- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Упражнения в практической жизни по методике Марии Монтессори, как способ социализации детей дошкольного возраста
Упражнения в практической жизни по методике Марии Монтессори, как способ социализации детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Базарова Т.М. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №69 «Ладушки» Старооскольского городского округа
«Упражнения в практической жизни
по методике Марии Монтессори,
как способ социализации детей дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
Базарова Т.М.
г. Старый Оскол
Дети дошкольного возраста обладают стремлением к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Они находятся в сензитивном периоде развития. Это периоды особой чувствительности развития детей:
- период развития речи (0-6 лет);
- период восприятия порядка (0-3 лет);
- период сенсорного развития (0-5.5 лет);
- период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5 лет);
- период развития движений и действий (1-4 лет);
- период развития социальных навыков (2.5-6 лет).
Мария Монтессори видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование установок к различным видам труда и творчества, а также основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира упражнения в практической жизни. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями.
Для социализации детей дошкольного возраста Мария Монтессори включила в упражнения в практической жизни, упражнения, часть которых состоит из повседневных дел, учитывая все потребности ребенка. Тщательно подобранные предметы для упражнений способствуют формированию у детей навыков практической жизни и понимания целей своей деятельности. Упражнения в практической жизни дают детям возможность общаться в совместной деятельности друг с другом в уходе за цветами, в завязывании бантов, в переливании воды, в чистке металлических предметов или чистке ботинок и др. Для дошкольников такая деятельность является самоцелью: младший дошкольник вытирает только из желания тереть, не ожидая прямого результата, а более старшему будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, для того чтобы он мог его осуществить. Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.
Нахождение детей в детском саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании. Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры для усвоения норм и ценностей принятых в обществе.
Итак, упражнения в практической жизни способствуют социализации детей дошкольного следующим образом:
-
направляют стремление детей действовать в разумном русле;
-
координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
-
способствуют независимости ребенка от взрослых, его
самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
-
развивают чувство ответственности перед окружающими.
Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой.