Народные праздники на Руси

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по теме: «Народные праздники на Руси», с использованием

ИКТ - технологии.

Воспитатель: Нетребко С.Н. МБДОУ детский сад №8

комбинированного вида,

ст. Старощербиновская.


Разработал: воспитатель группы компенсирующей направленности

С.Н. Нетребко

Цель: Развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Использование современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов», «Песня колядовщиков».

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники? /Ответы детей/

(Слайд № 1)

Воспитатель: - Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки - русские люди - всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как они праздновали?

Сейчас мы с вами отправимся в прошлое.

Воспитатель: - Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.

(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).

(Слайд № 2)

Воспитатель: - Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

(Слайд № 3)

- Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды по особенному готовили праздничное угощение. (Рассматривание иллюстраций костюмов). (Слайд № 4)

Бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте внимательно звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Воспитатель: - Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси?

(Слайд № 5) (Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество).

Воспитатель: - Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.

- А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд № 6)

Воспитатель: - Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка - это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос - Сын Божий.
Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество» Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад
Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень,
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастье всем!»

(Слайд № 7)

Воспитатель: - Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Первый обычай - ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Слайд № 8) (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: - На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)

Воспитатель: - Колядки - это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. Я знаю, что вы подготовили колядки.? Давайте прочитаем их.

Ребёнок: - Коляда, коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества
Дайте коровку,
Маслену головку!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому.

(Слайд № 9) (Рассматривание сюжетных картинок).

Воспитатель: - Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

Воспитатель: - Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).

Воспитатель: - Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули - их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

(Слышится веселая песенка колядовщиков.)
Воспитатель: А давайте поиграем в русскую народную игру, которая называется «Иван». Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Если будешь ты обут -
Волки, лисы не найдут,
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:
- Иван-косарь, что ты делаешь?
- Траву кошу.
- А зачем косишь?
- Коров кормить.
- А зачем коровы?
- Молочко давать.
- А зачем молочко?
- Сырцы делать.
- А зачем сырцы?
- Охотников кормить.
- А зачем охотников кормить?
- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

(Слайд № 10)

Воспитатель: - Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица»). (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, это Масленица. Масленица - самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

Воспитатель: - Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

(Слайд № 11)

Воспитатель: - Масленицу называли широкой, веселой, « душа ль ты моя Масленица»; «сахарные твои уста, сладкая твоя речь»; «приезжай ко мне в гости на широк двор - на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Воспитатель: - Послушайте стихотворение:

Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конях вороных.

Воспитатель: - Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

(Слайд № 12)

Воспитатель: - Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)

Воспитатель: - Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

(Слайд № 13)

Воспитатель: - А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей). Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца. Его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. Чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали - так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

(Слайд № 14)

Воспитатель: - А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Русские народные игры интересные, веселые - «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

(Слайд № 15)

Воспитатель: - Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.

Воспитатель: - Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, Пасха - ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

(Слайд № 16)

Воспитатель: - Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались - христосовались - и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ Пасхи.

(Слайд № 17) (Выставка пасхальных яиц).

Воспитатель: - Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить - для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

Воспитатель: - А сейчас пора возвращаться назад - в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку.

(Слайд № 18) (Звучит музыка).

- И вот мы снова в нашем саду, мы вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами отпраздновали Новый год, Рождество, скоро будем праздновать Масленицу.

Воспитатель: - Расскажите мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Как вы будете отмечать праздники? Какие вы будете дарить подарки друзьям? Какие добрые и теплые слова вы будете говорить своим близким?

(Слайд № 19)


Воспитатель: - А сейчас давайте нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким. (Сделать выставку открыток). А в следующий раз я вам подробно расскажу о народном празднике «Масленице». До встречи! (Звучит русская народная музыка «Улетай на крыльях ветра»).



© 2010-2022