Консультация для воспитателей Игра и возраст. Этапы развития игры

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»













Консультация для воспитателей на тему:


«Игра и возраст дошкольника.
Развитие игры»







Подготовила:

Воспитатель группы № 4

Маурина Светлана Юрьевна











Арзамас

2015

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, когда закладываются основы личности, развиваются волевая сфера, воображение, образное мышление, самосознание, потребностно-мотивационная сфера, творческие способности ребенка. Эти важнейшие качества формируются в ведущей деятельности дошкольника - игре.

Е.Е. Кравцовой доказано, для того, чтобы игровая деятельность служила целям полноценного развития личности дошкольника, основные её виды (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами) должны быть своевременно освоены детьми во всем комплексе их специфических характеристик с учетом логики и закономерностей развития воображения - центрального новообразования дошкольников.

Итак, в рамках ведущей деятельности появляется и созревает новое психологическое новообразование - воображение. В игре ребенок может представить себя в роли пирата или принца, в роли доброго или злого волшебника, в роли победителя или побежденного. Примеривая к себе разные роли, проигрывая их в разных ситуациях, ребенок приобретает умение отрываться от конкретной действительности, видеть мир в разных его проявлениях, видеть разные стороны жизни. Вместе с тем, многие педагоги и психологи отмечают, что современные дети стали меньше и хуже играть, что ведет к проблемам в их развитии. Это означает, что все изменения в психике и личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Таким образом, хочешь научить ребенка учиться - играй с ним.

Воображение позволяет ребенку быть субъектом собственной деятельности, реализовать и тенденцию к самостоятельности (через создание воображаемых ситуаций), и тенденцию к совместной жизни с взрослыми (через особое содержание игр). Помимо этого, воображение помогает реализовать самые разные позиции общения, управлять своими эмоциями. Любые ситуации, игры, содержание обучения и т. п. будут иметь развивающий характер, отвечать психологическим особенностям детей, если они в той или иной мере связаны с воображением.

Игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям, и представляет собой ряд генетически связанных этапов.

В концепции, построенной Д.Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:

- предметная игра (от рождения до трех лет), содержанием которой является действие ребенка с предметами;

- ролевая игра (от 3 до 7 лет), содержанием которой является отражение взаимоотношений между людьми;

- игра с правилами (6 - 7 лет), содержанием которой является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.

Основная единицы игры здесь - выполнение ребенком роли. Эльконин прослеживает выполнение ребенком роли в игре: сначала она носит обобщенный характер, затем наделяется индивидуальными чертами. Пример: ребенок ест ложкой - ребенок кормит куклу - ребенок кормит куклу как мама.

Л.С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая ситуация. Мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Вспомните «волшебные» слова детства - «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурируют игрушки. Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо «расхождение смыслового и видимого поля». Видишь одно, а представляешь другое. Это возможно благодаря воображению, позволяющему переносить функции одного предмета на другой. Поэтому мнимую ситуацию можно с полным правом называть также воображаемой ситуацией.

Именно поэтому в раннем возрасте нет игры как таковой, потому что нет мнимой ситуации (когда ребенок, придумывая сюжет, переносит функцию с одного предмета на другой). Дети играют, не отделяя воображаемую ситуацию от реальной.

Е.Е. Кравцова выделяет такие этапы в развитии игры дошкольника, основываясь на выделенном Л.С. Выготским критерии - наличии мнимой ситуации.

Режиссерская игра (2 - 3 года). В два-три года у ребенка появляется интересное занятие: он берет множество мелких предметов и расставляет их перед собой на стуле, на полу или на подоконнике. Это могут быть самые разные вещи: кубики, пуговицы, мамина помада, папины гвозди, множество других мелких предметов, которые попадутся ребенку под руку.

Он переставляет их, убирает одни и на их место ставит другие, издавая при этом не очень понятные нам звуки. Взрослые, как правило, не обращают внимания на эту деятельность (если только малыш не использует в ней запретные предметы). Психологи называют эту деятельность режиссерской игрой. И правда, в ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Например, ребенок в этой игре сам создает сюжет-сценарий. Это часто очень удивляет окружающих: как он, такой маленький, сам придумывает сюжет? Мы, взрослые, привыкли к тому, что самостоятельность в чем-либо, в том числе и в придумывании сюжета, появляется как своеобразный результат той или иной обучающей деятельности. Это действительно так, но если ребенок с самого начала не проявит самостоятельности в своей деятельности, он так и останется зависим. Например, играя во врача, так и будет, как его научили, измерять температуру и смотреть горло, даже если «пациент» жалуется на боль в пятке.

Здесь важны несколько моментов:

1. Самостоятельно придуманные маленькие сюжеты. Конечно, эти сюжеты еще очень просты, они могут состоять всего из одного-двух предложений, но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.

2. Малыш придумывает, чем что будет. Кубики могут стать машинками, человечками, кирпичиками или остаться просто кубиками; из маминой помады может получиться замечательная пушка или цветок, из папиных гвоздей - солдатики или перекресток с регулировщиком. Другими словами, ребенок в этой игре начинает переносить функции одного предмета на другой.

3. Продуманные ребенком мизансцены. Ребенок представляет, кто и где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».

4. Исполнение ребенком в этой игре всех ролей, если они есть, или просто сопровождение игры «дикторским» текстом.

Что дает режиссерская игра ребенку: в режиссерской игре ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу и начинает самостоятельно придумывать сюжет игры.

Образно-ролевая игра (3 - 4 года). В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название образно-ролевой игры.

Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна успеть отвести в детский сад малыша, который, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не идет по ступенькам, как все «нормальные» дети, а «объезжает» их. «Что за ребенок такой!» - в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я - машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а потому, что он - машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту.

Это и есть образно-ролевая игра. Этот этап так же необходим ребенку: и для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, и для умения перевоплощаться, и для развития творчества (ведь машина машине рознь), и, главное, она очень нужна для развития детского воображения. Говоря о режиссерской игре, мы упоминаем о том, что означает для ребенка перенос функции с одного предмета на другой. По-настоящему этот перенос и происходит в образно-ролевой игре. Ведь для того чтобы перенести какое-либо свойство или функцию с одного предмета на другой, необходимо его (это свойство) «примерить» на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим: благодаря ей он может не только ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но гудеть, хрипеть и даже выпускать дым. Это свойство детей - умение перевоплощаться - может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации.

Образно-ролевая игра дает возможность малышу по-новому общаться с взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.

Приведем пример. Мама пришла с работы усталая. Увидев, что игрушки опять разбросаны, очень рассердилась, накричала и ушла на кухню. Через несколько минут там появляется ее дочка, правда, идет она на цыпочках и начинает ласкаться. На сердитый возглас матери отвечает: «Я котенок». От этого мама не может не растаять - мир восстановлен. Быстро устраняется причина раздора - убираются на место игрушки, и мама с дочерью дружно готовят ужин.

Сюжетно-ролевая игра (4 - 5 лет). Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (то есть, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Прежде всего, как отмечал Д. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. Здесь основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

Игры детей предыдущих поколений были очень богаты по содержанию, игры современных детей больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство, труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался скрыт для них. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» становилось игрой в ту или иную профессию, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились, и от взрослых требуются дополнительные усилия. Необходимо находить время для беседы с ребенком. Например, рассказать, как вы были в парикмахерской и что там происходило.

Сочиняя тот или иной рассказ, необходимо учитывать два правила.

1. Нужно включить такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре. Важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Например, в рассказе о парикмахерской должны обязательно фигурировать мужской и женский мастера, маникюрша, кассир, клиенты, пришедшие стричься, укладывать или красить волосы, бриться, делать маникюр и т. п.

2. Рассказ должен иметь очень сильную эмоциональную окраску. Это возводит обыденное дело в ранг события. Дети лучше запоминают то, что эмоционально значимо для них. Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев вашего рассказа что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица: у парикмахера вдруг куда-то пропали ножницы, кого-то вместо обычной краски покрасили в голубой цвет, кто-то шел стричься, а попал к врачу. Следует обратить внимание на то, что все нелепицы должны быть тесно связаны с информацией, которую ребенок будет затем использовать в игре, но вот «откроет» он ее для себя сам. Оказывается, парикмахеры надевают халаты, мастеру нужны ножницы, чтобы стричь, в парикмахерской красят совсем не теми красками, какими малыш привык рисовать, и кресло должно подниматься и опускаться при помощи педали.

Игра с правилами (5 - 6 лет). Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры - игра с правилами. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Если вы помните, то воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества - между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения - особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным. Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, - необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Завершает развитие игры режиссерская игра старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет), которая собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка. Конечно, режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которая была у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней так же один ребенок исполняет все роли. Правда, сюжеты становятся сложнее, предметная ситуация служит только пусковым механизмом, часто уступая место литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает все действия речью, а порой и заменяет ею все действия.

Этот последний в дошкольном возрасте вид игры подводит некоторые итоги в развитии воображения. Он, прежде всего, предоставляет ребенку возможность действовать исходя из внутренней позиции. Причем эта внутренняя позиция крепнет в режиссерской игре, набирает силу, уже не нуждается в помощи опыта и в предметных подпорках. Она выходит с помощью режиссерской игры на передний план и начинает играть в воображении главную роль. Все это меняет способность к воображению качественным образом. Ребенок, переходящий на данный уровень развития воображения, уже способен осмыслить не только сделанное им самим, но и то, что сделали другие люди, придать смысл бессмысленному, например пятну или незнакомому предмету, и хорошо знакомым ему вещам. Дети могут использовать одну и ту же вещь по-разному, в зависимости от своего замысла, причем делать это в одной и той же ситуации.

Таким образом, ребенок перестает нуждаться в многочисленных предметах для своей игры. Он способен не только представлять одну и ту же палочку то шприцем, то градусником, то карандашом, то гвоздем, но и воображать саму эту палочку и придавать ей самое разное значение и смысл. Этот уровень развития воображения теснейшим образом связан с возникновением символической функции и с психологической готовностью детей к обучению в школе.

Таким образом, согласно периодизации Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте соседствуют три принципиально разных вида игры: режиссерская, сюжетно-ролевая и игра с правилами. Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих порождает последующий, причем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же оканчивается развитие данного вида деятельности. При этом целенаправленное развитие воображения является важнейшим условием, которое обеспечивает в полной мере проживание ребенком дошкольного детства, овладения им полноценной игрой.

Литература:


  1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999.

  2. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

  3. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

  4. Лещинская-Гурова, О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. - Нижний Новгород, 1999.

  5. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.


© 2010-2022