направленности с родителями НДОУ.

Определили направления работы по здоровьесбережению в НДОУ:

  1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

  2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс НДОУ.

  3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.

  4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

  5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

  6. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

  7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в НДОУ.

Исходя из анализа состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды НДОУ мы стали разумно использовать различные здоровьесберегающие технологии.

Общий массаж - важное средство оздоровления организма ребёнка. Способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ, вызывает у детей бодрое настроение, побуждает к активности. Каждый ребёнок ежегодно получает десять сеансов общеукрепляющего массажа.

Фитотерапия - является одним из комплексов реабилитационных программ часто и длительно болеющих детей. Используем отвары и настои трав, обладающие антимикробными и протективными свойствами (зверобой, календула, ромашка, эвкалипт, подорожник, шалфей)

Ароматерапия - использование эфирных масел в целях профилактики инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, предупреждение обострений при хронических заболеваниях органов дыхания. Проводится курсами по 2 недели 2 раза в год для всех возрастных групп.

Небулайзерная терапия (различные ингаляции) - предназначена для лечения заболеваний дыхательных путей и лёгких аэрозолями растворов лекарственных препаратов. Используем компрессорный ингалятор LD- 210C (cтрого по назначению врача)

Ультратонотерапия - тепло+озон+ультрафиолетовое излучение

используется для лечения и профилактики широкого спектра заболеваний: дерматологии, невропатологии и др. Используется аппарат «Ультратон-03- АМП». Аппарат воздействует не на акупунктурную точку, а на акупунктурную зону. Используем аппарат «Ультратон-03- АМП» (cтрого по назначению врача).

Программа «Комфорт-Лого» - коррекция психофизиологического состояния и речевых нарушений детей. Используется в коррекционной работе педагога-психолога и учителей-логопедов.

Программа «Статус» - профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия детей. Используется в оздоровительной работе с детьми.

Зрительная гимнастика по технологии В.Ф. Базарного - комплексное воздействие, направленное на снятие утомления, психомоторного раскрепощения. Используется схема зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию В.Ф. Базарного в подготовительных группах.

Степ-аэробика - ритмические движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, способствует развитию координации движений, укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводится 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста инструктором по физической культуре.

Фитбол-гимнастика - используется для оздоровления и коррекции осанки. Помогает организовать оптимальные условия для правильного положения туловища и тренировки основных видов мышц и вестибулярного аппарата. Проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, начиная со средней группы.

Фонетическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала. Используется с целью нормализации речевого дыхания, правильного произношения звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Рекомендованы детям с проблемами речевого развития либо в профилактических целях. Проводится 2 раза в неделю совместно с музыкальным руководителем, начиная с младшего возраста.

Результатом планомерной целенаправленной работы стало:

- снижение процента детей с нарушениями речи

- снижение заболеваемости детей.

Работа по здоровьесбережению проводилась и с педагогами НДОУ:

- семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

- консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников» и др.;

- практикум для педагогов НДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

- педагогические советы «Здороье и безопасность наших детей», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Качественно улучшилась работа по здоровьесбережению с родителями. Тесный контакт с ними, знание индивидуальных особенностей каждой семьи позволяют координировать работу в данном направлении.

Сотрудники детского сада используют широкий спектр средств и способов взаимодействия с родителями. Все мероприятия, как оздоровительные, так и развивающие, развлекательные, проводятся совместно с семьёй. В просветительской работе с семьёй приоритет отдаётся активным, практическим формам работы с родителями: это и собрания в форме семинаров-практикумов, диалогов-дискуссий, игр-викторин, беседы на актуальные темы, рекламные дни для родителей, совместные досуги, игротеки, праздники. С целью повышения педагогического просвещения родителей в детском саду широко используются наглядно- информационные формы: издание газеты «Искорка» и журнала для родителей, размещение в интернете электронного сайта, рекламирующего работу НДОУ, использование информационных стендов, корзин, буклетов, проведение выставок, вернисажей, библиотеки для родителей. Постоянно проводятся анкетирование родителей, по результатам которого корректируется работа с детьми.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс НДОУ:

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей НДОУ.

  2. Взаимодействие специалистов НДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

  3. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в НДОУ и семье.

  4. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Литература:

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.

  2. Лагутина Н.Ф. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10.

  3. Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 3.

© 2010-2022