Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии

В дошкольном возрасте педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

• сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и сверстниками)

• психосоматические заболевания

• различные формы нарушений поведения

• сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод, появление младшего ребенка, потери и т.д.

• повышенная тревожность

• страхи

• адаптация в школе и детском саду

• неврозы.

Решение этих проблем в основном ложится на плечи педагогов и то, какими способами они будут решаться, будет отражено в дальнейшем развитии каждого ребенка. Педагоги выбирают свои подходы и методы, мы же считаем, что наиболее действенно в данном возрасте будет работать песочная терапия.

Песочная терапия для ребенка - возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это, по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.

Если рассматривать песочная терапию как метод терапевтического воздействия на ребенка то это:

 Один из лучших методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии.

 Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

 Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Принцип «терапии песком» был предложен Г.К. Юнгом - швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии. Теоретико-методологическую основу представила его ученица Д. Каллф в 1950-х г.г. разработала терапевтический метод Sandplay для работы с детьми и взрослыми. Современные авторы изучающие феномен песочной терапии это такие ученые как: Н.А. Сакович, Ю.С. Шиманович, Д.Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.

На основе данного метода мы разработали цикл занятий.

Целью занятий стало: повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста через использование метода песочной терапии

Задачи, решаемые нами:

• усиление самостоятельности ребенка.

• развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции

(восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.

Песочная терапия требует определенные условия для своей реализации:

• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Но если данный метод применять систематически, все вышеперечисленные условия выполнимы достаточно просто.

Песочная терапия как и всякий подход делится на определенные методы и приемы. А именно: исследовательская, практическая деятельность - включает в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения. Игровая деятельность - это обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации). Словесные методы - беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки). И наглядные методы включает в себя: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.

При использовании в нашей работе пескотерапии были получены следующие результаты:

У детей:

• повысился общий эмоциональный фон;

• снизился уровень тревожности;

• повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками

У родителей:

• проявился интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;

• повысилась психолого-педагогическая культура.

Работа с песком приносит радость и спокойствие, проверти на себе эффект песочной терапии и вы не разочаруетесь.

© 2010-2022