«Природа в эстетическом развитии ребенка» (Консультация для родителей)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андреева Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.Бирюча».

«Природа в эстетическом развитии ребенка» (Консультация для родителей).

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все люди способны видеть эту красоту. Природа постоянно воздействует на ребенка. Но дети многое не замечают, их восприятие очень поверхностно. И все же здесь, в царстве природы, они получают свой первый чувственный опыт, накапливают ощущения, идущие от самой жизни. Осмысленное восприятие предметов и явлений зарождается рано. Однако недостаточные знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. В познании мира природы - каждый ребенок первооткрыватель и исследователь. Здесь велика роль родителей, они сами должны видеть и понимать красоту окружающего мира и научить этому своего ребенка.

С первых лет жизни ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью, разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей - помочь своему ребенку обрести правильное виденье мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры, в образе их жизни и отношении к окружающему миру. Рассказывайте своему ребенку о том, как богата и прекрасна наша планета, о том у нее есть свои законы (смена дня и ночи, смена времен года, разнообразие погоды, изменения жизни растений и животных, птиц, насекомых в течение года). Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки своих родителей.

Уже в начале второго года жизни малыш изучает поведение мамы, папы, бабушки, бабушки, брата, сестры в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к окружающему природному миру ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители бережно относятся к природе, восхищаются ее красотой, то и ребенок впитывает в себя эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником грубости, бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы в букет, а затем оставляет их вянуть на солнце, малыш получает урок безнравственного отношения к природе. Если папа жесток с животными, то сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Какими же приемами могут пользоваться родители, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

- постоянно предоставлять ребенку возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, форму, запах, красоту;

- вызывать добрые чувства к рассматриваемому природному объекту;

- разговаривать с объектом живой природы (с елочкой, цветочком), наделяя его человеческими качествами;

- вводить в детские наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;

- вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла);

- в присутствии ребенка не допускать недостойного поведения по отношении к природе со стороны других людей, осуждать их действия.

Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Начинать работу в этом направлении необходимо с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. В период до семи лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаться в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволит успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры».

Ребенок радуется солнцу, траве, цветам, птицам, животным. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Родители открывают ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняют представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению. Главное, научить малыша замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы, чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строении, запаху.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше просто не замечал. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Необходимо, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, и родители должны использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание малыша на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят загадки, стихи и рассказы о природе.

Эстетическое восприятие немыслимо без чувства восхищения природой, успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на красоту окружающего мира, помочь увидеть ее, услышать. Важно, еще в раннем детстве научить ребенка замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать ее. Иногда для этого нужно всего небольшое усилие - и красота откроется. Что же привлекает малышей в природе? Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Можно восхищаться чем-то одним, а можно всем целиком. Главное научить ребенка смотреть на природу не только глазами, но и сердцем, испытывать восхищение, необходимое, как пища для души, а порой, и как лекарство. Стремясь воспитывать детей, как хранителей природы мы должны еще в раннем детстве научить их испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.



© 2010-2022