Использование нетрадиционных методик оздоровления при организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование нетрадиционных методик оздоровления при организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ

Предлагаю рекомендации по проведению комплексных занятий с использованием элементов аутогенной тренировки, хорошо известной как один из методов оздоровления и освобождения от нагрузок и стрессов в мире взрослых, но мало или почти не используемый в работе с детьми в детском саду.

Теоретики и практики дошкольного воспитания подчеркивают важность и целесообразность проведения занятий такого типа. Кроме того, упражнения по аутотренингу, достаточно простые, но весьма эффективные, могут заинтересовать и самих воспитателей, у которых нет возможности заниматься своим здоровьем, и

которые более чем кто-либо нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Аутогенная тренировка (от греческого «сам производящий») основана на самовнушении в состоянии расслабления мышц, дыхания, сосудов сердца, которое не мешает подсознательно воспринимать внушаемые ему формулы, отражающие цели, исследуемые человеком, выбравший определенный курс занятий по этой системе.

Автором этого метода является немецкий врач Иоганн Шульц, считавший, что аутогенная тренировка включает в себя «внушение, йогу, гимнастику, педагогику», действует на человека комплексно «от мышц до мировоззрения» и в то же время является

органической «психотерапией», так как не содержит в себе ничего, что могло бы нарушить «естество организма».

Принцип методики, научиться специальными упражнениям воздействовать на своё физиологическое и психологическое состояние.

Аутогенная тренировка делится на низшую и высшую. Главное в процессе занятий низшей аутогенной тренировки это постепенное овладение определенными упражнениями, которые помогают научиться управлять работой внутренних органов и добиваться психического и физиологического расслабления.

Низшая аутогенная тренировка является способом переключения организма из напряженного рабочего состояния в состояние восстановительного покоя, и одна из целей упражнений, сделать переход как можно более легким и спокойным. Конечно, существуют проверенные временем и известные всем способы снятия переутомления и перенапряжения - это чередование физической и умственной деятельности, спокойные прогулки, туристические походы и т. д.

Но современному взрослому человеку и даже ребенку нужно большее: слишком много перегрузок как физического, так и психического характера падает на него и времени на отдых хронически не хватает. Другая не менее важная цель аутогенной тренировки, воспитание определенных черт характера, необходимых для жизни в сложнейших условиях 21 века.

В процессе аутогенной тренировки смена состояния происходит в определенной последовательности:

1) принимается нужная поза, необходимая для релаксации;

2) закрываются глаза;

3) возникает чувство общего успокоения, появляется ощущение чувства тяжести, возникает приятное ощущение тепла, разливающегося по всему телу.

Заниматься аутогенной тренировкой необходимо в спокойной обстановке, исключающей какие- либо внешние раздражители, в хорошо проветриваемом помещении, в удобной для принятия различных поз одежде.

На занятиях аутотренингом применяются позы, в которых тело способно полностью расслабиться и находиться в которых нужно без применения мускульных усилий.

Основная поза- «поза кучера»: человек сидит на стуле, поясница выпрямлена, верхняя часть туловища слегка согнута (напоминает согнутую спину кошки) ; голова опущена, ноги на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедер (представьте кучера, который задумался, ослабил поводья, и лошади спокойно бредут сами по себе) .

Верный признак того, что положение выбрано правильно, полностью расслабленные запястья.

Среди других основных поз - поза, лежа (на спине, голова на подушке, ноги вытянуты, стопы обращены слегка наружу, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях) и поза полулёжа (необходимо кресло с высокой спинкой, чтобы поясница была расположена на уровне нижней ее части и можно было удобно откинуть голову; подлокотники должны находиться на такой высоте, чтобы на них можно было положить слегка согнутые локти, кисти должны свободно свисать с подлокотников) .

Перед началом занятий аутотренингом надо создать себе положительный настрой и ни в коем случае не расстраиваться, если не сразу добьетесь желаемых результатов. Умение воздействовать на свое подсознание методом самовнушения появляется в результате тренировок, повторов и с течением времени нужное состояние приходит все быстрее и легче.

Упражнение 1

Цель: вызывать ощущение чувства тяжести.

Принять нужную для расслабления позу, настроить себя с помощью фразы «Я совершенно спокоен». Эту фразу нужно произносить перед каждым упражнением и в процессе выполнения упражнений между фазами, причем каждый занимающийся вызывает в памяти свои собственные образы, которые помогают ему погрузить себя в состояние покоя.

Чтобы вызвать ощущение чувства тяжести, используется форма «моя правая рука тяжелая» (её нужно произносить 5-6 раз) .

Потом представить себе «волшебную» формулу «Я совершенно спокоен» и произнести: «Моя левая рука тяжелая» (тоже 5-6 раз). Затем сказать себе: «Обе руки тяжелые».

Следующий этап - тоже самое, но задействовать ноги, не забывая про фразу «Я совершенно спокоен».

Последнее «заклинание»: «Руки и ноги тяжелые».

Все формулы произносятся про себя, руки и ноги бездействуют. По мере продвижения вперед во все формулы, добавляется слово «совершенно». Продолжительность выполнения упражнений не более 1 минуты. Для выхода из аутогенного погружения

применяются формулы «Руки напряжены. Вытягиваю

руки, сгибаю ноги, дышу глубоко, открываю глаза! » Эти команды выполняются без промедления и только в указанной последовательности:

1) энергично вытянуть руки и согнуть ноги

2) произвести глубокий вдох

3) открыть глаза.

Выход из расслабления - неотъемлимая часть аутотренинга, так же важен как и все предыдущие действия. При указанной последовательности занимающийся быстро возвращается в бодрствующее состояние. Если же последовательность действий нарушить (типичная ошибка - первым делом открыть глаза) то это затруднить полный выход из гипнотического состояния и руки ещё долго могут ощущаться «чужими», как будто закостеневшими.

Помните, что Вы фактически находились в состоянии самогипноза, хотя ваше сознание и не отключалось, и выйти из него тоже искусство. Это упражнение рекомендуется выполнять до 3-х раз в день, через неделю продолжительность его увеличивается до 4-х минут. Упражнение считается отработанным, когда ощущение тяжести возникает быстро и чувствуется довольно отчетливо. К новому упражнению можно приступать только тогда, когда хорошо усвоено первое.

Основные заповеди аутогенной тренировки:

1. Формула каждого упражнения повторяется 5-6 раз и чередуется с главной фразой всего цикла.

2. В результате систематических занятий и отработки различных умений можно в одном занятии самовнушением совместить все упражнения и формулы свести к следующей цепочке «приказов» спокойствие - отяжеление - теплота - сердце-спокойное дыхание - теплое солнечное сплетение - лоб прохладный.

Аутотренинг может стать основной частью физкультурного занятия, проводиться в конце его после подвижной игры, чтобы успокоить детей, снять с них нагрузку, которую они получили на занятии.

Опыт показывает, что дети, как правило, хорошо расслабляются, слушая то, что говорит воспитатель. Он сам составляет рассказ, в котором использует все формулы аутогенной тренировки в нужном порядке. Количество повторов каждой формулы для детей уменьшается, а все формулы предлагаются в виде конкретных образов: «Мы несём в руках тяжелую корзину, полную ягод, рука наша стала тяжелой, очень тяжелой».

Аутотренинг проводится, начиная с младшей группы, не нарушая последовательности отработки упражнений в рекомендуемом порядке.

Аутотренинг можно проводить под музыку. Музыка помогает быстрее расслабиться, создать соответствующий фон рассказа, который составил воспитатель.

Составляя план занятий необходимо продумать его цель. Сформулировать задачи, включающие следующие моменты:

а) создать положительно эмоциональный настрой;

б) совершенствование определенных умений и навыков, а также дыхания (физкультурное занятие) ;

в) закрепление определенных речевых навыков (разв. речи) и развитие творческого воображения (изодеятельности) .

На таких занятиях нельзя вводить новый материал, а только закреплять уже пройденный.

Воспитатель должен готовиться к таким занятиям:

а) подобрать необходимый теоретический и практический материал;

б) составить подробный план-конспект занятия;

в) подготовить необходимый наглядный материал и спортивный инвентарь;

г) подобрать музыку и составить текс аутотренинга, связанный с содержанием занятия;

д) провести с детьми подготовительную работу вне занятий.

Упражнение 2

Цель: вызвать ощущение тепла в руках и ногах, улучшить прилив крови к органам за счет расширения кровеносных сосудов.

«Правая (левая) рука теплая»

«Руки совершенно теплые»

«Правая (левая) нога теплая»

«Ноги совершенно теплые»

«Руки, ноги совершенно тяжелые, теплые»

В дальнейшем, используя этот закон, можно заменять названные формулы самовнушения более общими: руки тяжелые, руки теплые - натренированный человек обходится фразой: «Покой-тяжесть-тепло».

Самостоятельная работа педагогов:

Цель: Привести в норму и «подчеркнуть» удары сердца.

Цель: Привести в порядок дыхание.

Цель: Вызвать ощущение тепла в солнечном сплетении.

Цель: Вызвать ощущение прохладного лба.

Хотелось бы обратить внимание на психологическое самочувствие воспитателя.

Отрицательно окрашенное состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Поэтому воспитатель должен владеть методами и способами управления собственным эмоциональным состоянием. Предлагаю упражнение, которое позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психического и физического напряжения.

Упражнение «Поплавок в океане»

Закройте глаза и вообразите, что ВЫ маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда вас несет ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутить движение волн, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие ещё возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.


© 2010-2022