Связь занятий по рисованию с другими видамидеятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Связь занятий по рисованию

с другими

видами деятельности.











На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых сочетаний, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью.

К.Д.Ушинский писал: «Дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

Важным условием для формирования этих качеств мы считаем предварительную работу, которую проводим как и перед занятиями, так и во время его. В ходе такой работы осуществляется органическая связь занятий по рисованию с другими видами деятельности. Под предварительной работой - а она способствует развитию познавательной активности, творчества - мы понимаем следующее:

  • наблюдение предметов и явлений природы и окружающей действительности;

  • художественное слово: чтение сказок, рассказов, стихов, загадок, а также беседы воспитателя о прочитанном;

  • рассматривание эстампов, репродукций с картин, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства;

  • целенаправленный просмотр диафильмов, мультфильмов, кукольных спектаклей;

  • прослушивание музыкальных произведений, пение;

  • тщательное обследование образца, натуры;

  • анализ детских работ

Для того чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен внимательно изучить его строение, характерные особенности. Это возможно лишь в том случае, если он проявляет определенный интерес к данному предмету или явлению.

И вот здесь неоценимую услугу оказывает предварительная работа, когда ребенок с помощью вопросов взрослого как бы непроизвольно останавливает своё внимание на тех сторонах и деталях предмета, которые нужно будет передать в рисунке.

Попытаюсь раскрыть методику организации разных видов деятельности, которые мы осуществляем в нашей группе.

Целью наблюдения мы считаем формирование интереса к изображаемому предмету или явлению окружающей действительности. Поэтому мы учим детей не только смотреть на предмет, но и видеть его. То есть, процесс непроизвольного наблюдения превращается в произвольный, управляемый и целенаправленный.

Мы полагаем, что необходимым условием в ходе наблюдений является эмоциональная заинтересованность самого воспитателя, Вопросы, которые мы предлагаем детям, должны будить мысли ребенка, должны быть конкретными, доступными и грамматически верными. Так, сравнивая березу и тополь, мы ставим такие вопросы: какой ствол у березы? у тополя?

- Какие ветки у березы? (большие, длинные, тонкие, свисающие вниз…)

- А у тополя? Есть ли у тополя тонкие свисающие ветки?

- Какого цвета ствол у березы? У тополя?

- Какого цвета ветви березы? И т.д.

Наблюдая за небом, обращаем внимание детей на своеобразную красоту в разное время дня, предлагаем детям вопросы, которые заставляют их логически мыслить, которые способствуют их умению видеть красивое:

- Как вы думаете, что такое небо? (это воздух) - Вот почему небо везде: над домами, между деревьями, около земли…

- Одинаково ли небо по цвету, когда оно высоко над нами и когда оно ближе к земле?

- Чем вам нравится утреннее небо?

- Какие вы краски использовали в своем рисунке?

- Какой формы облака? Какого они цвета?

Организуя с детьми экскурсии в природу, проводя наблюдения за деревьями, улицей, домами, машинами, животными и т.д., мы накапливаем опыт наших воспитанников, на основе которого и составляются их несложные художественные образы. Такие наблюдения вместе с тем формируют у детей теплое, любовное отношение к природе, умение чувствовать её красоту и совершенство.

Эффективным приемом во время наблюдений мы считаем пример, приведенный самим воспитателем. Так, не получив ответа на вопрос: «В какую пору года вам больше всего нравится лес?», говорю: «Мне лес больше всего нравится зимой, когда деревья покрыты шапками снега или инеем. Он становится каким-то загадочным, волшебным. В нём красиво сочетаются зелёные ели с белым снегом и голубым небом». Вызванные таким образом на откровенность дети наперебой расскажут вам, когда им больше всего нравится лес и почему, они с удовольствием поделятся своими наблюдениями и впечатлениями.

Тесно связано с наблюдениями художественное слово. Мы широко используем сказки, стихи, рассказы, загадки, что обогащает знания детей, способствует более полному и эмоциональному восприятию, познанию окружающих предметов и явлений.

Несколько слов о подборе материала. По содержанию стихи, сказки…должны соответствовать теме будущего рисунка. Стихи мы подбираем доступные и понятные детям по тематике и языку, такие, которые формируют в сознании наших маленьких художников яркие, конкретные, зримые образы, поскольку в основе рисунка лежит не только отображение образа и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт или писатель очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета.

Так, впечатляющий образ нежный березки раскрывается в стихотворении «Березка» Прокофьева:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную…

И дети, несомненно, увидят русскую березку «в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными сережками».

А когда мы предлагаем детям поэтические есенинские строки о березе, в их сознании предстает зимний колорит пейзажа, конкретная картинка природы, в центре которой белоснежная красавица берёзка, будто оцепеневшая «в сонной тишине». Естественно, что поэтические образы стихотворений оказывают влияние на выразительность детского рисунка. После прочтения произведения и беседы мы показываем, как рисовать березку прямую, склонившуюся, старую, молодую, изображая при этом разными приёмами и листву: приёмом примакивания плашмя, или постукиванием полусухой кистью, или приёмом «по сырому».

Подробнее расскажу, как мы готовили детей к рисованию по теме «Осень наступила». Сначала провели неоднократные наблюдения осенних явлений в разные периоды этого времени года в парке, на участке детского сада: дети внимательно смотрели, как падают листья, какого они цвета, как выглядит природа, когда идет дождь, сравнивали солнечный и пасмурный осенний день. Эти наблюдения дали общее впечатления об осени. Затем познакомили детей с двумя разнохарактерными произведениями об осени: « Лес, точно терем расписной» И.Бунина и «Скучная картина» А. Плещеева. После прочтения провели беседу:

  • понравилось ли вам стихотворение Бунина? Чем? Какими словами поэт говорит об осеннем лесе? Почему лес кажется весёлым? Какие деревья он описал? Что значит «лес стоит стеной»? Любил ли поэт осень?

  • какой период осени описал поэт Плещеев в своём стихотворении? Какая рябина стояла под окном? Что значит «чахлая»? Почему автор пишет, что деревушка «смотрит сереньким пятном?»

Как вы это понимаете?

На занятии дети самостоятельно выбрали себе то или другое стихотворение в качестве сюжета, правильно подобрали фонированную бумагу, использовали в своих работах средства выразительности, подсказанные текстом.

В результате Саша разукрасил лес «точно терем расписной», употребив яркие, сочные, солнечные краски. А Андрей изобразил хмурую осень, использовав серый фон, голубые, синие, коричневые тона, соответствующие строчкам Плещеева.

При рассказывании нам следует выражать и своё эмоциональное отношение к данному предмету и выделять то главное, что необходимо передать в рисунке. Например, перед рисованием на тему «Кремлевская башня» сначала предлагаем детям беседу:

- какой самый главный город в нашей стране?

- а какое самое главное сооружение в Москве?

Далее рассказ воспитателя:

«Кремль-это старинное сооружение, в котором много красивых, стройных башен, соединенных высокой зубчатой стеной. Кремль расположен на Красной площади. Каждое утро нашей страны начинается с боя часов-курантов на самой главной башне - Спасской. Красивый перезвон курантов как будто говорит: «Вставайте, люди!» «С добрым утром!»

Сегодня мы будем рисовать Спасскую башню Кремля, мы рассматривали её на картине. Давайте вспомним, какой формы она, из каких частей состоит…»

При организации такого вида деятельности, как рассматривание произведений изобразительного искусства, нам, воспитателям, следует помнить, что эти произведения должны быть высокохудожественными, эмоционально насыщенными, доступными для понимания детей.

Рассматривая художественные произведения, мы придерживаемся определенных правил:

вносим репродукцию или иллюстрацию заранее, располагаем её в удобном, хорошо освещённом месте, чуть выше уровня глаз ребёнка, чтобы дети могли спокойно рассмотреть её.

При необходимости привлекаем внимание детей к этой картинке и во время занятия.

Картины, в которых запечатлены явления природы и различные события: листопад, ливень, радуга, зимний пейзаж, жизнь животных, птиц, праздничный салют, улица, украшенная к празднику, быт и труд людей, игры детей и др., - создадут у детей яркие зрительные образы этих явлений, обогатят их восприятие, помогут перенести некоторые элементы выразительности в свой рисунок. При рассматривании картин мы тщательно продумываем вопрос: именно от этого зависит правильное восприятие ребёнком нарисованного.

Так, знакомя своих воспитанников с пейзажной лирикой, предлагаем детям такие вопросы:

- Какая пора года здесь изображена?

- Как вы это определили?

- Как вы думаете, здесь изображено начало весны (лета…), середина или конец? Как вы

догадались?

- Как художник расположил предметы, чтобы мы поняли, что здесь большой лес (поле…)?

- Какие краски использовал художник в своей картине?

- Сравните, одинаковое ли везде небо по цвету? Везде ли одинаков синий, голубой цвет?

Сравните цвета!

- Какой день изобразил художник, солнечный или пасмурный? Вечер это или утро? Как вы

определили?

- Как бы ты назвал эту картину?

Такие вопросы заставляют ребенка думать, анализировать, сравнивать, понимать цветовое решение.

Интересный вид работы - показ диафильмов. Их целенаправленный просмотр помогает понять приёмы передачи в рисунке животных и человека в движении, глубже вникнуть в композиционное построение. Диафильмы удобны тем, что можно повторно показать любой кадр и сравнить, например, цвет неба, моря, высоту волн, что характеризует гнев рыбки («Сказка о рыбаке и рыбке»).

После просмотра диафильма по сказке «Лиса и заяц» стремимся к тому, чтобы дети поняли, как по-разному художник изображает своих героев в разное время:

- Давайте сравним, как художник изобразил зайца, когда он пригласил лису в гости и когда лиса

выгнала его из дома. Одинаковые ли у него глаза на этих рисунках? Уши? Щеки? Рот?

Такие вопросы учат детей сопоставлять, рождают желание творчески подойти к своему рисунку.

Используем мы и связь занятий по рисованию с музыкальными занятиями. Прослушивание музыкальных произведений мы даём перед занятием по ИЗО, на музыкальных занятиях, а иногда музыка служит фоном на протяжении всего занятия по рисованию, создавая тем самым определенное настроение. Такой вид работы целесообразно использовать при рисовании пейзажей. Так, предлагая ребятам тему «Весна пришла», желательно, чтобы в течение всего занятия очень тихо, создавая определенный настрой, звучала музыка П.И. Чайковского «Весна» или «Жаворонок» М.Глинки.

Когда мы познакомили детей с «Кавалерийской» Д. Кабалевского, предложили рассказать, что они себе представляют под звучание этой музыки. Ответы были самые разные: тачанка, конница Буденого, цирковое выступление лошадей. Но главным было то, что все дети уловили в музыке стремительный бег лошади, и на рисунках ребята изобразили быстро мчащихся конников.

Музыка - одно из средств эстетического воспитания - способствует выражению определенных мыслей и чувств ребенка.

Все перечисленные виды деятельности по ИЗО тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Последним эту связь при подготовке к рисованию на тему «Космос». Готовиться мы начинаем задолго до Дня Космонавтики. Провели такую работу:

  • беседа о полёте в космос;

  • рассматривание иллюстраций и художественных открыток, рассматривание альбома «В космосе»;

  • разучивание стихотворений;

  • чтение отрывков из книги Н. Носова «Незнайка на луне»;

  • слушание музыки о космосе композитора А. Пахмутовой и О. Фельцмана.

А затем проводим занятия:

  • лепка «Космонавт»;

  • конструирование «Ракета»;

  • аппликация «В космосе».

В течение всей этой работы постоянно играем с детьми в сюжетно-ролевую игру «Космодром».

В результате такой работы рисунки детей получились самыми разными: одни изобразили старт ракеты, другие - межпланетные корабли, летающие тарелки, третьи - космонавтов на Луне, четвертые - встречу с инопланетянами на загадочной планете…

При обучении детей рисованию мы, воспитатели, должны в полной мере стремиться к осуществлению органичной взаимосвязи между различными видами детской деятельности.



© 2010-2022