Образовательная программа по проектной деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

«Станция юных техников»

Приказ №28 от14.02. 2012 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




«Включение обучающихся в

проектную деятельность»




Возраст воспитанников - 10-18 лет

Срок реализации 1 год



Составитель:

Трафименко Сергей Иванович






г. Салехард, 2012 г.

Актуальность программы. В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских образовательных учреждений. Главное состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из жизни, все для жизни» как никогда лучше соответствует новым социокультурным условиям в обществе, обусловленным рыночной экономикой. Развитие общества во многом определяется тем, насколько система образования ориентирована в будущее. Работа с событиями будущего предполагает построение проектов. Для социума г. Салехарда и Ямало-Ненецкого автономного округа крайне важно, чтобы подрастающее поколение ощущало свою значимость, способность к творческо-поисковой. Чтобы молодые люди были способны к самоопределению и самореализации в профессиональной деятельности, на благо развивающегося общества.

Новизна программы заключается в том, что программа направлена на включение обучающихся в созидательную деятельность на основе метода проектов. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что обеспечивает выход на свой потенциальный уровень развития. Это признак качественного образования.

Вид и направленность программы. Дополнительная образовательная программа индивидуальной работы с включением обучающихся в проектную деятельность является экспериментальной. Замысел состоит в разработке базовой программы для включения в проектную деятельность обучающихся всех объединениях СЮТ. За основу содержания программы взята структура деятельности обучающегося по разработке проекта. Уникальность и универсальность программы состоит в том, что она содержит методологические и методические требования к участию в проектной деятельности обучающихся с учетом их запросов и потребностей, реальных учебных возможностей. С этой целью в программе предусмотрены вопросы о выборе темы проекта, обоснования ее актуальности, о постановке цели и задач проекта, его информационном обеспечении и разработке. Обучающиеся втягиваются в процесс проработки основных положений теории в соответствии с выбранной темой проекта. Коротко говоря, данная программа позволяет включить обучающегося в проектную деятельность по любой теме, выбранной совместно педагогом и обучающимся в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ в СЮТ:

  • научно-технической;

  • спортивно-технической;

  • художественно-эстетической;

  • туристско-краеведческой;

  • культурологической и др.

Оригинальность и особенность программы. Данная программа направлена на формирование ценностного отношения ребенка к общественно-значимой деятельности в обществе. Обучающийся в центре педагогической системы, которая направлена на уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его запросов, потребностей, интересов. Программа вводит ребенка в удивительный мир проектирования, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, нестандартного критического мышления, творческой индивидуальности. Программа знакомит обучающихся, с основами проектной деятельности, способами и средствами разработки проектов, способствует овладению ими образовательной компетенцией.

Практическая значимость программы. Обучающийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Программа тесно связана с комплексным применением знаний, умений и навыков для получения нового знания, способа деятельности. В процессе разработки проекта ребенок обретает способность к решению проблем, связанных с реальной жизненной действительностью. Это, несомненно, способствует его социализации.

Педагогическая целесообразность программы. Обучение детей по данной программы продиктовано сегодняшним временем. Разработка проектов в настоящее время популярно и востребовано развивающимся обществом. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В процессе проектной деятельности обучающийся учиться использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач. Процесс применения знаний в новой ситуации реализуется успешно! Причем, индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ребенка на свой уровень развития. При этом напомним, что суть качественного образования заключается в создании условий для обучения, воспитания и развития ребенка в соответствии с зоной его потенциального развития.

Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся, одаренные дети самостоятельно и охотно приобретают знания из недостающих источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают системное мышление и творческие способности.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование знаний о содержании и структуре проектной деятельности.

  • Формирование углубленных знаний, связанных с темой проекта.

  • Формирование умений и навыков работы над проектом.

Воспитывающие:

  • Воспитание нравственных мотивов поведения в обществе.

  • Воспитание ценностного отношения к проектной деятельности.

  • Воспитание самостоятельности как качества личности.

  • Воспитание любознательности.

Развивающие:

  • Развитие познавательных и исследовательских умений (наблюдение, сбор и обработка информации, анализ, обобщение, выявление проблем и др.).

  • Развитие эмоционально-ценностного восприятия явлений общественной жизни и природы.

  • Развитие опыта творческой деятельности, умений применять знания в новой ситуации.

  • Развитие умений самопрезентации своего опыта и коммуникативных умений.

Этапы реализации программы. Проект реализуется в три этапа:

Этап I. Подготовительно-организационный: осуществляется подготовка проекта.

На данном этапе формируется представление об основах проектной деятельности. Производится выбор темы проекта, формулируется проблема, ставится цель и задачи, разрабатывается план работы. Разрабатываются критерии оценки эффективности проекта.

Результат. Разработанный проект.

Этап II. Практической реализации проекта.

На данном этапе осуществляется сбор информации ее переработка и осмысление с помощью мыслительных операций. Происходит сбор и обработка предложений по проекту. Разрабатываются теоретические и практические основы проекта (концептуальные подходы, модели, сметы расходов, предложения по проекту, корректировка хода реализации проекта и пр.).

Результат. Реализованный (выполненный) проект.

  1. Этап III. Оформления и презентации проекта.

Анализ результатов работы над проектом. Итоги работы над проектом. Оформление проекта. Презентация проекта.

Результат. Оформленный (с презентацией) и представленный на конкурс проект.

Возрастные особенности обучающихся. В проектной деятельности могут с успехом участвовать дети всех возрастов. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Происходит осознание себя как социального существа, становление чувства долга ответственности. Происходит постепенный процесс перехода от предметно-действенного к конкретно-образному мышлению, от непроизвольного запоминания к запоминанию словесных формулировок. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску

В среднем школьном возрасте происходит ценностное самоопределение от учебной к общественно-полезной деятельности. Главной стороной жизни для обучающихся становится общение. Помимо познавательных мотивов, следует развивать сущностные мотивы: любовь к природе, любовь к Родине. В этом возрасте подросток начинает открывать для себя свой внутренний мир, у него развивается самосознание. Появляется стремление утвердить «Я» в системе общественных отношений. Более интенсивно у подростка в этом возрасте развиваются мыслительные способности. Он на более высоком уровне выполняет мыслительные операции: анализ, выделение главного сравнение, обобщение, классификация и др.

В старшем школьном возрасте ценностные ориентации больше связаны с будущей работой, с зарабатыванием на жизнь. Ведущей выступает учебно-профессиональная деятельность. Формируется творческая индивидуальность, стремление к самореализации. В этом возрасте важно воспитание нравственной устойчивости, гражданского самосознания и создание условий для профессионального и личностного самоопределения. Поэтому программа соответствует возрастным особенностям и направлена на их интеллектуальное развитие, на социализацию в обществе.

Методологическое обеспечение программы

1. Титульный лист с указанием:

- названия учреждения дополнительного образования;

- темы проекта и направления образовательной программы.

- Ф.И. обучающегося, возраст.

- Ф.И.О. научного руководителя.

2. Методологическое обеспечение работы раскрытие:

- актуальности темы проекта;

- объекта проектирования;

- цели и задач проекта;

- методов проектной деятельности (эмпирические и теоретические);

- экспериментальной базы проектирования.

3. Методическое обеспечение программы.

Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения областью практического и теоретического знания, той или иной деятельности. Суть метода проектов заключается в достижении дидактической цели через детальную разработку проекта. Таким образом, данный метод интегративный, включающий известные методы в оптимальном сочетании для достижения данной конкретной задачи в процессе проектной деятельности. С учетом возрастных особенностей для младших школьников предпочтительными выступают методы эмоционального (стимулирования) поощрения, создание ярких наглядных представлений, занимательности, планирования ситуации успеха и др., а также познавательные (опора на жизненный опыт, учебно-познавательные игры, выполнение творческих заданий и др.). Рекомендуется постепенное увеличение доли проблемно-поисковых методов и волевых методов стимулирования. Что будет способствовать созданию и преодолению затруднений у обучающихся в процессе проектной деятельности.

Средний школьный возраст характеризуется развитием способности к абстрактному и аналитико-синтетическому мышлению, поэтому следует уделить больше внимания к репродуктивному, проблемно-поисковому и исследовательскому методам при оказании оптимальной дозированной помощи. С 14-16 лет определяющее значение обретает саморегуляция, поэтому необходимо усиливать методы самоанализа и самоорганизации деятельности, например, самоконтроль, самопроверка, рецензирование, рефлексия поведения и деятельности.

Старший школьный возраст является этапом формирования творческой индивидуальности, поэтому в осуществлении методов мотивации и стимулирования следует опираться на познавательные (интеллектуального стимулирования, побуждения к поиску альтернативного решения, создания проблемных ситуаций, «мозговой атаки» и др.) и социальные (профессионального и жизненного самоопределения, желание быть полезным близким, Отечеству, прогнозирование будущей жизнедеятельности, поиск контактов и сотрудничества и др.) методы обучения.

Организационная форма учебной работы: индивидуальная, сочетание индивидуальной и групповой (при наличии двух и более одаренных детей).

Формы учебных занятий:

- урок;

- консультация;

- экскурсия;

- практикум;

- семинар;

- научно-практическая конференция;

- игры, викторины;

- соревнования;

- добавить свои специфические

Ожидаемые результаты.

У обучающихся развиваются:

Интеллектуальные, познавательные и исследовательские умения:

  • умение выполнять мыслительные операции (анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и др.);

  • умение составлять тезисы, конспект, формально-логические схемы;

  • умение проводить наблюдение;

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • умение ставить проблему;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Коммуникативные умения:

  • умение взаимодействовать с партнером;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держаться во время выступления;

  • умение использовать различные виды наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на вопросы.

Система отслеживания и оценивания результатов

Для определения уровня освоения образовательной программы разработаны критерии и показатели:

1. Ценностно-смысловая компетенция:

  • самоопределение к проектной деятельности;

  • самоопределение к нравственной практической деятельности по развитию благосостояния общества.

2. Методологическая компетенция.

  • определять тему проекта и ее актуальность;

  • ставить цель проекта и прогнозировать ожидаемый результат;

  • планировать деятельность по проведению выполнению проекта

3. Учебно - познавательная и коммуникативные компетенции:

  • самостоятельно приобретать новые знания и новые умения (сформированность познавательной самостоятельности);

  • сформированность критического мышления (анализ информации с позиций логики, применение полученных выводов в нестандартной ситуации);

  • навыки публичного выступления;

  • умение вести диалог и учитывать многообразие точек зрения.

4. Информационная компетенция.

  • поиск и переработка информации, ее сохранение и передача;

В течение учебного года осуществляется диагностика знаний, умений и навыков, полученных обучающимися. На начало учебного года проводится входная диагностика; на конец первого полугодия проводится промежуточная диагностика; на конец учебного года проводится выходная (итоговая диагностика).

Одним из важнейших критериев эффективности реализации программы проектной деятельности является участие обучающегося в конкурсах и конференциях различного уровня. Представление проекта рекомендуется в форме научного доклада с презентацией. Публикация докладов и тезисов в различных журналах и сборниках является свидетельством высокого уровня достижений обучающегося.



Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

всего

теор

практ

1.

Понятие проекта:

Роль и место проектов в познавательной и профессиональной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности.

2

1

1

2.

Основные характеристики проекта и его планирование: Определение темы проекта. Определение объекта проектирования и его значение в жизни станции юных туристов, в социуме г. Салехард.

Обоснование актуальности темы проекта. Определение источников информации. Организация самостоятельного поиска информации об объекте проектирования. Анализ ситуации проектирования, постановка проблемы и цели.

Определение практической значимости проекта для развития объединения СЮТ, социума г. Салехард. Постановка задач проекта и составление плана деятельности по его реализации. Выбор критериев оценки результатов. Оформление плана проекта. Подготовка аннотации на проект.

4

1

3

3.

Разработка теоретических основ объекта проектирования: Подготовка библиографии по теме проекта. Извлечение информации из литературных источников, Интернета, эмпирического материала из экспериментальной базы исследования.

Теоретический анализ: переработка информации на основе способов умственных действий (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и др.), формулировка выводов об объекте проектирования. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта проекта. Проведение необходимых опросов и анкетирования. Разработка теоретической части проекта (объекта проектирования).

6

2

4

4.

Моделирование и конструирование практической части проекта:

Техника безопасности при проведении выполнении проекта. Проведение необходимых экскурсий. Проведение необходимых опросов и анкетирования.

Проведения необходимых измерений, исследований.

Выводы, обобщение собранного материала.

Выполнение проекта: описание, по необходимости модели объекта проектирования, чертежей, схем, расчетов, составление бизнес-плана. Проведение необходимой видео и фото съемки. Наглядное представление хода и результатов эксперимента.

10

2

8

5.

Заключения и выводы по проекту: Подготовка выводов и рекомендаций по теме проектирования. Подготовка общего заключения о выполненном проекте.

4

2

2

6.

Самопрезентация проекта: Подготовка доклада о проведенном проектировании и его результатах. Подготовка к публичной защите проекта: тема, ее актуальность, цель и задачи, концептуальные положения, разработанные модели, таблицы результатов как средство их описания, сметы, бизнес-план и пр. Демонстрация опытных образцов. Оформление презентации для демонстрации посредством мультивидеопроектора.

Отработка навыков публичного выступления с презентацией.

6

2

4

7.

Рефлексия проведенной работы по выполнению проекта: Анализ всей деятельности по выполнению проекта: фиксация затруднений, описание путей и средств их реализации. Что понравилось и что не понравилось в процессе выполнения проекта? Какие изменения на пути саморазвития произошли с обучающимся?

4

-

4


Всего

36

10

26

Содержание дополнительной образовательной программы

1. Понятие проекта (2 часа).

Что мы вкладываем в понятие проект. Роль и место проектов в познавательной и профессиональной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности.

2. Основные характеристики проекта и его планирование (4 часа).

Определение темы проекта. Определение объекта проектирования и его значения в жизни станции юных туристов, в социуме г. Салехард. Обоснование ее актуальности проекта. Определение источников информации. Организация самостоятельного поиска информации об объекте проектирования. Анализ ситуации проектирования, постановка проблемы и цели. Определение практической значимости проекта для развития объединения СЮТ, социума г. Салехард. Постановка задач проекта и составление плана деятельности по его реализации. Выбор критериев оценки результатов. Оформление плана проекта. Подготовка аннотации на проект.

3. Разработка теоретических основ объекта проектирования (6 часов).

Подготовка библиографии по теме проекта. Извлечение информации из литературных источников, Интернета, эмпирического материала из экспериментальной базы исследования. Теоретический анализ: переработка информации на основе способов умственных действий (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и др.), формулировка выводов об объекте проектирования. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта проекта. Проведение необходимых опросов и анкетирования. Разработка теоретической части проекта (объекта проектирования).

4. Моделирование и конструирование практической части проекта (10 часов).

Техника безопасности при проведении выполнении проекта. Проведение необходимых экскурсий. Проведение необходимых опросов и анкетирования. Проведения необходимых измерений, исследований. Выводы, обобщение собранного материала. Выполнение проекта: описание, по необходимости модели объекта проектирования, чертежей, схем, расчетов, составление бизнес-плана. Проведение необходимой видео и фото съемки. Наглядное представление хода и результатов эксперимента.

5. Заключения и выводы по проекту(4 часа).

Подготовка выводов и рекомендаций по теме проектирования. Подготовка общего заключения о выполненном проекте.

6. Самопрезентация проекта (6 часов).

Подготовка научного доклада о проведенном поектировании и его результатах. Подготовка к публичной защите проекта: тема, ее актуальность, цель и задачи, концептуальные положения, разработанные модели, таблицы результатов как средство их описания, сметы, бизнес-план и пр. Демонстрация опытных образцов. Оформление презентации для демонстрации посредством мультивидеопроектора.

Отработка навыков публичного выступления с презентацией.

7. Рефлексия проведенной научно-исследовательской работы (4 часа).

Анализ всей деятельности: фиксация затруднений, описание путей и средств их реализации. Что понравилось и что не понравилось в процессе выполнения проекта. Какие изменения на пути саморазвития произошли с обучающимися.

Литература

  1. ЗаирбекЕ.С. Основы педагогического проектирования. - Санкт-Перербург, 1995.

  2. Крахмалев А.П. Формирование общих учебных умений обучающихся как условие освоения компетентностного подхода в обучении: Учебно-методическое пособие: Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.

  3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии, мурманск, 1997.

  4. Маркова А.К. Яковлева Е.Л. диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск,1992.

  5. Петровский В.А. Личность в психологии. - Ростов н/д, 1996.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., 1998.

  7. Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие, Омск: из-во ОмГПУ, 2005. - 256 с.

  8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.

  9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования./Библиотека журнала «Директор школы». М., 2000.


© 2010-2022