Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла» (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам пришла»
(старшая группа)

Программное содержание.

Цель: тренировать аналитическое мышление.
Задачи.
Образовательные.
-Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку.
- Активизировать словарный запас детей.
- Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру.
Развивающие.
- Развивать связную речь дошкольников.
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач.
- Развивать умение находить оригинальные решения.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
-Воспитывать желание сопереживать сказочному персонажу.
Интеграция областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие.
Материалы к занятию.
Демонстрационный:
- большой игрушечный домик с окнами и дверями;
- кукла;
- кусок ткани, которой накрыт домик;
- сундучок;
- игрушка -заяц;
- одеяльце;
- буквы (т,е,р,е,м,о,к);
- домик -теремок;
Раздаточный:
- предметные картинки на каждого ребенка.
Предварительная работа с детьми:
- чтение русских народных сказок.

Ход занятия:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

Воспитатель: дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.

Игра «Данетка»

Дети: это книга?
Воспитатель: нет.
Дети: это игрушка?
Воспитатель: да.
Дети: может кукла?
Воспитатель: нет.
Варианты ответов детей…
Дети: это домик?
Воспитатель: да

Воспитатель снимает ткань.

Воспитатель: в одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей: «победить злую колдунью», «решить задания».
Воспитатель: чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: да.
Воспитатель: смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису…
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит…
Дети: заяц.
Воспитатель: правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

Воспитатель: здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
Воспитатель: ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

Воспитатель: ребята, как по-вашему, дождь - хороший или плохой?
Воспитатель: что хорошего в дожде?
Ответы детей: (все растет, свежий воздух после дождя…)
Воспитатель: а что плохого в дожде?
Дети: можно заболеть.
Воспитатель: значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
Воспитатель: а солнце какое, хорошее или плохое?
Воспитатель: смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
Ответы детей: (оно ласковое, теплое, от него светло…)
Воспитатель: а что плохого может быть в солнце?
Дети: когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
Воспитатель: как мы можем помочь зайцу?
Дети: высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
Воспитатель: давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

Воспитатель: ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
Воспитатель: мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
Воспитатель: а следующее задание такое. Игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий -хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

Воспитатель: вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Дети: хорошее.
Воспитатель: ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)
Воспитатель: посмотрите, еще одно окошко открылось.
Воспитатель: что у нас еще осталось в сундучке.
А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
И т.д.
Воспитатель: еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке .

Физминутка «Волшебные растения»

Воспитатель: встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).

Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку.
1. Название сказки?
2. Кто написал?
3. Имя главного героя?
4. Какой характер?
5. Во что любит одеваться?
6. « Что бы ты сделал, если бы твой герой пришел к тебе в гости?»

Вызывается 2-3 ребенка по - выбору. Они рассказывают о своей любимой сказке.

Воспитатель: вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

У Алёнушки- сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси -лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? - Вот вопрос. ( Буратино)

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». ( Золушка)

Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

Принцесса «благодарит» детей.



© 2010-2022