Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны "Детский сад комбинированного вида №44 "Золушка"









Консультация для воспитателей

на тему:

"Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"














подготовила:

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Филатова Татьяна Фёдоровна.





Набережные Челны

2015г.

"Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"


В ДОУ с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные

инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания зависит не только от достаточного оснащения

занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от

правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их

заинтересованности и конкретных возможностях детского сада.

Используется следующее музыкальное оборудование:

  • детские музыкальные инструменты;

музыкальные игрушки;

  • музыкально - дидактические пособия: учебно - наглядный материал, настольные музыкально - дидактические игры;

  • аудиовизуальные пособия;

  • оборудование для художественно - театральной деятельности;

  • атрибуты, костюмы.

Детские музыкальные инструменты:

  • в младших группах: бубен, барабан, погремушки, колокольчики;

  • в средних группах: добавляются деревянные палочки, металлофон;

  • в старшей группе: румба, треугольник, металлофон и другие

( на выбор );

  • в подготовительной группе: маракасы, трещотка, кастаньеты,

ксилофон и другие ( на выбор ).

Интересные музыкальные инструменты получаются из бросового материала - это и пластиковые бутылочки с крупой, и коробочки, и

подвешенные на ниточках ключи, и кастаньеты из скорлупок грецкого

ореха и многое другое.

Музыкально - дидактические игры - важное средство развития

музыкальной деятельности детей. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать

основами музыкальной грамоты. Развивать самостоятельную музыкальную деятельность детей. Такие игры должны быть разнообразны по содержанию. Красочно и эстетично оформлены.

Теперь можно приобрести и фабричные настольные музыкальные

игры, а можно изготовить самим по книге З.Я. Роот «Музыкально -

дидактические игры для дошкольников». Предлагается примерный

список игр по каждому возрасту.

Организация предметно - пространственной среды для театрализованной деятельности.

3 основные цели театральных занятий: их содержание, формы и методы должны способствовать:

  1. Развитию речи и навыков театрально -исполнительской деятельности;

  2. Созданию атмосферы творчества;

  3. Социально - эмоциональному развитию детей.

Предметно - пространственная среда (ППС) не только должна

обеспечивать совместную театрализованную деятельность (ТД) детей,

но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка,

своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании

ППС, обеспечивающей ТД детей, следует учитывать следующее:

1 - индивидуальные социально - психологические особенности

ребёнка (для обеспечения оптимального баланса деятельности детей

в каждой группе должна быть оборудована театральная зона (или уголок сказки), а также «Тихий уголок».

2 - индивидуальные интересы, склонности и потребности (то есть

ППС должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка

на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.

Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные

виды кукольного театра:

  • для младших групп:

а) пальчиковый театр;

б) театр кукол на столе (из разного материала, в том числе из

конусов разной высоты).

- для старших групп:

а) театр ложек, деревянных лопаточек;

б) варежковый театр (из материала, из бумаги);

в) театр кукол из бросового материала (бутылочный, театр колпачков);

г) куклы - марионетки ;

д) театр кукол «би - ба - бо».

е) графический театр (с использованием графической символики -

сказки, графическая аналогия);

ж) театр кукол «остров зверей» (двусторонние куклы);

з) театр фигурок из теста;

и) театр мягкой игрушки.

Для повышения интереса к театрализованной деятельности в группах

создаются уголки ряжения, которые можно назвать «костюмерной»,

тут же можно устроить и «гримёрную» (обучать детей основам

накладывания грима, используя парики, шляпы, маски, полумаски).

И, наконец, театральную зону в группе можно назвать «кукольным

салоном», где «живут» театральные куклы разных видов.

Теперь о ширме. В обыденном представлении ширма -символ кукольного театра. Но для маленького ребёнка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да ещё стоя, да ещё с поднятыми вверх руками - удовольствие ниже среднего, поэтому в работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными. Большую часть

занятий рекомендуется проводить без ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей. Малыши не менее, чем кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах - в ситуациях «глаза в глаза».

3 - учитывать любознательность, исследовательский интерес и

творческие способности. Развитие всего этого основано на создании

спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования

с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и

костюмов к спектаклям.

Для этого в зоне ДТ необходимо иметь различный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

4 - возрастные и полоролевые особенности. Учёт возрастных

особенностей ребёнка требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования

и материалов.

Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально - чувственного опыта у детей - это длительная работа,

которая требует участия и родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются

равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные

истории» и другие, где родители - это и исполнители ролей, и

исполнители ролей, и изготовители декораций, костюмов.

Театральная деятельность в ДОУ может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; органично

включена в различные занятия (музыкальные, ИЗО и другие), а также

запланирована специально в недельном расписании по родному и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к

каждому ребёнку. Причём в зависимости от содержания занятий в

соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время

может быть организована работа разнообразных студий: «Кукольный

театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т.д.

Необходимо так организовать театральную деятельность детей, чтобы

каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой - то роли.

Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  • выбор детьми роли по желанию;

  • назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

  • распределение ролей по карточкам;

  • проигрывание ролей в парах.

Самое ценное - чтобы дети как в музыкальной, так и в театральной

деятельности, сами включались в игру, сами придумывали диалоги

действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности

своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные,

игровые импровизации.

Закончить своё выступление хотелось бы словами выдающегося

русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».



© 2010-2022