- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия Моя прекрасная осень
Конспект занятия Моя прекрасная осень
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Амбарцумян Н.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия «Моя прекрасная осень»
Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».
Игровая мотивация: помочь детям жаркой Африки понять особенности российской осени.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
-
Развивать поисковую деятельность детей:
-
способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
-
умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
-
Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна.
-
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
-
побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.);
-
продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
-
побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека.
-
Развивать художественный вкус.
-
Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия
-
«Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Африке. Дети читают текст: «Мы получили в подарок книгу «Русское народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».
-
Воспитатель предлагает детям найти на карте Африку и Россию и сравнить климат этих двух стран.
Диалоговая беседа
Воспитатель: А какая погода характерна для Африки?
Дети: В Африке очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди не переставая.
-
Бывает ли в Африке такая осень, как у нас?
-
Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?
-
А что у нас происходит осенью с растениями?
-
Давайте вспомним, какая бывает осень: сентябрь - солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов; октябрь - золотая осень, «лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...», листопад; ноябрь - птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче - ночь длиннее, первые заморозки и выпадение снега - предзимье.
-
Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Африки с нашей осенью?» Обсуждение проблемы.
Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.
Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кому их посылают).
Воспитатель: Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты-коллажи каждого периода осени.
-
Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.
-
Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
-
Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентирование особенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.
-
Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебны ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.
(Дети достают фанты-листики: лист липы - загадки, лист клена - стихи, лист дуба - заклички, лист рябины - считалки.)
Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый - начало осени, желтый - середину, светло- коричневый - конец.
В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.
Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах.)
Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?
-
Постановка новой проблемы.
Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Африки? Почему?
Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Африки понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.
Затем они вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:
-
зимние коллажи;
-
сочинение зимней сказки;
-
постановка спектакля и запись его на видеопленку.