Опыт работы по гражданско - патриотическому воспитанию в ДОУ Журавленок

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

В настоящее время тема патриотизма и гражданственности очень актуальна и важна. В тоже время эта работа особенно трудна, требует большого такта и терпения. Первоочередная задача педагогов - это конечно же знакомство с нормативно - правовой базой: это Закон об Образовании ДНР, Государственный стандарт дошкольного образования и конечно же Концепция патриотического воспитания ДНР.

Заведующий детским садом Ольга Федоровна Мельникова за «круглым столом» знакомила коллег, родителей воспитанников с Концепцией патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике, с особенностями работы коллектива по формированию у детей первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Как же построена работа данного направления в нашем детском саду? Сегодня я хочу вас познакомить с работой данного направления, которая ведется в нашем дошкольном учреждении. Прежде всего хочу сказать, что мы используем проектный метод планирования. Составляется годовой план по проектному планированию и каждый проект обязательно включает в себя задачи по патриотическому воспитанию. Различные формы и методы работы воспитатели включают в план работы практически каждодневно. Несомненно такой принцип работы имеет свои преимущества, так как работа по патриотическому воспитанию проводится систематически.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом: составляется годовой план на каждый месяц по неделям с примерными темами бесед, дидактических игр и других видов деятельности.

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных Какие же формы и методы мы используем в своей работе?

Это занятия по ознакомлению с окружающим и познавательные занятия. Маленькому человечку сложно сразу понять, что такое Родина, патриот, поэтому свою работу ведем последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества и первый проект годового плана это «Моя семья», который позволяет детям прикоснуться к истории своей семьи, к своим историческим корням. В образовательной деятельности мы вместе с детьми выясняем, что такое понятие «семья», «семейный альбом», дети с удовольствием и интересом рассказывают о своих семьях, о маме и папе, о бабушках и дедушках, с увлечением рассматривают фотографии.

Проводились беседы на тему «Место работы родителей»,

«Интересное в нашем доме». Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей между поколениями. Как итог проекта дети вместе с родителями составляли родовое дерево.

Следующий годовой проект называется «Мой дом - детский сад»

начали с путешествия по территории детского сада, Рассматривая здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, кто заботится о них каждый день в детсаду. Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь - надо беречь.

После проведенных экскурсий в группе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным. Одним из интересных форм работы по данному проекту - это «интервью», где дети сами брали интервью у работников детского сада и конечно же знакомились ближе с трудом людей, которые делают жизнь в детском саду интересной и яркой. Также уже стала доброй традицией поздравлять всех сотрудников и дарить им маленькие рукотворные подарки например проводилась акция «Дари добро»… или «День обьятий»…

Следующим этапом было знакомство детей с родным краем и городом.

В октябре мы начали многогранный проект, который назвали «Мой родной Донбасс». Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным - экологическим своеобразием родного края. Были проведены познавательные занятия: Знакомство с историей возникновения Донбасса, занятия, посвященные изучению государственных символов Донецкой Народной Республики, где дети знакомятся с символикой своей страны: гимн, герб, флаг.

В каждой группе создан уголок по патриотическому воспитанию. Дети знакомились с государственными наградами.

Любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. Для этого мы использовали такой интересный прием как «виртуальное путешествие по улицам родного города», также проводились тематические беседы, просмотр презентаций о родном городе, которые готовили родители, дидактические игры и чтение художественной литературы. Проводились беседы о людях различных профессий, которые трудятся на предприятиях нашего города . Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе. Собрали фотоматериал с помощью родителей и создали альбом «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».

Очень запомнилась детям и взрослым презентация семейной газеты «Мой город», которая проводилась осенью 2015 года.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего города», «Работа угольного предприятия». Собрали фотоматериал о достопримечательностях, исторических памятниках и предприятиях родного города, а также во взаимодействии с родителями создали рукописную книгу об истории возникновения нашего города.

Одной из форм работы является создание рукописных книг. В нашем детском саду есть целая библиотека рукописных книг.

Недавно библиотека детского сада пополнилась очередной рукописной книгой, которая называется «Семь чудес Шахтерска».

Одним из форм работы в дошкольном учреждении является Музейная педагогика.

Я хочу вас познакомить с направлениями работы по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.

Планируется повести детей на экскурсию в музей баяна.

Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма - воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

Постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. В образовательной деятельности и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины разных художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствует образовательная деятельность по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, образовательная деятельность по изобразительному искусству Праздник «Золотая осень», «Осенняя ярмарка», конкурсы рисунков «Зима полна серебра» и т.д. Проводим тематические выставки. Сейчас проводится выставка «Сохраним первоцветы».
Традиции

Знакомство детей с народной культурой, традициями, обрядами укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Донбасса. Дети писали письмо Дедушке морозу.

Для этого проводятся: Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки». Планируется праздник «Здравствуй масленица» с участием детей и родителей.

Они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

В нашем детском саду проводилась неделя патриотического воспитания «Растем патриотами». Кульминацией недели стало развлечение «Русские народные подвижные игры». Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость. С Матрешкой и Петрушкой дети играли в любимые игры своих родителей: «Гуси-лебеди», «Я ношу, ношу платочек», «Колечко, выйди на крылечко» и другие.

Знакомство с Героическим прошлым. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, наша задача окружить вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.

Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали советские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
С помощью документальных фильмов и отрывков художественных фильмов о ВОВ расширялись знания детей об истории Великой Отечественной войне.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
3.Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы.
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.

В рамках проекта «Этот день Победы» были проведены такие мероприятия как: «Неделя памяти»

Утренник «День Победы » с приглашением ветеранов войны. Празднование 70 - летия Великой победы в Великой отечественной войне.

Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны. «Неделя памяти» включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны. Прослушивание грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет.

Просмотр документальных фильмов, отрывков художественных фильмов о ВОВ. Создание и просмотр презентаций о воинах- героях, защитниках своей Родины.

Выставка детских работ посвященная этой знаменательной дате, которую посетили группа журналистов канала Новороссия во главе с меромнашего города.

2.Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются: занятия, беседы. Рассматриваются репродукции картин; картинки с различными видами войск и Защитников Отечества.

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети - герои», «Герои войны - наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам защитников Донбасса, родного города, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны, Республики время.

Проводятся спортивно - патриотические праздники.

ДЕНЬ ПАПЫ В «ЖУРАВЛЕНКЕ»

23 февраля - этот праздник стал одним из главных зимних праздников в нашем детском саду «Журавленок», так как он дает возможность лишний раз напомнить всем о том, что такое смелость, отвага, благородство и мужество.

Педагоги и воспитанники к празднику готовились заранее: разучивали стихотворения, танцы, оформили стенгазету с поздравлениями, сделали поделки. Девочки решили: нужно поздравить и мальчиков, ведь это они - наши будущие защитники.

И вот этот день настал! В праздничном зале собрались гости: папы, дедушки, воины - ополченцы. В ходе праздника дети познакомились с традицией празднования Дня защитника Отечества, в играх - эстафетах закрепили знания о военных профессиях, названиях военной техники, упражнялись в ловкости, смекалке. Дух дружеских соревнований поддержали папы, приняв участие в эстафетах.

Очень хорошо, что есть такой праздник, когда всем мужчинам, независимо от возраста, говорят: « Вы - наша сильная половина, мы вас любим, мы в вас верим, мы вами гордимся!»

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

Оформление групповых комнат. Благоустройство ДОУ.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Изготавливаются дидактические и наглядные пособия;

Используются современные средства ТСО; карты, атлас Донбасса.

Пополняются фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;

собирается художественная литература;

В планах изготовить пособие «Заповедники Донбасса»; «Красной книги Донбасса»..

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.








© 2010-2022