Статья Детская ложь поощрять или наказывать

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детская ложь поощрять или наказывать?

Почему дети говорят неправду?


Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в растерянность, а иногда и смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребёнка, который только что соврал? В очередной раз объяснить ему, что ложь - это признак слабости, трусости и прочих негативных качеств в человеке? Иль посмеяться вместе с малышом, не скрывая того, что выдумка его обнаружена?

Между тем одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие к нам - взрослым. Ребёнок лжёт, потому что боится - вдруг мы накажем его за какой- либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно запрещённый нами поступок. Этот страх не появляется в душе ребёнка беспричинно.

И что греха таить часто кричим, раздражаемся, а то и шлёпнем малыша. (Подумаешь, мол, несколько шлепков! Физически на здоровье ребёнка это не отразится … Зато он в следующий раз побоится совершить запрещённый поступок.)

Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является положительным методом в воспитании. Нельзя растить в человеке страх. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство униженности, неравенства, зависимости.

Боязнь наказания очень часто не останавливает ребёнка перед очередным запретом. Лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывая взрослых.

И, может быть, тут, очень стоит нам, взрослым, ещё и ещё раз строже оглянуться на себя? Не слишком ли мы часто произносим «нельзя»? Забывая порой то, что ребёнок для своего естественно-нормального развития должен быть любопытным - любознательным, подвижным, непоседливым. Он должен во всём, везде, всегда исследовать и экспериментировать, открывая мир, в который входит…

Вторая причина детской лжи - это желание малыша самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребёнке из-за антипедагогического отношения к нему взрослых. Мы иногда позволяем себе смеяться над слабостью, нерешительностью, страхами детей. Делаем иронические замечания малышу (какой же ты трусишка! Какой ты слабый!), сравниваем его с более достойным в каких-то отношениях ребёнком, таким образом, унижая личное достоинство маленького человека.

В подобном случае, не имея других возможностей оказаться сильнее, вежливее и прочее, чем другие (отмеченные этими положительными качествами) люди, малыш приписывает себе все недостающие достоинства, выдумывая их. И вот уже он придумывает-сочиняет ситуации, в которых якобы проявились его удивительно - замечательные - героические черты.

Коли такое вдруг случиться, нам, взрослым, наверное, не нужно обличать ребёнка во лжи. Разумеется, постараться развить в нём желаемые качества. Вооружаясь любовью и терпением, мы, видимо должны чаще хвалить нашего маленького за все его хорошие поступки, не оставлять незамеченным каждое его старание. Не бояться… придумывать вместе с малышом сказочные истории, в которых он сильный - смелый - необыкновенный. А при возможности постараться помочь ребёнку. Дабы он обрёл веру в себя, в свои возможности и силы.

…Ещё один вариант детской лжи - неловкое старание ребёнка выставить своих близких, родителей, родственников, друзей в более ярком и достойном виде. Я сама как-то слышала ложь - мечту одной девочки о том, какой замечательный у неё папа. О том, какой удивительный, до неба дом он выстроил…О том, как он летал в Африку на парашюте…И подарил дочке говорящего попугая… Это была беспомощная детская ложь - сказка…Про чудесного папу, о котором малышка могла лишь мечтать. Не сказочный её папа пристрастен к спиртному и приносит малышке и её маме много горя.

К счастью, большинство из нас, родителей, вовсе не подходят на подобного отца семейства… И всё - таки… Всё - таки, может быть, иногда недаром наши дети пытаются придумать для нас, взрослых, другую жизнь, другие отношения, другие поступки и характеры? Может быть, нам стоит внимательнее прислушаться к этой детской лжи? Чтобы разглядеть в ней истину. И в данном случае, наверное, нам нужно начать перевоспитывать не детей, а самих себя? Или, если по малости лет и недопониманию наши дочери и сыновья неправильно оценили, какие - то наши поступки, спокойно побеседовать с малышом. Объяснить ему, что и как надо в данном случае понимать.

И третий вариант детской лжи. Это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Значит, у ребёнка живой и любознательный ум. И необходимо поощрять и развивать в нём эту замечательную способность чтением книг, посещением театра, совместными выдумками и играми. Ну, а если сами мы (случается, к сожалению, и так, друзья мои!) давным-давно разучились выдумывать и фантазировать, придётся срочно развивать в себе это полезное (во всяком случае, в деле воспитания) качество. Оно не только приблизит нас к нашим любимым сыновьям и дочкам, но и поможет яснее, глубже, серьёзнее понять ту «прекраснейшую ложь», ту мудрость (рождённую порой из озорства, из чувства юмора, из долгих наблюдений над жизнью), которая ложится в основу всякого искусства.

А громадное воспитательное значение всякого искусства ( в том числе и детского творчества!) - бесспорно.


Статья подготовлена педагогом - психологом МБДОУ д/с №15 Скоробогатовой Т.В.

Использованная литература: Гангус Л.В. «Азбука вежливости»

© 2010-2022